Парик отнюдь не изобретение цивилизации. С древних времён мужчины стремились походить по внешнему виду на сильных животных, поэтому украшали свои головы «париками» из трав и листьев. Женщины и дети собирали шерсть животных, перья птиц, промывали, просушивали и затем плели на спицах, как чулок, используя для этого деревянные палочки.
Первобытные парики были громоздкими, прикрепляли их на голову «намертво», используя смолы, клейкие вещества и даже помёт животных. Такой парик нельзя было снять. После продолжительного ношения его просто срезали вместе с собственными волосами. В таких государствах, как Древний Египет, Ассирия, Вавилон, Шумер, Аккад и других, парик был атрибутом власти правителей и вельмож. При раскопках пирамид были найдены парики, сделанные из овечьей шерсти, конского и буйволиного волоса, перьев птиц. Форма, цвет и размеры париков указывали на характер и социальное происхождение их владельца.
В Древнем Египте парик был украшением и одновременно и головным убором фараонов и знатных особ. Существовал обычай при достижении совершеннолетия приносить волосы в жертву божествам, поэтому голову чисто выбривали и надевали парик. Вельможи носили несколько париков сразу, создавая между ними воздушную прослойку, предохраняя таким образом голову от солнечного удара. Причёски на древнеегипетских париках имели форму трапеции или шара. Они состояли из трёх частей – брид, которые спускались на грудь и спину. Воины, слуги носили тёмные парики из верёвок, по форме напоминавшие гнёзда птиц.
В Греции и Риме во времена античности парики сначала носили для скрытия плешивости. Но затем парик стал атрибутом костюма, как головной убор. Светлые и яркие парики носили куртизанки, темный цвет волос считался признаком порядочности и домовитости. Императрица Феодора, прославившаяся своими скандальными поступками, имела в своём арсенале несколько десятков париков различных цветов.
В Древних Китае, Японии и Корее парики носили только знатные особы. Модной причёской в Японии считался тяжёлый узел, который закреплялся с помощью длинной деревянной палочки. На ночь причёску не распускали. А чтобы с ней как-то можно было спать, изобрели специальную подушку на деревянной подставке. На что только не пойдёшь ради моды и красоты!
Наивысшей популярности парики достигли в XVII-XVIII вв, особенно во Франции. Атрибутом королевской власти (XVII в.) стали так называемые «алонжевые» парики – с тремя бридами, спускавшимися на грудь и спину. Для коронации Людовика XIV был сделан огромный парик с бридами из белокурых волос. Также делали парики из лент, кружев, овечьей шерсти, пуха птиц, травы, пакли и т.п.
В XVIII веке распространилась мода на белые пудреные парики, ставшие олицетворением изнеженного, инфантильного придворного общества.
После победы Французской буржуазной революции 1789 года пудреные парики были объявлены вне закона.
Вновь парики вошли в моду спустя почти 200 лет. Парик перестал быть символом сословной принадлежности, а стали просто модной деталью внешнего облика, выполняя функцию аксессуара. Изготавливать парики начали уже и из синтетических волос: акриловые, виниловые, полиамидные. Использовали искусственное волокно – лафин и канекалон.
Волокно канекалон выпускалось до 42-х цветов (лафин – 25-и цветов), при смешивании которых получали множество дополнительных оттенков. По своему качеству волокно было прочным, эластичным, не ломким при расчёсывании. Для сохранения завивки локонов волокно подвергалось термообработке в специальных печах. В 60-е годы прошлого века появились синтетические материалы, по внешнему виду очень похожих на настоящую кожу головы, для изготовления проборов на париках. На рисунок монтюра, который делали из тюля и тесьмы, влияла форма причёски. Позднее монтюры стали более удобными: это была уже не плотно прилегающая основа из резинового тюля, а конструкция из лент и кружевных резинок, на которые нашивался трес.
Первые известные науке изображения париков относятся к концу III династии Древнего Египта (примерно 2600 г. до н.э.). Однако, как полагают археологи, парики появились гораздо раньше. Парики прочно вошли в моду тогдашнего высшего общества. У фараонов были даже чиновники, надзиравшие за изготовлением париков.
С течением времени они становились все пышнее и сложнее. Парики играли важную роль в торжествах и официальных церемониях. Найденный при раскопках парик верховного жреца Менкхеперра (около 1000 г. до н.э.) состоит из множества завитых локонов с длинными узкими косами сзади. Внешняя часть парика изготовлена из каштановых человеческих волос, а в среднюю часть вплетено красновато-коричневое волокно, снятое с ветвей финиковой пальмы. Мужские парики древних египтян были пышнее и наряднее женских. Для завивки их использовали пчелиный воск.
