От Мини до Макси. Мода 1960-х годов.
Недавно в галерее Зураба Церетели прошла выставка «От Мини до Макси. Мода 60-х годов». Я с большим интересом не только рассматривала выставленные экспонаты, но и c удовольствием наблюдала за гуляющими по выставке подружками почтенного возраста :) Очень трогательно было слышать их воспоминания: "А помнишь эти туфельки? У меня были такие же! Они еще 30 рублей стоили", "Ой, платье 1963 года, а я в 62-м школу закончила".
В начале 1960-х годов мировые тенденции моды все еще определялись в кабинетах великих Кутюрье, а не на городской улице, как это случилось позднее. Критерием всего остро модного были элегантность, рафинированный шик и хорошие манеры.
Но уже в 1961 году все стало меняться. В этом году космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком, побывавшим в космосе, а балетный танцор Рудольф Нуреев первым советским артистом, попросившим политического убежища во Франции. В тот же год многие африканские колонии европейских держав потребовали независимости, что сказалось на финансовом положении клиентов Домов мод.
А подраставшая послевоенная молодежь тем временем требовала к себе все более и более пристального внимания. Герои нового поколения ставили под сомнение семейные устои, не принимали манеру одеваться и танцевать так, как это делали их родители, говорили «нет» элегантности.
В этот же 1961 год в аптеках западного мира появилась первая противозачаточная таблетка, подарившая женщинам сексуальную свободу. Тогда же в магазинах появились первые колготки, совершившие радикальную революцию в мире женского белья и «убившие» эластичную грацию и чулочные пояса.
Настоящим переворотом этого года, породившим нескончаемые споры того десятилетия, была мини-юбка, изобретенная – почти одновременно – в Лондоне Мэри Куант и в Париже Андре Куррэжем. Само появление мини-юбки как элемента женского гардероба ни в Лондоне, ни в Париже было бы невозможно без вышеупомянутых таблеток и колготок.
Что стало бы с мини-юбкой без колготок и сапог? Лишь это тройное сочетание обеспечило женщинам свободу движения, полностью изменившую их поведение. Скомбинировать мини с сапогами впервые решил Андрэ Куррэж, доказав, что соединение уличной моды и «от кутюр» может привести к появлению непреходящих тенденций.
Именно Куррэж объяснил всем, что только сапоги на низких каблуках позволяют сохранить контакт с землей и действительностью. Он же предложил на зиму вязаные колготки. Но самым важным новшеством были тонкие колготки. Они могли быть любых цветов и с любым рисунком, в стиле оп- и поп-арта и вытеснили с рынка чулки, которые, впрочем, через несколько лет вновь вошли в моду.
«Этот человек одержим идеей разрушить женщину, уничтожить формы ее тела, чтобы превратить ее в маленькую девочку», - злилась Шанель. На это Куррэж парировал: « Я без скальпеля сделал женщин на 20 лет моложе».
Мэри Куант ( в центре на переднем плане ) демонстрирует созданные ею туфли и колготки (1967 г.)
Культура 60-х была преимущественно культурой молодежи. Послевоенное поколение молодых – Baby Boom Generation – захотело изменить мир и, восстав против ценностей буржуазного общества родителей, перевело конфликт «отцов и детей» из проблемы межличностных отношений в социальную революцию. Юные возмутители спокойствия в поисках собственного пути развития стали активно воздействовать на культурную и экономическую жизнь в разных странах. Подобные конфликты между поколениями происходили всегда. Новым было то, что молодежь не только протестовала, но и создала собственную культуру, вынеся ее на рынок в таких масштабах, что эта культура уже не бурлила где-то в подполье, а стала воистину вездесущей.
Впервые в истории уличная мода проникла в «от кутюр». Коко Шанель получила резкий отпор, попытавшись преподать правила элегантности кумиру молодежи – Брижит Бардо. «Это все для пожилых», - заявила Бардо и продолжала одеваться в стиле нетрадиционной моды из бутиков. Меньше всего молодежь стремилась к элегантности. Ведь элегантность – это именно то, что матери навязывали молодым девушкам в 50-х годах, это то, что старит. Теперь главную линию развития моды определяли именно молодые; не дочери подражали матерям, а мамы – дочкам.
Воплощением нового идеала была Твигги – 16-летняя англичанка весом 45 килограммов. Твигги, что в переводе означает «тонкая веточка», была первой моделью, которая сделалась кумиром миллионов; когда она выходила на публику, вокруг нее собирались толпы, словно при появлении «Битлз».
Идеальная женщина десятилетия не обладала сильно выраженными признаками женственности; она была худенькой нимфеткой, которая, играя, познает собственную сексуальность. В 1959 году Владимир Набоков опубликовал в Европе "Лолиту", и это имя навсегда стало символом инфантильной соблазнительницы.
Фирменные костюмы Коко Шанель из шерстяного букле пользовались огромной популярностью, особенно после убийства в Далласе президента США Джона Кеннеди в 1963 году.
С радостью носила бы любое из этих платьев :) Они прекрасны!
Трикотажное мини-платье Дома моды Pierre Cardin, 1966 г.
Сапоги-колготки из синтетического эластичного трикотажа, 1967-68 г.
Стилистическая мозаика 1960-х дает необычайно широкие возможности продемонстрировать развитие разноликого женского силуэта. Он представлен, по большей части, творениями ведущих мировых Кутюрье того периода.
Одним из основных силуэтов того периода была завышенная талия в вечерних нарядах - это делало фигуру женщины более вытянутой и стройной. Эффект усиливался благодаря высоким прическам "хала".
В отдельном зале были представлены фотографии из коллекции Александра Васильева.
У «от кутюр» появился новый идол – Жаклин – стильная супруга Джона Ф. Кеннеди, избранного президентом Соединенных Штатов в 1960 г. Джон и Джеки, как их очень скоро начали называть, принесли в Белый дом ощущение роскоши и шика. Эта харизматичная молодая пара пробудила надежды на то, что эра обновления близка.
Кумиры десятилетия
Классовые различия в области моды сгладились, и к концу десятилетия в ней воцарилась полная свобода: мини существовали рядом с макси, брюки – рядом с юбками, футуристические формы и рисунки – рядом с фольклорными и психоделическими. Многие считали, что это конец моды, которая, по их мнению, не могла выжить без диктатора, каким был, к примеру, Диор в 50-х годах. Но катастрофы не произошло; высокая мода, как и все общество, пережила землетрясение, вызванное молодежью, но при этом изменилась, мало-помалу впитывая новые идеи.