Грим и постиж
  »   Макияж   »   Просмотр материала  / История грима от Клеопатры до Клаудии Шифер. Часть 1 /

Найти в этом разделе

Популярные
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской
История грима от Клеопатры до Клаудии Шифер. Часть 1
Оцени заставку:
3417 5 | 5
    № 202     26 Декабрь 2010, 16:41  
 Лицо 
  26 декабря 2010  
Статья написана и иллюстрирована автором сайта для курса лекций по визажу
в Учебном центре ОГАСиА (сентябрь 2004 - декабрь 2006 гг.)

Великий французский философ Вольтер считал моду самой «сумасшедшей королевой». Не так давно в моде были тонкие брови, подведённые глаза в стиле «Клеопатры». На смену им пришли нарумяненные щёки, широкие брови, радужные тени вокруг глаз.

Современные тенденции макияжа – это, прежде всего Вы сами, Ваша индивидуальность. Конечно, есть традиционные цвета для блондинок, брюнеток. Но XXI век вступил в свои права и теперь к Вашим услугам всё разнообразие «космической» и «косметической» эры. Хотите – строго придерживайтесь традиций и канонов, хотите – экспериментируйте – и то и другое одинаково модно. Никаких правил – только бесконечное разнообразие идей! Главное – здоровая, светящаяся кожа и Ваша индивидуальность и фантазия!

С развитием человеческого общества косметика постоянно видоизменялась под влиянием объективных и субъективных причин. Со сменой эпох менялись эстетические идеалы. То, что в одно время считалось прекрасным, в другое было примитивным, а иногда даже безобразным. Приукрашиванию и улучшению внешности во все времена уделяли большое внимание. Благодаря археологическим раскопкам дошедшие до нас предметы материальной культуры и искусства помогли узнать нам, как выглядели люди, жившие в прошлые эпохи. Эти предметы свидетельствуют о том, что косметика и грим были известны народам древних государств: Египет, Вавилон, Ассирия, Греция, Рим, Иудея с давних пор.

В Древнем Египте идеалом женской красоты считались тонкие черты лица, большие миндалевидные глаза и полные пухлые губы. Чтобы подчеркнуть красоту глаз и их необычную форму женщины сильно подводили их уже тогда имеющимися специальными контурами. А поскольку идеальным считался зелёный цвет глаз, то контур подводили зелёной краской, а делали её из углекислой меди. Линия контура глаз удлинялась к вискам, чтобы глаз имел миндалевидную форму. Брови рисовали очень толстые и длинные. Чтобы глаза казались больше, в них закапывали сок растения, которое называлось «сонная одурь». Теперь оно носит название белладонна. Ногти и ступни тоже зарисовывали зелёным цветом. Эту краску делали из растёртого малахита. Египтянки пользовались и пудрой. Это были особые белила, имеющие светло-жёлтый тон. Этот тон символизировал цвет земли, которую согревает Солнце. В качестве румян использовался сок ириса. Он очень едкий и вызывает на коже раздражение красного цвета, которое очень долго не проходит. Волосы на голове выстригали и носили парики, которые делались из растений или овечьей шерсти. Иногда даже надевали два парика – один на другой – чтобы объём причёски был больше. До сих пор Древние египтянки славятся своим умением изготавливать краски, пудры, румяна, лаки и прочую косметику. Трудно это представить, но по своему составу она очень близка современной косметике. А когда это было!

Женщины в Древнем Египте красили волосы. Для этого использовался жир чёрных быков и вороньи яйца. А для лучшего роста волос они использовали жир носорога, тигра и льва. Так-то вот!

При раскопках Египетских пирамид найдены предметы, которые предназначались для масел, мазей, красок, духов. Древние египтяне умело применяли краски, ароматические средства не только для украшения своей внешности, но и в лечебных целях: смягчали и дезинфицировали кожу при помощи составов, в основу которых входили животные и растительные жиры. Знали секреты приготовления ярких иллюминированных, светящихся красок, которые получали из раковин и морских моллюсков. Рецепты приготовления порошков, придававших коже матовый оттенок, скрывавших естественные дефекты, хранили в глубокой тайне.

Египтянки окрашивали глаза чёрным порошком косметикон, подбровное пространство покрывали медным купоросом или измельчённым малахитом (зелень). Смывали грязь пеплом, толчёным кирпичом или песком – скраб!