К середине I тысячелетия до н.э. мода на парики из Египта распространилась на страны Ближнего Востока и Средиземноморья. Персидские цари носили парики, великолепием не уступавшие парикам фараонов. Из Персии парики проникли в Древнюю Грецию. Однако эллины использовали их чаще как театральный реквизит. Светлые волосы носили на сцене положительные герои, черные - злодеи, рыжие - комики.
Большой популярностью пользовались парики у женщин Римской империи. Отправляясь в публичный дом за девочками, жена императора Клавдия нимфоманка Мессалина надевала светлый парик, чтобы быть неузнанной. Фаустина, жена императора Марка Аврелия (161-180 гг. н.э.), имела несколько сотен париков. В Рим привозили парики со всех концов света. Славились черные парики из далекой Индии. Однако самыми ценными считались немецкие волосы соломенного и рыжего цветов. Белокурые волосы шли на вес золота. Парики носили лысые императоры Оттон и Домициан, сумасброд Калигула, жестокий Каракалла, помешанный Элагабал... А Юлий Цезарь вместо парика носил лавровый венок: он был умнее тех, вместе взятых.
Христианская церковь с первых лет своего существования к парикам заняла негативную позицию. Церковь находила парики посягательством на целомудрие у женщин, так как они предназначались для того, чтобы прекрасная половина человечества выглядела еще привлекательнее. Климент Александрийский, один из отцов церкви, примерно в 200 г. н.э. писал, что тот, кто носит парик, не может получить сан священника, ибо благословение Божие не может пройти сквозь искусственные волосы. Его современник Тертуллиан высказывался еще безапелляционное: "Все парики являются личинами и измышлениями дьявола... Если вы не отвергнете чужой волос как богопротивный, я вызываю ненависть к нему у вас, напоминая, что он может происходить с головы проклятого или нечистого человека". Враждебное отношение к парикам привело к тому, что на Константинопольском соборе в 692 году ряд христиан за ношение их был отлучен от церкви.
В средние века в Европе парики не носили, даже на длинноволосых мужчин смотрели с неодобрением. Введению их в обиход и моду способствовали монархи. Не из эстетических соображений, а из житейских. В XVI веке английская королева Елизавета париками прикрывала свои седеющие волосы. В ее гардеробе, говорят, было около 80 париков различного цвета.
Один из героев А. Дюма "Три мушкетера" французский король Людовик XIII лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.)
Людовик XIV (Дмитрий Харатьян) в х/ф «Сокровища кардинала Мазарини, или возвращение мушкетеров»
Людовик XIV унаследовал от папаши не только престол, но и редкие волосы. Разумеется, он тоже носил парик. Да с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков. Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой. Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы... В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
При дворе Людовика XIV работали 5000 парикмахеров. Они придумали знаменитый аллонжевый парик, который нередко можно видеть на старинных портретах.
Алонжевый парик
У него были длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы. В просторечии такой вариант назывался "рогатым". Это был парадный, представительский парик. Для повседневных нужд употреблялся небольшой парик с кудрями, собранными в пучок. В домашней обстановке обходились коротким паричком с косицей размером с крысиный хвост. Иногда косицу украшали бантиком. Такой парик имел шелковую подкладку и в прохладную погоду выполнял роль современной вязаной шапочки.
В России парики ввел в моду Петр I. Женщинам мода понравилась, служивые восприняли ее как обязанность, духовенство от нее наотрез отказалось... Но у Петра в отношении париков комплекса не было. Сам он носил короткий парик за 5 рублей, что и тогда считалось дешево. Из-под парика выбивались длинные волосы. Во время персидского похода, в 1722 году, Петр остриг их, но не выбросил, а велел сделать из обрезков новый парик. Этот парик можно увидеть на восковой фигуре, находящейся в Санкт-Петербурге. Однажды из-за парика едва не возник серьезный международный инцидент. Находясь в Данциге в 1716 году, Петр присутствовал на службе в местном храме. Неожиданно он сорвал парик с головы находившегося рядом бургомистра и надел его. Наступила нехорошая тишина. Выходку царя можно было истолковать как недружественный акт по отношению к Польше, союзнику России по анти шведской коалиции. А если учесть, что королем Польши в то время был саксонский курфюрст, дело принимало европейский размах. Почуяв неладное, Петр по-детски улыбнулся и пояснил, что в храме сквозняк и чтобы согреться, он водрузил на голову то, что оказалось под рукой.
Еще несколько лет назад считалось, что парики носят либо дамы пожилого возраста, либо люди, страдающие от потери волос. Однако в настоящее время это понятие порядком устарело. Сейчас парики и накладные волосы есть в арсенале многих людей, в том числе и не имеющих проблем с шевелюрой. Парики сейчас – это стильный модный аксессуар, это возможность сиюминутно изменить свою внешность, а при необходимости вернуть все обратно. Тем более, что выбор их просто огромен – парики из натуральных волос, искусственных, накладные волосы, шиньоны. Одним словом, в настоящее время парики купить не составляет проблемы. Однако так было не всегда. История париков насчитывает не одно столетие и за время своего существования они претерпели множество изменений.
