1934 В СССР проводится первая телепередача со звуковым сопровождением. Актер МХАТа Иван Москвин читает рассказ Чехова "Злоумышленник".
Если следовать общепринятому определению, что телевещание — это процесс распространения информации для массовой аудитории средствами телевизионной техники из одного редакционно-технического центра, то можно считать, что регулярным оно стало с конца 1934 года.
Новая аппаратура позволила передавать изображения с синхронным звуком. В телепрограммах появились дикторы, артисты, выдающиеся деятели своего времени. Зарождалась телевизионная журналистика, велись поиски художественных и публицистических возможностей нового средства массовой информации.
Появление звука повлекло за собой качественное изменение характера передач. Если раньше звуковое сопровождение состояло только из фраз типа «что делает этот человек?», то теперь телевидение стало осваивать литературное и информационно-публицистическое направления.
Регулярное телевещание, в отличие от регулярных показов технических возможностей и демонстрации кинокартин, было непосредственно связано с использованием телепередатчика прямого видения вместо передатчика бегущего луча. Аппаратура для широковещания была разработана и изготовлена в цехе телевидения НИИС под руководством В. А. Архангельского и И.С. Джигита.
Усилительную часть передатчика разработал инженер Смирнов, а его конструктором был — Тарасов (к сожалению, инициалы этих специалистов пока не установлены). В основу разработки передатчика был положен опыт, накопленный при проведении исследовательских работ по прямому видению в лаборатории ВЭИ. Этот аппарат был не только намного надежнее предыдущей модели, но и позволял показывать объекты уже не в полной темноте, а при обычном освещении. Теперь в студии свободно могли выступать общественные деятели, ученые, артисты, а зрители — смотреть передачи с синхронным звуком.
Значительно расширялась и съемочная площадка. Новый передатчик, как указывал В. А. Архангельский, позволял вести трансляции с улиц при естественном дневном освещении. В нем были применены фотоэлементы с вторичной эмиссией. Строка раскладывалась на 42 элемента: 40 — для развертки изображения и два — для синхронизации.
Руководитель разработки первой отечественной системы оптико-механического телевидения прямого видения В. И. Архангельский в мартовском номере журнала «Радиофронт» за 1935 год писал, что регулярные передачи изображения и звука начались с 16 декабря 1934 года. До февраля 1935 было проведено шесть экспериментальных передач, и все они шли со звуком. В телеконцертах участвовали вокалисты, чтецы, музыканты и драматические артисты, вел их диктор-конферансье. Телевещание проводилось с 24 часов, когда заканчивало работу радио, из небольшой студии Московского радиотехнического узла Наркомата связи, находившейся на улице Никольская (тогда 25 Октября) недалеко от Красной площади.
По мнению А. М. Варбанского и Л.С. Лейтеса, датой начала регулярных студийных передач телевидения со звуковым сопровождением также следует считать 16 декабря 1934 года («Электросвязь», 2002, № 2, с.48). Но в справочно-информационном сборнике «Телевидение и радиовещание в СССР» (Гостелерадио,1979, с. 29) указана другая дата — 15 ноября 1934 года, а историк телевидения М. С. Глейзер считал, что это событие произошло 16 ноября 1934 года. Возможно, такое расхождение «в один день» связано с тем, что регулярное телевизионное вещание с синхронным звуком могло начаться в ночь с 15 на 16 ноября 1934 года. Наиболее авторитетным пока все же считается мнение разработчика аппаратуры В. А. Архангельского, а точную дату предстоит определить экспертам.
Телевидение вело постоянный поиск новых технических средств и творческих решений. На пути своего формирования и становления оно прошло несколько качественных преобразований. 1931 и 1934 годы, несомненно, заслуживают внимания. На раннем этапе развития были заложены особенности популярнейшего из СМИ, которое постепенно развивалось, претерпевало взлеты и падения, но всегда привлекало массы зрителей.
Оптико-механическое, или малострочное, телевидение (с диском Нипкова) могло вести передачи на длинных и средних радиоволнах, и в этом заключалось его преимущество перед электронным. Зона охвата телецентром зрителей была практически неограниченной, и передачи из Москвы принимались в Берлине так же хорошо, как и в Харькове. Но малострочный телевизор имел серьезный недостаток — маленький экран, который был ограничен размерами диска Нипкова. При увеличении экрана диск становился гигантских размеров, что, в конце концов, завело оптико-механическое телевидение в тупик.
Итак, 16 декабря 1934 года из Московского радиотехнического узла с помощью нового телеоборудования прямого видения была проведена первая в СССР передача со звуком — телевизионный эстрадный концерт, который длился 25 минут. Диктор обратился к телелюбителям (так тогда называли телезрителей) со словами: «Смотрите и слушайте наш первый телевизионный концерт». Выступить в передаче пригласили известного артиста МХАТа И. М. Москвина. По воспоминаниям очевидца, Иван Михайлович, немного волнуясь, поддерживаемый под руки, взбирался по крутой и узкой лестнице в «телецентр». Артист изумлялся: «Неужто видно будет? Через стены? Чудо ведь!».