В конце 80-х годов учёные института прикладной технологии Национального Совета научных исследований Италии восстановили около 200-т рецептов по косметике – найденные в пирамидах папирусы раскрыли нам их тайны. Обнаружены остатки парфюмерной фабрики Царицы Клеопатры. Среди находок – ручные жернова для растирания трав; котлы, горшки для варения составов и настоев. В египетских папирусах упоминается рецепт, в состав которого входили мази, настои для маскировки и устранения неблагоприятных признаков старения. Используя их, можно было превратить старика или человека зрелого возраста в юношу. Припарки и натирания, используемые для питания кожи, защиты её от палящих лучей солнца, изготавливались из оливкового, кунжутного, касторового масел, воловьего и овечьего жира. Известны рецепты для сохранения и придания суставам большей гибкости.

Многие косметические средства были не только декоративными, но и имели другие свойства. Например, краска для век – репеллент – применялась как средство для отпугивания насекомых. Малахитовая зелень служила лекарством от трахомы. Царица Клеопатра написала книгу по косметике «О лекарствах для лица». Почти тысячу лет назад написал книгу «Канон врачебной науки» учёный Ибн-Сина (Авиценна), в которой вопросам косметики уделил особое внимание. Им разработано более 500-т рецептов. Среди них лекарственные средства, применяемые с косметической целью, например, устранение болезней кожи.

Ассирийские и Вавилонские женщины густо белили лицо и покрывали его румянами. А также делали особый состав, который наносился на лицо, засыхал и образовывал на лице что-то вроде блестящей эмали. Волосы они тоже красили. Для этих целей использовались хна и басма (прямо как сейчас, правда?). Но самое интересное, что мужчины должны были носить тот же грим, что и женщины!

А вот в племени майя модно было покрывать тело ярко-красной мазью, которая, к тому же имела резкий запах.

Косметика в Древних Греции и Риме была обязательным дополнением костюма. Сохранились изображения гречанок и римлянок за совершением туалета. Женщины и мужчины занимались спортом, так как сильное натренированное тело являлось необходимым признаком красоты. Греческие философы признавали внешнюю красоту одной из доблестей человека, полагая, что красота и здоровье – основные достоинства, а благосостояние относили на третье место.

В Древней Греции воспевался культ здорового тела. Сейчас у нас идеальными для женщины считаются три волшебные цифры: 90 – 60 – 90. Так вот, представьте, в Древней Греции тоже был такой же эталон! Его высчитали по статуе Венеры. Рост идеальной женщины должен был быть 164 см. Далее пропорции распределялись так: грудь – 86 см. талия – 69 см. бёдра – 93 см.

У идеальной гречанки должны были быть большие глаза, прямой нос, а расстояние между глаз обязательно должно было равняться ещё одному глазу. Просто прекрасно, если глаза были навыкате. Брови должны были быть округлыми, лоб невысоким. Волосы надо лбом располагали волнами или мелкими локонами, оставляя при этом расстояние между линией роста волос и бровями на ширину двух пальцев, так как по эстетическим понятиям тех времён считалось, что женский лоб должен быть невысоким. Причёска была очень важна. Волосы женщины не стригли. Их разделяли на прямой пробор и скручивали в большой тугой узел на затылке, который повязывали лентой. Считалось, что идеальная гречанка должна иметь светлые (!) волосы, голубые (!) глаза и очень светлую (!) блестящую кожу. Учитывая, что белой кожа была не у всех, знатные гречанки пользовались белилами. Не обходилось и без румян. В качестве них выступал кармин – это краска, сделанная из кошенили. Также гречанки использовали пудру и губную помаду, подводкой для глаз служила специально приготовленная копоть.

В Древнем Риме идеальная женщина обязательно должна была иметь светлые вьющиеся волосы. И в то время был изобретён способ осветления волос. Для этого волосы смазывались смесью масла из козьего молока с золой букового дерева. Потом нужно было сидеть под солнечными лучами и ждать, когда волосы обесцветятся. Когда жёны римских патрициев куда-нибудь уезжали на длительное время, их обязательно сопровождало целое стадо ослиц, в чьём молоке они купались. Неплохо, да? Кроме того, в Риме очень популярны были бани. Обязателен был и массаж.

