Заставка к материалу:Ферапонтов монастырь. Вид со стороны Бородавского озера
1502 Дионисий начал роспись Ферапонтова монастыря.
© 404 - File or directory not found
ФЕРАПОНТОВ МОНАСТЫРЬ, православная обитель, знаменитая благодаря фрескам Дионисия.
Расположен в Кирилловском районе Вологодской области, неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря, на невысоком холме между озерами Бородавское и Пасское.
Основан в 1398 году преподобным Ферапонтом Белозерским, который пришел в эти края вместе с Кириллом Белозерским из московского Симонова монастыря. Расцвет обители приходится на 15–16 вв.; в Смутное время наступил ее упадок; в 1798 обитель была закрыта. В 1903 по указу Св. Синода монастырь был возобновлен, но уже не в виде мужского, как первоначально, а как женский.
Ферапонтов монастырь. Святые ворота
Въезд в монастырь оформлен Святыми воротами с двумя шатровыми надвратными церквами Богоявления и Ферапонта (1649). Внутри композиционно доминирует одноглавый (первоначально двуглавый) собор Рождества Богородицы (1490), соединенный галереей с колокольней (17 в.), трапезной палатой и Благовещенской церковью со звонницей (1530–1534); к собору примыкает храм Мартиниана (1640), еще одного из белозерских святых подвижников. Из художественных ценностей монастыря особо примечательны росписи соборного интерьера, исполненные Дионисием вместе с сыновьями Владимиром и Феодосием (1502) и дошедшие до нас практически в первозданном виде.
Закрытый после Октябрьской революции 1917, с 1924 монастырь существовал как музей. С 1989 вновь проводятся службы в надвратных церквах.
©
Дионисий - русский живописец и иконописец, один из величайших художников Святой Руси. Продолжатель традиций А. Рублёва, самый значит, представитель московской школы кон. XV в. Характерной чертой его искусства были узкие, элегантные фигуры, тонкий, уверенный рисунок и часто светлые, прозрачные краски. Рисовал фрески в Пафнутьевом монастыре (1467 -1477) в Боровске, писал в моек. Успенском соборе (1481 - 1482), где работал вместе с иконописцами Тимофеем, Конём и Ярезом. Работал в Иосифо-Волоцком монастыре (1484 — 1486), а со своими сыновьями Феодосием и Владимиром писал фрески и иконы в Ферапонтовом монастыре (1500 - 1502). Создал (1500) знаменитую икону «Крещение».
Икона происходит из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Спаситель изображен стоящим глубоко в воде. Слева изображен Иоанн Предтеча, возлагающий руку на голову Христа. Справа - ангелы, задрапированные руки и покровы в руках которых указывают на реальную деталь ритуала крещения: они выполняют роль восприемников. В виде голубя изображен сходящий Святой Дух. Иордан изображается между двух утесов, на дне реки мы видим человеческие фигурки, олицетворяющие Иордан и море (редкая иконографическая деталь с античными корнями в искусстве христианского Востока).
Дионисий расписывал Рождественский собор Пафнутиева Боровского монастыря (1467-76); написал иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля; иконы и фрески соборной церкви Иосифо-Волоколамского монастыря (после 1485). В иконах и фресках Дионисия по сравнению с искусством эпохи Андрея Рублева проявляются единообразие приемов, черты праздничности и декоративности, перед которыми несколько отступает психологическая выразительность образов. Иконам Дионисия с их тонким рисунком и изысканным колоритом, с сильно вытянутыми грациозными фигурами присущи нарядность и торжественность (“Богоматерь Одигитрия”, 1482; “Спас в силах”, “Распятие”, обе 1500; иконы для Ферапонтова монастыря, 1500-02, совместно с сыновьями Владимиром и Феодосией). Дионисию приписывают также иконы “Митрополит Петр в житии” (Успенский собор Московского Кремля), “Митрополит Алексий в житии” и ряд др. работ. Созданные Дионисием с сыновьями росписи собора Ферапонтова монастыря близ г. Кириллова (1500-02) принадлежат к числу наиболее совершенных образцов русского средневекового монументального искусства, где в стройной и цельной системе росписей органично решены идейно-образные и декоративные задачи. Эти росписи отличаются слитностью с архитектурой и красотой подчиненных плоскости стены композиций, с изящными, как бы лишенными тяжести фигурами и холодной колористической гаммой, преобладанием светлых оттенков.
ДИОНИСИЙ (ум. после 1502 или 1503) - живописец. Происходил из знатного рода, но непосредственные предки Д. неизвестны. Между 1462 и 1472 создал житийные иконы митрополитов Петра и Алексея и вместе с иконником Митрофаном расписал Рождественскую церковь в Пафнутьевом Боровском монастыре, по словам летописца, "чюдно вельми". Д. был вызван в Москву и в 1481 с артелью приступил к написанию икон для Успенского собора Кремля. Эта работа поставила его во главе моек. живописной школы. В 1484 Иосиф Волоцкий пригласил Д. руководить росписью храма Иосифо-Волоколамского монастыря. В это время им создана икона "Богоматерь Одигитрия", хранящаяся в Третьяковской галерее. В 1500 - 1502 Д. расписывал с сыновьями храм Ферапонтовского монастыря. Последними из сохранившихся работ Д. были две иконы - "Спас в силах" и "Распятие" (Третьяковка). Большинство произведений Д. до нас не дошло. Д. воплотил духовные и художественные искания эпохи. Его искусство соединило в себе помыслы уходящей школы Рублева и новые философские веяния XVI в. "Творения Д. отличаются благородством, спокойной величественностью, изяществом и утонченностью образов, артистизмом исполнения, светоносностью звучных светлых красок" (В.К. Лаурина, искусствовед).
Литература:
Чугунов Г.И. Дионисий. Л., 1979;
Дергачев В.В. Родословие Дионисия Иконника // Памятники культуры. Новые открытия: 1988. М., 1989.
1889 Проведён последний бой боксёров без перчаток.
1889 В Лондоне открыт отель «Савой», первая в мире гостиница с ванной в каждом номере.
1926 Киностудия «Warner Brothers» представила на суд зрителей фильм «Дон Жуан» со звуковой системой «Витафон», позволявшей синхронизировать музыкальное сопровождение с кинокадрами.
1932 Открылся первый Венецианский кинофестиваль.