4 января 1908 года в Мариинском театре Петербурга был дан благотворительный концерт. На этом концерте звездой русского балета Анной Павловой была впервые исполнена хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь».
Начиная с 1913 г. на театральных афишах стало появляться ныне широко известное, ставшее классическим название — «Умирающий лебедь».
Знаменитая миниатюра "Умирающий лебедь” на музыку Камиля Сен-Санса была сочинена Михаилом Фокиным специально для Анны Павловой.
Когда Сен-Санс увидел Павлову, танцующую его «Лебедя», он добился встречи с ней, чтобы сказать: «Мадам, благодаря Вам я понял, что написал прекрасную музыку!»
Галина Уланова – прима «Александринского театра» в Санкт – Петербурге.
Майя Плисецкая решилась повторить коронный номер Анны Павловой в своей огранке и добилась успеха: ее умирающий лебедь - это леденящая смерть, которая превращается в жаркую красоту, и тем самым преображается в вечную жизнь.
Майя Плисецкая – пожалуй самая титулованная балерина России, прима «Большого Академического Театра», жена композитора Р. Щедрина, который специально для неё писал аранжировки на тему всевозможных музыкальных произведений.
«Умирающий лебедь» впоследствии стал коронным номером и для Майи Плисецкой. Если бы точно было известно, сколько раз она его исполнила, это число наверняка попало бы в книгу рекордов Гиннесса. Но установить его не представлялось бы возможным - слишком часто приходилось его бисировать.
Никогда не любившая повторов, Плисецкая видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
Ульяна Лопаткина - cегодняшняя прима «Мариинского Имперского Театра». Совершенно замечательная: пластичная, тонкочувствующая, ритмичная. Лауреат всевозможных премий. Попасть на спектакль, в котором танцует Лопаткина весьма сложно.
"Умирающий лебедь" в исполнении
японской балетной труппы – невероятно интересное и авнгардное прочтение темы. Совершенно по-японски.
«Умирающий Лебедь» жив до сих пор. Камиля Сен-Санса считали талантливым, но не гениальным композитором. Я не думаю, что человек, который написал музыку, способную пережить множество лет нельзя отнести к очень большим мастерам. Критики далеко не всегда правы. Нужно слушать своё сердце. Оно – самый лучший эксперт.
“Карнавал животных”
Ирония судьбы в том, что это, быть может, самое популярное произведение Сен-Санса было тем сочинением, которое композитор совершенно не предполагал публиковать. Единственный номер из этой “Большой зоологической фантазии” (таков авторский подзаголовок к “Карнавалу”), которому Сен-Санс позволил появиться в печати при своей жизни, – “Лебедь”, самое знаменитое из всех виолончельных соло.
Marina Ovchinnikova