В разные периоды развития Римского государства, особенно во времена Империи, на косметические товары тратились баснословные суммы денег. Особенно ценились порошки и мази, привезённые из Египта. Им приписывали магические свойства. Но из-за дороговизны римский Сенат ограничивал ввоз парфюмерных товаров. Римский учёный Плиний Старший писал: «что Индия, Китай, страны Аравийского полуострова по самым скромным подсчётам выкачивают из римской казны ежегодно сто миллионов сестерций».

Римляне много времени проводили в банях – термах, где им прислуживали специальные рабы – кос меты. Они натирали тела ароматическими средствами, делали массаж, лечебные ванны. Воздух терм был пропитан ароматом. Стригли и брили специальные рабы – тонсоресы, специально обученные парикмахерскому искусству. Эти работы выполняли и вольные мастера – они обслуживали римлян, не имеющих собственных рабов-парикмахеров.

В римских парфюмерных лавочках продавались ароматические средства, предназначавшиеся для мужчин и женщин. Для кожи лица и тела имелись масла пальмового дерева, для рук – мятные масла, для волос – мази из эфирно-масличного растения майорана. Римские женщины натирали лицо, спину, грудь и руки меловым порошком, смешанным со свинцовыми белилами для придания коже белизны. Румянец на щеках наводили при помощи дрожжей и охры. Глаза и брови подводили специальным чёрным карандашом, грифелем, сажей. Богатые матроны имели специальные несессеры (женский мир), содержавшие краски, инструменты для косметики (что-то типа нашей косметички).

Римские духи были совершенно не такими, какими мы привыкли их видеть. Функции духов выполняли мази. Любимым ароматическим веществом Цезаря была мазь «Телиум», изготавливаемая из оливкового масла и цедры апельсинов особого сорта. Император Нерон на похороны своей жены израсходовал огромное количество духов, душистых порошков, смол и эссенций. Духи добавляли в дорогие вина, обрызгивали арену цирка, сцену в театрах. До наших времён дошли язвительные сатиры римских поэтов Овидия, Горация, Лукиана, которые высмеивали римских матрон за чрезмерное увлечение косметикой.

Японки очень сильно белили кожу, а на лбу вдоль линии роста волос рисовали полоску тушью. Брови совсем сбривались, а на их месте женщины рисовали толстенькие чёрные чёрточки. Когда женщина в Японии выходила замуж, она покрывала зубы чёрным лаком. Модной причёской в Японии считался тяжёлый узел, который закреплялся с помощью длинной деревянной палочки. На ночь причёску не распускали. А чтобы с ней как-то можно было спать, изобрели специальную подушку на деревянной подставке. На что только не пойдёшь ради моды и красоты! Учитывая то, что в большинстве случаев причёски делались из своих волос, их укрепляли специальными маслами и использовали сок алоэ. Маслами смазывали волосы сверху для придания им блеска – вот Вам и гель для волос!

Японцы очень заботились о чистоте своего тела: мылись в очень горячей воде, делали паровые ванны, а тело смазывали различными мазями.

Китаянки забеливали лица и сильно румянили щёки. Брови подрисовывали, чтобы они были более длинными, а ногти красили в ярко-красный цвет. Между прочим, длинные ногти в Древнем Китае считались символом аристократизма и достоинства. Чтобы их не сломать, на них надевали специально сделанные напёрстки из драгоценных металлов.

В эпоху Средних веков властвовал аскетизм. Идеалом женщины считалась пресвятая Дева Мария. У женщины этого периода должен был быть удлинённый овал лица, очень высокий лоб, огромнейшие выразительные глаза и крохотный ротик. Обесцвечивание волос было провозглашено нечестивым делом.

Но вот наступает эпоха Возрождения. Идеал женщины рождается во Флоренции. Поэты воспевают длинную шею, узкий овал лица, высокий лоб. Женщины идут на всё, чтобы, так сказать, соответствовать «идеалу». Они выбривают волосы на лбу по линии роста. Выщипывают брови, чтобы лицо казалось длиннее. Они бреют волосы на затылке, чтобы шея казалась длиннее.

С приходом Высокого Возрождения от женской моды требуется иметь золотисто-рыжий цвет волос. Вообще культ волос выходит на первое место – если женщина не причёсана, она некрасива!

