Календарь

2017 » Февраль » 4 » Суббота
Оцени заставку:
928
    № 1104     7 Июль 2010
1857 Научной общественности впервые представили неандертальца.
  ©
В 1856 году в долине Неандерталь в Германии обнаружили останки существа, жившего около 150 тысяч лет назад. Годом позже, 4 февраля 1857 года, в Бонне на заседании Нижнерейнского общества естествоиспытателей и врачей состоялось представление найденного ископаемого черепа древнего человека, названного по месту обнаружениея «неандертальцем».

Представили находку профессор Иоганн Карл Фульротт и палеонтолог Герман Шафгаузен. Высокое собрание значимости находки тогда не оценило и не поверило в древность находки. По поводу происхождения черепа выдвигались самые различные теории, в том числе и та, что он принадлежал обезьяноподобному русскому казаку-монголоиду, погибшему в 1814 году, когда кавалерия генерала Александра Чернышева громила под Дюссельдорфом арьергард Наполеона Бонапарта.

В конечном итоге неандерталец «победил». В ископаемом виде они были найдены еще в четырехстах местах Северного полушария Евразии. Он имел объем мозга, близкий к современному человеку, но покатый лоб и надбровные дуги, низкую черепную коробку; жил в пещерах, охотясь на мамонтов. У неандертальцев впервые были обнаружены захоронения трупов.

Долгое время считалось, что неандертальцы предшествовали появлению человека современного типа. Но в 2006 году учёным удалось расшифровать гены неандертальцев, в результате чего выяснилось, что генетическое расхождение между современными людьми и неандертальцами составляет 500 тысяч лет. Было установлено, что неандертальцы некоторое время жили одновременно с другим типом «человека разумного» – кроманьонцем, останки которого впервые были найдены в пещере Кро-Маньон во Франции.

Внешний облик и мозг у кроманьонцев был как у современных людей, и они считаются нашими прямыми предками.

©     26 Марта 2010, 04:00
Археологи откопали Женщину-Х

На Алтае обнаружен неизвестный науке вид людей

ДРЕВНИЙ МИЗИНЕЦ

Сенсационное открытие состоялось благодаря раскопкам в знаменитой Денисовой пещере, расположенной на границе Алтайского края и Республики Алтай. Здесь еще в 2008 году группа российских исследователей под руководством академика Анатолия Деревянко и доктора исторических наук Михаила Шунькова из Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук откопала среди прочих останков кость мизинца. Ученые предположили, что принадлежит она неандертальцу. Однако тщательный генетический анализ, проведенный недавно, показал: найден неизвестный ранее вид людей. А мизинец примерно 50 - 30 тысяч лет назад находился на руке одной из его представительниц - то ли девочки, то ли взрослой, но маленькой особи. Ее-то ученые и назвали Женщиной-Х.

Женщина-Х сильно отличалась от
современных людей: даже неандертальцы
вдвое ближе к нам, чем она
ТРЕТЬЕЙ БУДЕШЬ?

Кусочек таинственной незнакомки попал в Германию, в Лейпциг - в Институт эволюционной антропологии имени Макса Планка - к профессорам Иоганну Краузе и Свенту Паабо, исследователям, которые уже несколько лет расшифровывают геном неандертальца. Ищут генетические отличия этого вида людей от нас и других человекообразных существ.

Профессора для начала выделили из найденного на Алтае мизинца так называемую митохондриальную ДНК (мтДНК) - короткую молекулу, которая передается из поколения в поколение только по материнской линии. Полученный образец сравнили с геномом современных людей, кроманьонца, жившего 30 тысяч лет назад, нескольких неандертальцев и шимпанзе.

- Это в любом случае некое новое существо, которое до сих пор не светилось на наших радарах, - уверен профессор Свент Паабо.

Ученый предполагает, что оно - существо - отделилось от общего предка человека более миллиона лет назад. Параллельно ему двинулся некто, от которого 500 тысяч лет назад отделился неандерталец. Таким образом, можно смело считать, что на Земле жили и соседствовали как минимум три разновидности разумных существ: кроманьонцы (современные люди - хомо сапиенс), неандертальцы и люди-Х.

