Сто лет свободы
Лет сто назад каждая европейская женщина - от королевской особы до горничной - так же старательно, как и наши современницы, следила за своей фигурой. Фигура же почти у всех дам была примерно одинаковой: принудительно прямая спина, а грудь, как спелый фрукт, выдавалась вперед, возвышаясь над проволокой и китовым усом, обеспечивающими прямую осанку и осиную талию. При этом существовали еще специальные косточки (не ищите их в анатомическом атласе в разделе «атавизмы»), делающие живот совершенно плоским ниже линии талии на несколько дюймов.
Сзади располагалась наиболее выступающая часть вышеупомянутой фигуры. Угадали? Не совсем. Турнюр. Огромный, закрепленный над той частью тела, о которой вы сначала подумали, декоративный узел ваты, вокруг которого и драпировались экстравагантные, свободные и парящие как шлейф складки ткани: женщины уже в те времена отчетливо мечтали о свободе, но час еще не пробил.
Единственной отрадой было сбросить с себя хотя бы часть этих фигурообразующих оков и окунуться в водную стихию. Но и здесь мораль была на чеку, хотя иногда уже обнажалась самая эротичная по тем временам часть фигуры - щиколотка.
Другая, наиболее ответственная за модность силуэта часть - турнюр - следовала в воду вместе с купальщицей. Не представляйте себе ужасной картины, будто насытившийся влагой ватный мешок, тянет ко дну хрупкое создание: облегченный вариант конструкции выполнялся из плетеной проволоки? что обеспечивало циркуляцию воды и воздуха.
Революция образа. Однако на целостность и нерушимость женского облика уже готовилось дерзкое нападение. Поль Пуаре, истинный парижанин (кстати, редкое явление в среде французских кутюрье!) разрушил тяжелый «декоративный узел». Его женщинам было позволено иметь естественные формы - корсет был выброшен. Но не всем дамам был по сердцу новый образ; многие осуждали это увлечение и издевались над «модницами с плоскими задами».
К слову заметим, что Коко Шанель также считала себя первой в деле изгнания корсета. Здесь мог бы последовать рассказ о бесконечном соперничестве за честь мундира, но достаточно слов о том, что Коко и без того внесла достаточно много нового не только в манеру одеваться; ее собственная биография была примером революционных перемен в образе жизни женщины начала века.
Другим модным начинанием 20-х годов, и на это авторство претендует Шанель, был культ солнечного загара. До тех пор женщины прятались от солнца под огромными шляпами и зонтами. Теперь они старались вместо мраморной бледности иметь естественную золотистость.
Примерно в то же время достоянием широкой публики стали исследования Фрейда, в которых общество нашло для себя оправдание большей сексуальной свободы. И, хотя новые идеи еще вызывали скандал, уже наступило время постепенного освобождения женщин от мнимых и очевидных оков. Интересно, что отказ от любых ограничений способствовал самому заметному обнажению женского тела, этого не мог сделать ни один стиль со времен древнего Рима.
Герой нового времени. Именно тогда и появился купальник, между прочим, один из главных, хотя и не всегда заметных символов этой революции-эволюции, соединяющий в себе возможность двойного флирта, с водой и солнцем одновременно.
Первые купальники были сплошными и скорее прикрывали, нежели обнажали тело. Но, отказавшись от корсета, женщины вскоре сообразили, что все-таки немного погорячились: корсет помогал схитрить насчет размера талии. Поэтому как только появился повод (в эпоху «нью лук»), тут же возник острый рецедив корсетной болезни: женщины глубоко вздохнули и ... снова затянули талию потуже.
Купальник из двух частей, состоящий из узкого бюстгальтера и очень коротких плавок появился в середине 50-х годов, после ядерных испытаний вблизи острова Bikini в Тихом океане. Рекламу ему сделала Брижит Бардо, обнажившая живот в фильме «И бог создал женщину» (1956). Такой купальник скорее был костюмом для загорания, чем для плавания. В плавании же всегда ценилась скорость передвижения в воде.
Самые лучшие «аэродинамические» свойства женщины получили в середине века с появлением эластичных материалов, особенно лайкры.
От упакованной в романтический корсет, стянутой костяным панцирем женщины 1887 года мы пришли к уверенной в себе современной деловой женщине в эластичном корсете.
В моде 1960-х годов ноги (уже на всем своем протяжении) считались эротическим фокусом в женской фигуре, грудь также казалась обнаженной под прилипающими к телу трикотажными майками и реже прозрачными блузками. К этому времени купальник, ставший уже традиционнным атрибутом отдыха у воды приобрел новую профессию. Он приступил к обязанностям совместителя, заменяя порой привычное белье. Сегодня порой трудно провести границу между собственно купальником и купальником-комбидрессом, служащим и блузкой и бельем.
Что есть что? Вот здесь и хотелось бы эту границу провести. Поскольку купальники сегодня «работают» по всему ближнему к телу фронту, необходимо уяснить для себя, что они подразделяются на собственно купальники, то есть костюмы, предназначенные для купания и загорания, купальники для плавания, спортивные и купальники-комбидрессы, являющиеся бельем и верхней одеждой одновременно. Заметим также, что не всякие купальники, трусы и лифчики (при раздельном варианте их ношения) красивы «сами собою». Понятие «модность» им также не чуждо.
