В 2008 году исполнилось ровно 100 лет как парижский врач мадам Гиш Саро придумала бюстгальтер. Этот юбилей - благовидный повод, образно говоря, покопаться в белье. Разумеется, совершенно чистом и не таком уж чужом.
Доктор Саро меньше всего предполагала, что лифчик, который поначалу продавался и в аптеках, станет объектом творчества высокой моды, а исходила исключительно из гигиенических соображений. До той же поры прекрасная половина человечества обходилась без этого предмета гардероба.
Древние гречанки ходили по античным городам, оголив одну грудь. Любопытно, что, как правило, левую, ибо еще тогда было замечено, что у 80 проц. женщин она несколько больше правой. Средневековье надолго положило конец такому кокетству, и дамы свободно (в прямом и переносном смысле) вздохнули лишь с наступлением эпохи Возрождения. Впрочем, это не значит, что в Средние века врачей не интересовали предметы дамского белья. Несколько конструкций так называемых поясов верности было придумано эскулапами (вероятно, в соавторстве с кузнецами) по заказу ревнивых рыцарей, вынужденных подолгу находиться в походах вдалеке от жен.
В данном контексте, думаю, позволительно тему медицины и нижнего белья проследить дальше Средневековья - ведь такая оказия может еще 100 лет не представиться. Несмотря на колоссальные перемены во взглядах на супружескую верность, идея пояса верности оказалась востребованной и в нашем, XXI веке. В свободную продажу поступают "детекторы семени", заимствованные у судебных медиков, но предназначенные современным Отелло для самостоятельного установления факта измены. Кстати, только в наступившем веке люди додумались до мужских "поясов верности". Судя по короткому описанию, это хитроумный чехол с клапанами и электроникой.
Но дальше всех по пути модернизации белья пошел итальянский психолог Джузеппе Чирилло, который создал "пояс верности XXI века", позволяющий как супружеским, так и не супружеским парам контролировать преданность друг другу с помощью микропроцессора, встроенного в нижнее белье. Интересно, что создавал это изделие Чирилло, если верить его заявлению, отнюдь не для того, чтобы потакать ревнивцам, а для тех супругов, которые захотят продемонстрировать верность своим половинам. Вот только не подумал высоконравственный психолог, что коли банковские, даже пентагоновские, электронные коды не гарантированы от взлома, то занести компьютерный вирус в трусики не составит труда начинающему хакеру.
Однако доктор Саро - друг, но истина дороже. День рождения бюстгальтера празднуется за последние несколько десятилетий уже четвертый или пятый раз. Кто-то утверждает, что ему исполнилось 80 лет, кто-то - 90, а кто-то - все 200. Немцы не хотят уступать право первенства французам, а итальянцы смотрят с презрением и на тех и на других и утверждают, что первый бюстгальтер сшил венецианский портной Сципионе в 1596 году.
Спор этот беспредметен, если не определиться, какую функцию выполняли все претенденты на звание лифчика. Доктор Саро первая поставила сугубо гигиеническую задачу, отчего мы склонны считать ее пионером бюстгальтерного дела. Однако всегда существовали приспособления для того, чтобы скрыть грудь или подчеркнуть ее форму, делать ее более плоской или, напротив, высокой. Выходит, бюстгальтер - это не атрибут женской груди, а зеркало отношения к ней.
"Я хотел бы стать лентой, которая стягивает твою грудь". Так звучит одно из древнейших любовных посланий, писаное иероглифами египтянином примерно в VI веке до нашей эры. На фресках домов откопанной из-под пепла Помпеи изумленные археологи обнаружили немало изображений дам, верхнюю часть костюмов которых с полным правом можно назвать "дедушкой" (логичнее "бабушкой", но у грамматики свои законы) современного бюстгальтера.
Вообще-то все гениальные идеи, когда настает подходящий момент, одновременно приходят в голову нескольким людям. В 1889 году парижская модистка Эрмин Кадоль, клиентка которой жаловалась, что корсет мешает ей играть в теннис, взяла и отрезала от неудобного предмета нижнюю часть. Но титул первооткрывателя ей не достался. Лишь после появления на свет Божий творения доктора Саро бюстгальтер стал важнейшим атрибутом моды. Сообразительные трикотажных дел мастера начали изготовлять "полукорсеты для стройных дам и девиц", проще говоря, бюстгальтеры, набитые ватой или войлоком и придававшие груди под платьем особенно пышную форму. Затем настали 20-е годы, в моду вошел стиль а-ля гарсон - стрижка под мальчика и мальчишеская же, с помощью лифчика, безгрудая фигура. В 30-е годы пышные формы вернули себе популярность. Элегантными считались бюстгальтеры, подчеркивавшие форму каждой из грудей в отдельности. В 50-е годы были придуманы закрытые бюстгальтеры а-ля Жанна д'Арк, зато новая волна эмансипации 60-х годов чуть совсем не отменила надоедливый предмет туалета.
К счастью для бельевой промышленности, довольно скоро наступила бюстгальтерная контрреволюция - уже в начале 70-х уровень производства начал снова постепенно расти, но окончательно ситуация стабилизировалась лишь в 80-е годы, когда прославленные дома моды - Ив Сен Лоран, Версаче, Гуччи - начали выпускать бельевые коллекции. Бюстгальтер постепенно снова оброс кружевами и ленточками и стал не просто нижним бельем, но и атрибутом роскошного образа жизни.