При посещении Англии и Голландии царь Пётр I очень заинтересовался новшествами в виде кабинета «кунштов» («куншт» – редкость, чудо). Петр решил организовать подобный кабинет в России.
Он тут же приобрел первые экспонаты, ставшие впоследствии обитателями «государева Кабинета». Даже перенос столицы в Петербург не помешал планам великого деятеля: «Кабинет редкостей» переехал вместе с его создателем.
По приказу царя Кунсткамеру расположили в Летнем дворце. Днем рождения музея является 31 января 1714 года. Коллекции росли, со всех концов России и из-за границы к музею стекались разнообразные диковинки. Кстати, посетители побаивались экспонатов. Тогда Петр приманил мужчин рюмочкой водки, а женщин угощали чашечкой кофе.
Для разрастающегося музея в 1718 году царь приказал архитектору Маттарнови разработать проект нового здания. Участвовали в возведении Петровской Кунсткамеры и другие архитекторы — Гербель, Земцов и Киавери.
Долго длилось строительство, сам Петр умер до его окончания. Но результат превзошел все ожидания: ничего красивее в Европе не было. Кроме того, уникальность проекта в том, что до настоящего времени не было необходимости в проведении капитального ремонта.
Здание на Васильевском острове состояло из двух трехэтажных корпусов в стиле барокко с замысловатым завершением купола. В восточной части разместились коллекции музея. Анатомический театр занял среднюю часть. Академия наук обосновалась в западном крыле, а обсерватория – в башне.
Кунсткамера — первый российский музей
Открытие первого отечественного музея связано с именем самого любопытного и деятельного царя в российской истории — Петра I.
Оказавшись в Европе в возрасте 25 лет, молодой царь впервые побывал в так называемых «кунсткамерах» — «кабинетах диковинок».
Эти кабинеты напоминали лавки, где торговали всякой всячиной: старинные монеты соседствовали здесь со скелетами зверей и чучелами птиц, а древние книги на непонятных языках уютно располагались вокруг склянок с заспиртованными уродцами.
Петра, увлеченного естественными и техническими науками, эти чудеса заинтересовали невероятно. Он, не жалея денег, скупает понравившиеся ему редкостные вещи и отправляет в Россию. Петровская коллекция включала книги, инструменты, оружие, природные диковинки. Они и стали экспонатами первого русского музея под названием «Кунсткамера», что в переводе с немецкого означает «кабинет диковинок».
Кунсткамера была основана в период между 1704 и 1718 годами. В это время Петр издает указ «О приносе родившихся уродцев, а также найденных необыкновенных вещей». Утаивание уродцев почиталось за государственное преступление и наказывалось штрафом. Тех же, кто спешил пополнить государеву коллекцию, награждали приличной денежной суммой. Акции изъятия существ странного вида у граждан российского государства проводилось в рамках так называемой «тератологии», или науки о монстрах. Тератология почиталась не только забавою, но и деятельностью весьма полезною, так как позволяла показать, что уроды появляются на свет по причинам естественным, без всякого вмешательства дьявола.
Монстры всех видов и мастей поступали в Кунсткамеру регулярно и в изобилии — как живые, так и мертвые. Здесь тех, что были мертвыми, препарировали и готовили из них препараты. Царь с энтузиазмом принимал в этом участие: он был неплохим патологоанатомом и увлекался анатомией. (Живые так и существовали при музее до своей естественной смерти.)
Некоторые из экспонатов петровского времени сохранились до сегодняшнего дня: например, двухголовый теленок и огромный скелет француза по имени Буржуа.
Петр увидел Буржуа, рост которого был 2 метра 27 см, на ярмарке в городе Кале, нанял его к себе на службу и привез в Россию. (Мода XVIII века предписывала европейским государям держать при дворе карликов и великанов: первых — для забавы, вторых — для охраны.)
Буржуа ездил на запятках царской кареты в течение семи лет, а потом взял да и умер. Петр не мог упустить возможность превратить бывшего лакея в один из бесценных препаратов Кунсткамеры: труп препарировали, кости выварили и скрепили в скелет, который и по сей день поражает посетителей своими размерами. Правда, музейные работники обновили бывшему французу череп. То, что служило истинным хранилищем его интеллекта, сгорело при пожаре музея в 1747 году.
Легенда повествует, что пристрастное отношение царя к уродцам послужило причиной выбора места для закладки здания, выстроенного специально под музей. Как-то, гуляя по болотам в ту пору еще пустынного Васильевского острова, Петр наткнулся на сосну, в ствол которой полукругом, напоминающим дужку замка, вросла ветка. «Вот так дерево-монстр!» — воскликнул царь, тут же приказал срубить сосну «на память», а на том месте, где она росла, заложить новое здание под Кунсткамеру.
С 1727 года музей открыли для посетителей. Петр всячески поощрял любознательных граждан: денег за посещение с них не брать, а напротив — «приучать и угощать». Сохранились документы, согласно которым посетителям в Кунсткамере предлагали «кофе и цукерброды», кормили закусками и поили венгерским вином — все за государев счет. Встречал публику так называемый «суббиблиотекарь», который сопровождал посетителей из комнаты в комнату, все показывал, объяснял и отвечал на вопросы. Свидетели того времени отмечали, что Кунсткамера никогда не пустовала: в ней всегда было «множество... разного звания народу».
Коллекции Кунсткамеры постоянно пополнялись вещами, собранными русскими путешественниками во время их экспедиций во все стороны света. В начале 40-х годов ХIХ века на базе Кунсткамеры в Петербурге создаются 8 академических музеев, ведущих активную научную работу и получающих самостоятельные здания. История музейного дела в России развивается семимильными шагами.
Но и по сей день монументальное здание Кунсткамеры — первого российского музея, построенного Петром на Стрелке Васильевского острова, — остается одним из немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века и поражает наше воображение.