Проще всего с купальниками-спортсменами. Главное в них, уже упомянутые аэродинамические свойства, купальники должны скользить в воде, «опережая пловца». И, конечно, не забыты модное оформление цветом и рисунками и самые совершенные структуры. Каждая из предлагаемых сейчас тем соответствует разным, но взаимосвязанным настроениям, соотносится с материалами, цветами и силуэтами общего направления моды, то есть с модой в одежде.
Мода обращается сегодня к вечным ценностям и находит вдохновение в предметах и истории старого мира. Вспоминается Индия былых лет со своими сари из тонкого шелка и муслина, с набивной каймой, с отделкой в виде вышивки и макраме. Прозрачные и просвечивающие материалы, такие популярные в летнем сезоне, не скрывают тела, поэтому очень важно «подыграть» верхнему слою, усилить впечатление. К этой теме подходит шантунг (чесуча) с лайкрой, обтягивающий как вторая кожа. Часто применяются золотые акценты, используется техника крашения в завязанном виде, напоминая о «приближенных к природе» хиппи. Драпировки по-новому подчеркивают прелести тела, особенно при использовании тонких тканей. Одежда часто обнажает среднюю часть фигуры. Наряду с юбками до щиколоток, предлагаются мягкие ниспадающие брюки. Тона земли и песка дают хорошие сочетания с розоватыми «косметическими» оттенками.
Для многих женщин купание стало любимым времяпрепровождением. Этим объясняется появление новых видов дорогого мыла, соли и гелей, а также аксессуров для ванных комнат. Этим также можно объяснить «чистый», почти «клинический» подход к купальникам-корсетам, делающим «красивое тело». В этой группе основным видом одежды является «комби» из трикотажа с лайкрой. Мерцающая отделка придает блеск тонкому нейлону, характерны также материалы, имеющие «мокрую» поверхность. Белое на белом - основная гамма этой темы, кроме этого используются мыльно-пенистые цвета, кремовый, серый и персиковый.
Самая большая слабость женщин - духи. «Лето во флаконе» - это то настроение, которое возникает, когда воображение рисует, а объемы измеряются в бушелях (наперстках).
Духи, также как и цветы, легко представить себе в виде одежды из тонкого батиста или тафты. Все эти материалы создают нежный утонченный и нарядный образ. Доминирующий материал в этой теме кружево, которое используется не только в отделке купальников. Кружевные купальники делаются из кружева, прочность которого сравнима с парусом. Светлые пастели - предпочитаемая гамма этой темы, особенно акварельные оттенки, создающие «цветочное» настроение. Фактуры материалов представлены в контрасте: «пудра» или «сливочный крем».
Купальники в стиле «техно». В следующей теме сочетаются спортивность и эстетика высоких технологий: «мокрые» костюмы, прорезиненные материалы и материалы с разными «техно»покрытиями выглядят как костюмы для серфинга или абстрактные лифы Готье. Этот искусительный праздник для тела оперирует интенсивными цветами и облегающими фигуру материалами с лайкрой. Цветовая гамма располагается где-то между готовой одеждой и традиционной гаммой - это размытые неоновые и волшебные яркие, но не флуоресцентные цвета.
В среде купальников-комбидресов появились «новые лица». Эти «хитрые штучки» создает прекрасную фигуру: плотная эластичная кокетка формирует живот, менее плотная и эластичная «облегчает» бедра. Некоторые фирмы выпускают плавки, формирующие нижнюю заднюю часть фигуры: благодаря центральному шву они образуют «чашечки», что значительно улучшает форму фигуры сзади. Все эти вещи не имеют видимых швов, что особенно актуально при любви моды к шифону и другим просвечивающим тканям. Модный ассортимент - «комби» (корсет в виде купальника) - имеет сложную конструкцию: клиновидные вставки, часто сетчатые, комбинация разных материалов. Иногда комби не имеют бретелей.
В последние годы темой отдыха и спорта увлечены многие молодые дизайнеры, что обогатило эту область новыми свежими идеями и концепциями. Они привнесли в одежду новую идею трансформации, заимствованную от любимых игрушек детства. Купальники-трансформеры - не самые скучные вещи на этом свете. Составленные из отдельных разноцветных элементов, эластичных полосок, колец, треугольников и прочее, эти костюмы для отдыха у моря можно в течение дня преобразовать в совершенно новый образ, меняя положение цветных частей или наслоений.
Для молодых девушек предлагаются лифы простых форм с гладкой поверхностью, почти без швов. Спинка Т-образная, застежка спереди. Популярны лифы и топики с бретелями и без, которые носят также как комбинации или вместо блузок. Некоторые очень напоминают верхнюю одежду и могут даже иметь двубортную застежку на пуговицы. Трусики молодежного стиля остаются спортивными, с одной стороны, а с другой - становятся нарядными и чувственными. Они должны плотно облегать тело и высоко открывать бедра. Чаще всего они выпо?нены из хлопка, но самые нарядные варианты выполняются из эластичных тканей. Вышивка перьями, жемчугом и блестками - новое в оформлении трусов.
Фаворит сезона - японский материал свей, рисунок на котором проявляется только под водой, а на «суше» изчезает. Авторы этого материала мечтают расширить свои сферы и предложить набивной «свей» также для душевых кабин, когда под действием пара на занавесе может «включаться» цвет, появляться рисунок или ободряющая надпись. «С холодным и мокрым у нас нет проблем, - говорят они, - но пока есть кое-какие трудности с горячим и мокрым».
Беговатова Светлана Яковлевна