Полчища крестоносцев, возвращаясь из аравийских земель, привозили в Европу восточные косметические средства. Среди них появилась освежающая розовая вода, которая приготавливалась из лепестков роз по особому рецепту. Профессор анатомии Генрих Мондвил в книге по косметике, созданной им для знатных особ в 1306 году, писал о влиянии ароматических средств на общее состояние человека, уверяя в их волшебной силе. Вообще, доказано учёными, что женщина, которая дважды в день пользуется духами, находится в прекрасном расположении духа, меньше подвержена стрессам и не так быстро устаёт.

В эпоху Возрождения косметике придавали особое значение. Итальянским монахом Фиренцуолой был составлен трактат о женской красоте. Он писал, что: « Лоб должен быть в ширину больше в два раза, чем в высоту, со светлой гладкой кожей и не слишком узкими висками. Брови тёмные, шелковистые, более густые к середине. Белок глаза синеватый, сами глаза – достаточно велики и выпуклы. Веки и глазные впадины должны иметь белую кожу с едва заметными жилками, а ресницы не слишком тёмные. Губы должны быть не тонкие и красиво лежать одна над другой. Зубы не острые, цвета слоновой кости. Шея белая и скорее длинная, чем короткая, плечи широкие…» и так далее. Итальянская живопись XVI века – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан – даёт возможность любоваться красавицами, которые соответствовали идеалу красоты, описанному в трактате.

В косметике преобладали красный и белый цвета. Подкрашивание лица стало большим искусством, владеть которым должна была каждая женщина. Миланская герцогиня Екатерина Сфорца написала специальное руководство, которое знакомило с правилами наложения красок, приёмами гримирования. Как у женщин, так и у мужчин красивым считался открытый высокий лоб. Поэтому прибегали к выщипыванию бровей и даже ресниц (?!), чтобы не нарушать плавность линий, соответствуя моде.

Мода на пудру появилась в XVII веке. Её наносили на кожу, смешав с яичным белком: чем толще слой, тем лучше. Английская королева Елизавета I слегка подрисовывала на слое пудры голубой краской кровеносные жилки, чтобы придать коже вид полу прозрачности. Во Франции во времена правления короля Людовика XIII раскрашенные лица придворных дам и кавалеров были самым обычным явлением. Их внешний вид напоминал кокетливых и хрупких кукол.

Сенат во Франкфурте-на-Майне издал указ, в котором говорилось: «Если кого-либо из мужчин в нашем городе обманом заставят вступить в брак, используя разные подложные средства, как то: румяна, белила, помаду, духи, вставные зубы, накладные волосы, подушечки для грудей и тому подобное, женщина подлежит суду за колдовство, и суд может признать брак недействительным!»

Хитрые и злобные правители прибегали к услугам парфюмеров и для иных целей – в некоторые косметические средства добавлялись ядовитые порошки или настои. Знаменитый Рене Флорентиец, обосновавшийся на Мосту Менял, изготавливал пудры, духи, которые в красивой упаковке содержали яд! Во времена королевы Екатерины Медичи немало людей, не угодных королеве, погибло от её «роскошных подарков», содержащих смерть.

В эпоху Рококо продолжает властвовать культ причёсок. Они достигают огромных размеров. Если для причёски не хватает своих волос – в ход идут фальшивые. В причёски начинают вставлять каркасы из проволоки, обилие лент, обручей на голове. Сверху причёску засыпают пудрой! А вот купание явно выходит из моды. Говорили, что Людовик XIV мылся только весной, а королева Испании Изабелла Кастильская вообще соизволила вымыться лишь всего два раза в жизни: когда родилась и перед своей свадьбой. Не густо!

Как идеал красоты выдвигают чистое белое лицо с лёгким румянцем. Но если учесть, что в то время буйствовала эпидемия оспы, то о чистом и гладком лице нечего было и мечтать. Но женщины и здесь нашли выход из положения – придумали «мушки». За счёт чёрного цвета мушек оттенялась белизна лица, а явные недостатки просто заклеивали. Мушки имели форму кружочка, делались из бархата, тафты, муара чёрного цвета. Их наклеивали на лицо, чтобы подчеркнуть белизну кожи (вернее белил и пудры). Для хранения мушек ювелиры изготавливали изящные коробочки – мушечницы из драгоценных пород дерева, слоновой кости, инкрустировали их бриллиантами, сапфирами, рубинами и другими драгоценными камнями. Мушечницы носили с собой. Они стали обязательной принадлежностью костюма. Появился своеобразный язык мушек. В зависимости от их формы, размера и места расположения можно было признаться в любви, назначить свидание, выразить желания и чувства.

