Из более чем 200 лент, демонстрировавшихся на кинофестивале, «КОММЕНТАРИИ» выбрали пятерку наиболее запоминающихся
В воскресенье, 30 октября, завершился 41 международный кинофестиваль «Молодость». Однако из-за недостатка средств на рекламу шедевры мирового киноискусства зачастую демонстрировались в полупустых залах.
«Комментарии» решили восстановить «историческую справедливость» и подобрали пять самых ярких кинофильмов «Молодости», посмотреть которые стоит всем любителям кино.
«Туринская лошадь» (Венгрия-Франция-Германия-Швейцария-США) — новый фильм одного из самых известных и одновременно герметичных европейских режиссеров, венгра Беллы Тарра. Не зря критики называют эту ленту образцом высокого авторского кино - многие кадры прекрасны настолько, что впору их вешать на стену, как картины.
Фильм снят по мотивам реальной истории, которая, впрочем, осталась за кадром: в Турине 3 января 1889 года Фридрих Ницще увидел, как кучер бьет упрямую лошадь. Это действие возмутило философа, он вышел на улицу и прекратил издевательство над животным, с рыданиями обвив руками шею лошади. После этого инцидента Ницше лишился рассудка и последующие десять лет провел в полном безмолвии. О судьбе лошади ничего неизвестно и именно ее линию показывает Тарр.
Черно-белый фильм. В нем - ураганный ветер, пегая лошадь, молчаливый старик-кучер с парализованной рукой, его жалкая лачуга, его дочь, делающая все по дому, вареная картошка, самогон на продажу, вода из колодца. Мир постепенно угасает за 6 дней «антитворения». Визуальное совершенство фильма близко к идеальному, а некоторые кадры сняты с воистину рембрандтовским ощущением света и композиции.
«Безразличие» (Гран-при фестиваля «Кинотавр») - один из наиболее ярких и значительных российских фильмов последнего времени. Олег Флянгольц начал съемки картины еще в 1989 году, затем прервал работу и закончил ее только в этом году. «Безразличие» - это история о ранних 1960-х. Визуальная, предметная среда создана мастерски, при этом не скажешь, что автор руководствовался ностальгией. Для него позднехрущевская Москва – лишь декорации для вечной драмы любви и смерти.
От первой до последней минуты «Безразличие» - фильм эстетического наслаждения. Анимационные вставки, съемки 1989 года, изящно смонтированные с хроникой 1960-х, взрывной цветной финал, колоритные злодеи, похожие в своих костюмах и шляпах на кинематографических мафиози, приключения космического пса Тузика, искренне играющий молодой Бондарчук – всех этих составляющих более чем достаточно, чтобы отнести фильм к разряду «культовых», «знаковых» и достойных внимания зрителя.
Бакур Бакурадзе стал известен благодаря полнометражному дебюту
«Шультес» - фильму, с невиданным доселе реализмом показавшему современную городскую среду России и органично живущего в ней героя. Сюжет его новой картины «Охотник» разворачивается в совершенно иной среде: среди лесов, в поселке, в мясном цеху, в женской колонии неподалеку. Сам герой, фермер Иван, которого сыграл непрофессионал, настоящий егерь Михаил Барскович, напоминает Шультеса немногословностью, особым сортом отщепенчества и хорошо скрываемым надломом.
Бакурадзе остался верен своей документалистской манере, доведенной в «Охотнике» до совершенства. Он с удивительной деликатностью находит нужные образы, чтобы показать «невидимые миру слезы» своих героев. В его фильмах главные - человек с улицы, со своими заботами, радостями и болью. И именно в нем зритель узнает себя на экране. Для постсоветского кино это большая редкость.
Лента
«Акации» (Пабло Джорджелли, Аргентина-Испания) получила «Золоту камеру» за лучший дебют в Каннах и главный приз в категории «Лучший полнометражный фильм» на «Молодости». Водитель-дальнобойщик Рубен (Герман Де Сильва) подбирает мать-одиночку – Хасинту (Гебе Дуарте) из народности индейцев гуарани с 5-месячной дочкой, и везет их в Буэнос-Айрес. А это – 500 км через всю страну. И именно на истории сближения совершенно разных людей во время путешествия делает акцент режиссер. Джорджелли идеально выстраивает повествование и держит ритм. А актеры делают осмысленным и ярким каждое мгновение существования своих героев. Так искренне, что эта простая и очень человечная история моментально запоминается зрителю.
Фильмом открытия «Молодости» стала
«Варшавская битва. 1920» —первый польский фильм, снятый в 3D. Режиссер — хорошо знакомый украинскому зрителю Ежи Гоффман, в ролях — звездный состав: Даниэль Ольбрыхский, Михал Жебровский, Богуслав Линда, Александр Домогаров.
Фильм рассказывает о легендарной победе поляков над Красной Армией, вторгшейся в страну в 1920 году. Большевистские вожди тогда мечтали о мировой революции и, учитывая ситуацию в Европе тех времен, имели большие шансы достичь желаемого. Страшно даже представить, что бы случилось, если бы эти планы осуществились хотя бы частично; по сути, поляки (которым, кстати, помогли военные части УНР) тогда спасли западную цивилизацию, а вообще «Чудо на Висле» внесено английскими исследователями в число 18 самых выдающихся битв ХХ века.
Впрочем, фильм Гоффмана выдающимся не назовешь, поскольку в нем хватает слабых мест, однако он достаточно профессионально сделан для массового кино, и именно такие фильмы имеют большое значение для любой национальной кинематографии. Подобных картин об определяющих событиях нашего недавнего прошлого можно было бы снять немало; но, как всегда, за украинцев это делают поляки, россияне, кто угодно, только не отечественные кинематографисты.
Автор: Дмитрий Десятый