Первые парики появились еще в Древнем Египте. Фараоны и знать носили парики из натуральных волос, а простой люд использовал для их изготовления всевозможные подручные материалы - овечью шерсть, конские волосы, перья птиц, паклю. Основной функцией париков в то время была защита головы от солнца. Позднее они постепенно стали становиться одним из атрибутов богатства и власти. Вид их так же претерпевал изменения – они становились более сложными и объемными. При дворе фараона даже были специальные канцелярии, отвечающие за их изготовление. С течением времени парики распространились на территорию Средиземноморья и Ближнего Востока. В Персии парики носили цари, в Древней Греции их использовали в основном как реквизит для театральных постановок, а в Римской Империи парики носили в основном женщины. В России моду на парики ввел Петр l. Женщины охотно приняли их на вооружение, прижились они и среди военных, а вот духовенство поначалу носить их отказывалось.
В современной истории массовая популярность пришла к парикам в 1910-1920 годах, второй пик популярности пришелся на 60-е годы, а третий – на 80-е. К этому времени продажа париков осуществлялась уже на территории многих стран. Парики купить можно было натуральные или искусственные, с длинной или короткой прической, в виде шиньона или накладных прядей.
В разное время парики претерпевали много изменений. Сегодня свободная продажа париков позволяет каждому из нас творить свой образ, не боясь самых смелых решений. Можно давать волю своей фантазии, экспериментировать и ничего не бояться. Ведь при желании вернуть свою истинную прическу обратно не составит большого труда!
Каждая эпоха вносила что-то свое в развитие парикмахерского искусства, в ХIV-ХVIII вв. мода на парики распространилась в Западной Европе при королевских дворах. Парики стали предметом торговли и обмена, так как дорого стоили. Во Франции, сыгравшей особую роль в истории парика, был издан специальный Королевский Указ, который запрещал носить парики из светлых женских волос всем, кроме лиц королевской крови. В связи с тем, что придворный должен был иметь несколько париков, их стали делать из лент, кружевных полосок, шелковых нитей, сушеной травы, луба (коры дерева), волокон кукурузы и конопли. Плетением париков занимались специальные ремесленники, которые принадлежали к корпорации "цирюльников, банщиков, парильщиков", она была основана в 1292 г. в Западной Европе.
Французский король Людовик XIII лишился волос из-за венерической болезни. Он тоже стал носить парик. Немедленно ему стали подражать придворные. (В истории Франции есть и обратный пример. Живший в IX веке король Карл II был лысым. Из солидарности или желания угодить монарху придворные мужчины и некоторые женщины брили головы до единого волоска.)
В ХVII в. при дворе Людовика XIV, который унаследовал от отца не только престол, но и редкие волосы, работали 5000 парикмахеров. Они придумали знаменитый "алонжевый" парик (фр. - удлиненный), который нередко можно видеть на старинных портретах. У него были длинные, до плеч и даже до пояса, волосы, завитые в локоны, который придавал помпезный вид своему владельцу. Иногда аллонжевый парик имел пробор посередине головы. В просторечии такой вариант назывался "рогатым". Это был парадный, представительский парик. Увлечение париками высмеял Ж. Б. Мольер в своих произведениях.
Людовик XIV носил парик с таким шиком, что в Европе начался бум париков, продолжавшийся более века. Парики стали символом эпохи абсолютизма и театральности, перекочевавшей в романы, фильмы, спектакли. При "короле-солнце" существовало до 45 видов различных париков.
Уважающий себя человек имел их как минимум три: черный для утра, каштановый для дня, светлый для вечера. Если нельзя было добыть парик белого цвета, то парик из волос шатена посыпали пудрой или мукой. Народ попроще мастерил парики из овечьей шерсти, собачьих и конских хвостов, водорослей, волокон конопли и кукурузы... В дело шли даже волосы казненных преступников. Обладатели пышных шевелюр, приговоренные к высшей мере наказания, завещали свои локоны близким, ибо они стоили немалых денег.
В ХVII в. появились маленькие пудреные парички, с буклями на висках и "хвостом" или косичкой сзади. Белый паричок уровнял все возрасты, так как его носили как молодые, так и старые придворные.
Женщины надевали куафюры - каркасные парики.
Моду на пудреный парик ввел в Западной Европе прусский король Фридрих I, которому в эпоху рококо стали подражать другие короли. После революции во Франции в 1789 г. Парик как символ королевской власти был запрещен, его ношение могло стоить жизни его владельцу.