В XVII веке модницы стали носить накладные брови, сделанные из мышиных шкурок, а за щёки закладывали шарики из пробки, чтобы таким нехитрым способом добиться округлости щёк. Позднее в странах Европы появились румяна и белила. Которые употребляли по требованию моды. Ими покрывали даже нежные девичьи лица. Разрисовка лица в то время была так сложна и требовала такого мастерства, что дамы приглашали для этого художников! Так и появились визажисты. В этом же периоде входят в моду огромные причёски, составляющие единое целое с головным убором. Вы, наверняка, видели репродукции портретов дам с кораблями или корзинами цветов и фруктов на голове. Это и есть такая причёска. Причёска с кораблём называлась «а-ля фрегат».

Но к концу этого же XVIII века мода резко меняет своё направление. Приходит стиль ампир. Все взгляды оборачиваются в прошлое – в античность. Парики, румяна, белила и мушки канули в Лету. Декоративную косметику убирают в сундуки – в моду входит естественность!

В XIX веке мода меняется постоянно. В эпоху царствования Наполеона III француженки во всем подражают его жене Елене Монтихо. Она была блондинка. Был найден способ осветления волос – в итоге все дамы при дворе стали тоже блондинками.

В России вместе с европейским костюмом мода на косметические средства и парфюмерию пришла в XVII веке. Известный английский дипломат и путешественник Дж. Флетчер в своей книге «О государстве Русском» писал: « В России женщины белятся и румянятся так много, что каждый может это заметить. Однако там никто не обращает на это внимание потому, что у них таков обычай, который не только нравится мужчинам, но даже сами они позволяют своим жёнам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица». Немецкий путешественник Адам Оле Арий упоминает о поразившем его внешнем виде русских красавиц: «Русские женщины в городах все почти румянятся, причём чрезвычайно грубо и неискусно. При взгляде на них можно подумать, что они намазали себе лицо мукой и потом кисточкой накрасили себе щёки. Они красят брови чёрной и коричневой краской». В деревнях щёки румянили свёклой, а брови чернили сажей и углем. Память о красавицах того времени сохранилась на бессмертных полотнах русских художников Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Матвеева, Тропинина.

В XVIII веке в России выпускались дешёвые книжечки, содержащие не только косметические рецепты, но и рецепты варки мыла. Популярна была книга химика-изобретателя Дмитрия Лодыгина «Указание простому народу о силе и годности пепла и золы древесной». В ней он не только давал советы, но и брался обучать мыловаренному делу. Немецкий автор И.Ф.Кильбургер писал, что: «ни один народ не может делать сего товара дешевле, потому что они (русские) имеют во множестве нужные к тому припасы, как то: золу, сало, соль, дрова».

В 1860 году в Петербурге была создана технологическая лаборатория – нынешнее Ленинградское парфюмерное объёдинение «Северное сияние». В 1864 году в Москве открылось «Товарищество Брокар» - парфюмерно-косметическое заведение. Владелец его – французский подданный Брокар – со временем доказал, что парфюмерия, изготавливаемая в России, не уступает по своим качествам французской. В 1882 году Брокар на одной из выставок устроил фонтан, струи которого разносили аромат производимого на Московской фабрике цветочного одеколона. В 1918 году, после национализации фабрики, она была переименована в «Новую Зарю».

В Царской России косметика была впервые признана законом в 1908 году, когда был разработан и выпущен специальный циркуляр. В нём подробно говорилось, что надо сделать, чтобы получить свидетельство на право заниматься врачебной косметикой. Определялись порядок и программа обучения. В циркуляре был пункт, который гласил, что заниматься уходом за красотой лица и тела могут только люди, имеющие знания в этой области. Кроме того, необходимо было дополнить свои знания на специальном курсе!
Вот Вам и курсы визажистов!
  По материалам:  печатных источников 1980-90-х г.г.
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты