-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в про_искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.06.2007
Записей: 21075
Комментариев: 152209
Написано: 183285


Двор последних Валуа в портретах Клуэ - 1.

Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 10:30 + в цитатник
Alcasar_1474 все записи автора

Елизавета Австрийская. Иконография одного портрета. 

Меня всегда восхищал гений художников Клуэ. Конечно, я люблю портрет в принципе и потому пристрастна, но их творчество – это все-таки отдельная песня. Из всего наследия, не настолько большого, как бы мне хотелось, особую любовь я питаю к знаменитой коллекции Екатерины Медичи, включающую в себя около 500 карандашных портретов. Любя графику, эти портреты можно рассматривать вечно. В них живет то, что исчезает за парадным блеском красок – схваченное мгновение, мысль, выражение, состояние – крошечный кусочек внутреннего мира модели. Этот и следующие посты из этой серии не претендуют ни на глубокий исторический анализ, ни на глубокий искусствоведческий, для этого будут другие. Это просто попытка поймать ускользающий мир французского ренессанса.

Как всегда долго думала с кого начать. Сначала хотела начать с какой-нибудь одиозной личности типа Дианы де Пуатье, но потом передумала. И начну, пожалуй, с человека, вокруг которого существует такой своеобразный заговор молчания. Это жена короля Карла IX, печально знаменитого Варфаломеевской ночью, Эрцгерцогиня Австрии, королева Франции Елизавета Австрийская.


 

Елизавета родилась в 1554 году и была дочерью Максимилиана II, императора Священной Римской империи германской нации и императрицы Марии, инфанты Испании, посему доводилась внучкой Карлу I (V) и племянницей Филиппу II Испанскому и Хуане Австрийской, основательнице монастыря де лас дескальсас реалес.


Она была любимицей отца, так как очень на него похожа и внешне и характером. Считалась, наряду с двоюродными сестрами – дочерьми Филиппа II Изабеллой-Кларой-Евгенией и Каталиной-Микаэлой - одной из самых красивых принцесс Европы. В мемуарах тех лет можно встретить описание ее белой кожи и  длинных золотисто-рыжих волос.


В 16 лет она вышла замуж за короля Франции Карла IX, так как его матери Екатерине Медичи союз с Габсбургами был политически выгоден. Несмотря на расстроенные финансы. Екатерина Медичи устроила роскошную свадьбу напоказ, в которой юная королева Франции в платье из серебряной парчи и тиаре с жемчугом, изумрудами, рубинами и алмазами играла главную роль. В первый и последний раз в своей жизни.


Увы, любви и счастья этот королевский брак ей не принес, она знала, что сердце Карла отдано другой, но в их отношениях царило понимание, уважение и искренняя забота, что, наверно, уже само по себе не мало. Все при дворе уважали ее за мягкие, изящные манеры, политический такт, открытость и доброту. Редкий случай в истории – ее любили и католики, и протестанты, которым она сочувствовала. Любила и уважала свою невестку и Екатерина Медичи.


Елизавета свободно владела немецким, испанским, итальянским и латынью, но не владела французским, общаться с придворными ей приходилось через свою придворную даму – графиню Аренберг. Возможно, поэтому она радовалась каждому, кто помимо французского, владел еще каким-нибудь языком, и особенно тесная дружба сложилась между Елизаветой Австрийской и Маргаритой Французской, знаменитой королевой Марго. Они могли свободно беседовать на итальянском и латыни. Когда Марго окажется без средств к существованию, именно Елизавета протянет ей руку помощи.


Воспитанная в любви и согласии родителей, среди братьев и сестер, Елизавета приходила в ужас от нравов французского двора и, не сговариваясь, Карл IX, Марго и Екатерина Медичи, каждый по-своему, старались ее уберечь. Во время Варфоломеевской ночи Елизаветы не было в Париже, она находилась в одном из уютных замков, подаренных ей Карлом, и ждала появление на свет своего единственного ребенка. О событиях этой ночи ей рассказали два месяца спустя, когда ребенок уже родился.


 

Она была королевой всего три года, в 1574 году умирает Карл и Елизавета удаляется от двора. У Максимилиана и Екатерины Медичи были планы выдать ее сначала за будущего Генриха III Французского, а позднее за Филиппа II Испанского, но Елизавета отвечает отказом. Генрих Французский в то время был безумно влюблен в принцессу Анну д’Эсте, а за Филиппа выдали старшую сестру Елизаветы – Анну Австрийскую.


В 1578 году от туберкулеза умирает 6-летняя дочь Елизаветы – Мария-Елизавета, и бывшую королеву больше ничто не удерживает во Франции. Она возвращается домой, в Вену, по которой очень тосковала, и основывает монастырь, почти такой же, как монастырь ее тети Хуаны - де лас дескальсес реалес.


Все портреты за исключением последнего принадлежат кисти Франсуа Клуэ. Автора последнего портрета, к сожалению, не знаю.
 

Рубрики:  живопись
Метки:  

Процитировано 13 раз

lucinema_studio   обратиться по имени Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 11:43 (ссылка)
Большое спасибо за очень интересный пост. Восхищаюсь Вами! С нетерпением буду ждать продолжения. Благодоря Вам сломался какой-то лед в моей душе и я начинаю уходить отсвоей зацикленности на только итальянском ренессансе. Меня очень интересуют люди того времени и поэтому Ваши материалы так для меня важны. Успехов!!!
Ответить С цитатой В цитатник
ell_BAGIRA   обратиться по имени Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 11:59 (ссылка)
Спасибо за пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 19:37 (ссылка)
ell_BAGIRA, Не за что!!)))))
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 19:40 (ссылка)
lucinema_studio, Спасибо вам, как всегда на добром слове.))) В этом вопросе я вас очень понимаю и поддерживаю, потому как за любым произведением искусства так или иначе все равно стоит человек, его талант, его душа, его внутренний мир, и именно это, в первую очередь для меня и интересно, как для историка, так и как для искусствоведа. А Ренессанс во Франции, его выражение во французском обществе может быть не менее интересным, чем в Италии, не правда ли?))))))))))))))))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Humulus   обратиться по имени Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 19:58 (ссылка)
Грустная и достойная судьба. Спасибо за рассказ.
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 20:23 (ссылка)
Humulus, Да, судьба грустная, но ее любили все, а это очень много и очень редкое явление для того времени, так что возможно, она не считала свою судьбу худшим примером)))))))))))))))))))))))
Ответить С цитатой В цитатник
Humulus   обратиться по имени Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 20:33 (ссылка)
Возможно это вообще лучший пример на фоне остальных персонажей французского двора этого времени:)
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Воскресенье, 01 Февраля 2009 г. 21:04 (ссылка)
Humulus, Ну на фоне остальных персонажей то точно!!!!)))))))))))))))
Ответить С цитатой В цитатник
cdefg   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2009 г. 07:37 (ссылка)
Спасибо. Забираю.
Ответить С цитатой В цитатник
sunseishin   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2009 г. 18:17 (ссылка)
Спасибо большое, интересно написали..
Ответить С цитатой В цитатник
sunseishin   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2009 г. 18:24 (ссылка)
Мне вот только непонятно, большинство работ Клуэ, представленных здесь - это разные картины? 1-3 работы словно под копирку - настолько схоже.. поразительно..
Любопытно, что портрет (сдвоенная "картина" - 4 снизу) слева получился очень отличным.. Это тоже портрет Елизаветы? Какая-то страшненькая получилась... Особенно, на фоне второй снизу..
Спасибо еще раз и извините за немного, наверное, бестактные вопросы..
Ответить С цитатой В цитатник
Humulus   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2009 г. 20:49 (ссылка)
прошу прощения, я не автор поста, но хочу сказать, что подобные карандашные портреты были при французском дворе популярны и несли роль современной камерной фотографии.. Поэтому часто повторялись автором или копировались другими художниками. То же и с парадными портретами, которые могли копировать, меняя платья, которые писали с манекена.

Там где два карандашных портрета - левый королева Марго, правый тот же что и вверху. Возможно, с него писались и все живописные официальные портреты.
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2009 г. 22:03 (ссылка)
Благодарю всех за интерес к моей небольшой статье, но.. позвольте кое-что разъяснить. Целиком и полностью поддерживаю Humulus, в ее объяснениях – это действительно так, все портреты в красках писались с карандашных портретов, а иногда и не писались. Оставались только в карандаше. Кстати, Клуэ не любил писать красками, и именно карандаш был его любимой техникой. Так что это разные портреты, возможно, не все написанные именно самим мастером, копии во всяком случае.
А что касается сдвоенного портрета, то на нем изображена не Марго, а ее старшая сестра - Елизавета (Изабелла) Валуа. Портрет именно потому и сдвоенный, что на нем две королевы - Франции и Испании, с одинаковым именем. Он как будто говорит Франции, вот мы дали вам в королевы Елизавету Габсбург, а от вас забрали Елизавету Валуа. Но про нее будет отдельный пост, в котором этот портрет тоже будет.
Ответить С цитатой В цитатник
АлфавитныйУказатель   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2009 г. 23:20 (ссылка)
В качестве маленького дополнения
http://www.liveinternet.ru/community/1726655/post83558802/
Пост о художнике Франсуа Клуэ
Alcasar_1474, большое спасибо за ваши посты *очень глубокие*
Ответить С цитатой В цитатник
Alcasar_1474   обратиться по имени Понедельник, 02 Февраля 2009 г. 23:38 (ссылка)
АлфавитныйУказатель, Спасибо)) Пока выкладываю старенькое. пока пишется новая подборка.)))
Ответить С цитатой В цитатник
Маруська_Солнышко   обратиться по имени Четверг, 05 Февраля 2009 г. 00:22 (ссылка)
может, потому что я девушка
Ответить С цитатой В цитатник
Маруська_Солнышко   обратиться по имени Четверг, 05 Февраля 2009 г. 00:22 (ссылка)
но мне нравится
Ответить С цитатой В цитатник
sunseishin   обратиться по имени Пятница, 06 Февраля 2009 г. 22:38 (ссылка)
Humulus, Alcasar_1474, благодарю за пояснение :)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку