© 30 марта 2012, Пятница, 12:15
Год прошёл со дня кончины Людмилы Гурченко
Год без Людмилы Гурченко - блистательной актрисы, любимой миллионами, не стало 30 марта 2011 года. Поверить в то, что её нет, до сих пор сложно и коллегам, и обычным зрителям. Она всегда была необычайно сильной, энергичной, яркой - и казалось, что так будет всегда.
Моментально преобразиться и при приближении потенциального кавалера перепрыгнуть из удобных тапочек в туфли на шпильках - такой была ее героиня в "Вокзале для двоих". Немного стервозная, несчастная, но неунывающая официантка привокзального ресторана оказалась близкой и понятной миллионам советских женщин. Так, легкой походкой с гордо поднятой головой как бы ни было тяжело, шла по жизни и сама Людмила Гурченко.
"При этом не теряющая оптимизм, при этом с характером, с юмором, она очень узнаваема Она действительно стала частью, как бы сказать, мировоззрения что ли поколения, мироощущения", - говорит генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", режиссер Карен Шахназаров.
Откуда в хохотушке, что пела про 5 минут, вдруг взялось это умение "через глаза выплеснуть душу"?! - будут недоумевать критики. Ведь почти 20 лет после "Карнавальной ночи" для Гурченко не будет ролей. И когда в 70-х карьера начнется вновь, будет сложно поверить, что девушка с муфточкой и женщины со сложными судьбами в фильмах "Двадцать дней без войны", "Пять вечеров", "Любимая женщина механика Гаврилова" один и тот же человек.
"С ней и трудно, и легко. Легко потому, что она блестяще играет. И это доставляет огромное удовольствие. А трудно потому, что если ей не нравится текст, то тут надо на ходу переписывать", - говорит режиссер Пётр Тодоровский.
Ее вызов - танцевать как танцовщица. В кринолинах в "Соломенной шляпке" или в костюме козы в мюзикле "Мама". Петь как певица. Играть как большая драматическая актриса. В "Сибириаде" снималась со сломанной ногой, но из принципа отказывалась хромать, хотя режиссер разрешал, а после команды "Стоп!" падала в обморок.
"Когда мы с ней работали, это была песня просто, это было такое удовольствие! Она прямо как иголка за ниткой, как нитка за иголкой, ты даешь какой-то посыл, она сразу его ловит, она дает посыл, ты ловишь и она от этого заводится дальше, это очень приятно", - вспоминает актер, режиссер Никита Михалков.
Актриса от Бога, в жизни она так и не научилась лукавить, идти на компромиссы, промолчать, если выгодно. Не выносила бездарность. Не делала поблажек ни себе, ни партнерам, ни режиссеру. И всегда фонтанировала идеями. Образ разлучницы из фильма "Любовь и голуби" рождался прямо на съемочной площадке.
"Она могла еще и еще делать, купаться вот в этом образе. Фантазировала, что вроде бы и придумала", - говорит актер Александр Михайлов.
"Мы хохотали с ней до упаду, она говорит: кактус у нее, мы этих кактусов наставили по всей квартире, о которых Вася все время задевает и колется, сейчас вспоминаю, уже смеюсь", - рассказывает режиссер Владимир Меньшов.
Всю жизнь работала как проклятая, признавалась Людмила Марковна. И при этом не уставала выглядеть, как кинодива - роскошной и недосягаемой. Но и не боялась быть смешной и нелепой. И всегда непредсказуемой, как ее любимый джаз. И такой настоящей.
Памяти легенды отечественного кино 30 марта посвящён выпуск программы Андрея Малахова "Пусть говорят". Ну а 31 марта на Первом канале - премьера документального фильма "Людмила Гурченко. Как я стала богиней". Начало в 10:50.