Слева - хоббит,
справа - современный человек
ВРОДЕ БЫ ЕСТЬ ЕЩЕ ДВОЕ

Ученые продолжают спорить по поводу так называемых хоббитов - крошечных человечков ростом порядка 80 сантиметров, останки которых были обнаружены в 2004 году на индонезийском острове Флорес.

Малютки, чьи кости тоже были найдены в пещере, жили 20 тысяч лет назад, соседствуя с современными людьми. Но анализ выкопанных позднее орудий показал: предки хоббитов существовали еще миллион лет назад. И сейчас все больше доводов в пользу того, что крошечные человечки были самостоятельным видом. То есть уж четвертым по счету. Если, конечно, не окажется при ближайшем генетическом рассмотрении, что мизинец принадлежал такой же малютке - близкой родственнице индонезийских хоббитов.

Спорят и о костях, обнаруженных в 1913 году в Африке близ городка Боскоп (Boskop). Там были выкопаны странные черепа - непропорционально большие.

Позднее, описывая их в журнале Nature, исследователь Фредерик Фитцсимонс сообщил: останки принадлежали людям, которые жили около 30 тысяч лет назад. И объем их мозга доходил до 1900 кубических сантиметров. Это на 30 процентов больше, чем у современного человека. Головастых назвали боскопами. Ко всему прочему у них были удивительные лица - почти детские: с маленькими подбородками, крошечными носами и большими глазами. Чем не кандидаты в еще один - пятый - вид людей. Он загадочно исчез примерно 20 тысяч лет назад.

НЕ ЧУЖИЕ ОНИ НАМ

По словам Краузе и Паабо, приведенным в журнале Nature, алтайское открытие позволило им предположить: по крайней мере три вида человека - хомо сапиенс, неандерталец и тот тип, к которому относится Женщина-Х, - могли встретиться и вступить в некоторые отношения друг с другом где-то на юге Сибири.

Под некоторыми отношениям подразумеваются сексуальные контакты. И это еще одна сенсация. Ведь прежде ученые отрицали «пещерные» прелюбодеяния между разумными представителями разных биологических видов. А теперь не отрицают.

- Я уверен, что неандертальцы и кроманьонцы занимались сексом, - говорил Паабо еще в прошлом году. Теперь к этой группе профессор добавляет еще и Женщину-Х.

Год назад Паабо сомневался, получалось ли в результате межвидового скрещивания потомство, способное к дальнейшему размножению. Ведь, как правило, гибриды бесплодны. Но теперь, похоже, он нашел подтверждение тому, что человеческие гибриды продолжили свой род. И донесли гены до современных поколений.

По останкам, которые принадлежали человеку, жившему около 40 тысяч лет назад на территории Румынии, профессор антропологии Эрик Тринкаус из Вашингтонского университета воссоздал внешний облик. И обнаружил в нем черты как кроманьонца, так и неандертальца. То есть вероятного гибрида. А если гибриды получались, то и секс был.

Увы, как конкретно выглядела Женщина-Х, неизвестно. По одному мизинцу внешний облик точно не восстановить. Хотя предположить можно. В силу своих генетических отличий от нас загадочная дама, скорее всего, была ближе к неандертальцам. Поэтому вряд ли казалась привлекательной с человеческой точки зрения. И тем не менее вполне могла пользоваться спросом у наших непосредственных предков. Равно как и неандертальские женщины - коренастые и рыжие.

СПРАВКА «КП»

Денисова пещера - пещерный дом - расположена в правом борту долины реки Ануй в 4 км от села Черный Ануй и в 40 км от районного центра Солонешное Алтайского края. Высота над уровнем моря - 670 метров, над современным уровнем реки - 28 метров.

Знаменитая пещера

Пещера горизонтального типа, с широким входом, расположена близко к воде. Для археологии была открыта в 1977 году Николаем Оводовым, который заложил два первых разведочных шурфа. В итоге при раскопках пещеры было обнаружено более 20 культурных слоев различных эпох.

Владимир ЛАГОВСКИЙ