Народный артист CCCP И. М. Москвин
Припав к смотровому окошку (а тогда в телевизор смотрели по очереди и одним глазом, как в микроскоп), председатель Всесоюзного радиокомитета П. М. Керженцев возбужденно сообщил, что видимость просто отменная: на экране был виден человек, а когда он заговорил, Керженцев по голосу узнал Москвина. Так начиналось отечественное звуковое телевидение. И. М. Москвин прочел рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник», а затем выступили певица и балетная пара. Регулярные передачи прямого видения дополнили демонстрацию звуковых кинофильмов.
Газеты писали, что «отныне можно не только слышать, но и видеть артиста, поющего в студии. Письма, получаемые редакцией телевидения, показывают, что у нас появились уже радиозрители». Редактором первых телевизионных передач был А. И. Сальман, впоследствии директор Московского телевизионного центра. Так в конце 1934 года в Москве началась регулярная работа нового телевизионного передатчика. В передатчике прямого видения, в отличие от системы бегущего луча, освещался объект, а не диск. Посредством объектива в кадре (диске), площадь которого ограничивалась рамкой, получалось действительное изображение объекта. Свет, проходящий при вращении диска через его отверстия, перемещающиеся в поле рамки, падал на расположенный за диском фотоэлемент, с которого снимались фотосигналы. Камера находилась в аппаратной за толстым стеклом.
Вскоре московский телецентр уже отвечал техническим условиям ведения программ того времени и по праву мог считаться одним из самых технически совершенных телецентров мира. Среди первых программ телевидения значительное место занимали передачи на общественно-политические темы. По телевидению выступали: нарком юстиции СССР Н. Крыленко, нарком здравоохранения Н. Семашко, рабочие-новаторы А. Стаханов, Н. Дюканов, Д. Канцедалов, герои-летчики В. Чкалов, А. Беляков, Г. Байдуков, челюскинцы и первые Герои Советского Союза Н. Каманин, В. Молоков, М. Слепнев, С. Леваневский. В программы включались эстрадные концерты, фрагменты театральных постановок, преимущественно балетных и оперных. Зарождались искусство составления телевизионных программ (телевизионное программирование) и тележурналистика. Интерес к телевидению, вызванный первыми опытными передачами, стимулировал общественную потребность в широком телевещании.
В 1934 году был создан отдел телевидения Всесоюзного радиокомитета, который возглавил А. И. Сальман.
Итак, в 1934 году началось регулярное телевещание по оптико-механической системе прямого видения. Телевидение воистину стало «волшебным зеркалом», показывающим не только «живые» картинки — рисованные мультфильмы, кинокартины, но и выступления актеров и героев своего времени.
В 1930-е годы началась эпоха телевидения. У «волшебного зеркала» в отличие от кинематографа период «немоты» был очень недолгим. Заговорив, оно постепенно осознало свою важнейшую роль как средства массовой информации и пропаганды. 16 декабря 1939 года в СССР отмечалась пятая годовщина «первой телепрограммы».
В 1975 году А. Я. Юровский в книге «Телевидение — поиски и решения. Очерки истории и теории советской телевизионной журналистики» писал: «С этого дня — с 15 ноября 1934 года, с этого короткого концерта и следует начинать отсчет истории советского телевидения».
Н.П. Карцов в 1980 году в работе «Телевидение в нашей жизни» предполагал: «…состоится празднование столетнего юбилея советского телевидения. А будет это 15 ноября 2034 года. Откроет торжественное собрание очень ответственный руководитель будущего телевидения и напомнит, что ровно сто лет тому назад, именно 15 ноября 1934 года, в маленьком, всего одном, студийном павильоне начались советские телевизионные передачи».
В 2004 году отмечался очередной юбилей — 70-летие регулярного звукового телевещания в России. В нем принимали участие: Союз журналистов России, Институт повышения квалификации работников радио и телевидения, кафедра телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, Гостелерадиофонд, ФГУП «РТРС» и другие организации.
В сентябре 2004 в городе Ялте состоялась Ассамблея Международной академии телевидения и радио (IATR) под председательством ее президента А. Г. Лысенко, посвященная 70-летию телевидения. На Ассамблее прозвучали доклады и выступления многих деятелей — Г. З. Юшкявичуса, С. А. Муратова, В. Л. Богданова, Г. И. Скляра и др., внесших значительный вклад в дело развития отечественного телевидения, говорилось об истории и перспективах развития телевидения в нашей стране.
В 2004 году автором данной статьи была подготовлена историко-библиографическая справка, на основании которой мэрией Москвы, по ходатайству ФГУП «РТРС», было принято решение об увековечивании памятных дат в области телевидения. 13 ноября 2004 года в центре Москвы, на здании, где располагалась первая телевизионная студия — Никольская улица, дом 7 — была открыта памятная мемориальная доска в честь происходивших здесь исторических событий начала эпохи телевидения. В тот же день в Королёвском зале рядом с Останкинской телебашней состоялся юбилейный вечер, посвященный 70-летию регулярного звукового телевещания. Гостелерадиофонд подготовил историческую видеопрограмму и вел съемки юбилейных торжеств.
История «волшебного зеркала» продолжается.
Владимир Кремень
1982 Похороны Л.И. Брежнева на Красной площади. Когда гроб с телом покойного опускают в могилу, он срывается и со стуком падает вниз. Брежнев становится десятым в гранитной шеренге у Кремлевской стены.