Мишель де Гельдерод - (правильно Де Гельдероде, фр. Michel De Ghelderode, собственно Адемар Адольф-Луи Мартенс, фр. Adémar Adolphe-Louis Martens)
3 апреля 1898, Иксель
—
1 апреля 1962, Схарбек, Брюссель
Бельгийский драматург фламандского
происхождения, писал на французском языке.
(Эскориал, рус. перевод 1983)
«Эскориал» - его самая популярная пьеса. Очень сильная, очень напряженная и даже страшная пьеса.
ТЕАТР НА ЮГО-ЗАПАДЕ -
Вечер одноактной зарубежной драматургии
«ЭСКОРИАЛ»
Король — П.Куликов / В.Белякович
Фолиаль — В.Авилов
Монах — Г.Колобов / С.Белякович / В.Осокин / В.Черняк
Урос — В.Попов / М.Гройзбург / С.Писаревский
В правом углу сцены стоял королевский трон — низкое красное кресло с высокой прямой спинкой. Символом королевской власти служила красная мантия — длинный кусок материи, который по воле актеров олицетворял собой то корону, то королеву, то служил аксессуаром в танце Короля.
Король - В.Белякович, Фолиаль (Шут) - В.Авилов
в спектакле «Эскориал» (Театр на Юго-западе)
Виктор Авилов в роли Фолиаля (Шута)
в спектакле «Эскориал»
(Театр на Юго-западе)
Костюм Короля: изначально — черное трико, позже появился черный (кожаный) причудливый колет на голое тело и массивная витая цепь.
Костюм Фолиаля: изначально — сиреневое трико с «юбочкой» и тряпичными колокольчиками, стилизованный наряд средневекового шута. Позже появился тяжелый пестрый костюм с настоящими колокольчиками. Колокольчики имели свойство звенеть в самый неподходящий момент — когда задушенный шут в темноте исчезал со сцены. Но главное, со сменой костюма утратилось ощущение беззащитности и хрупкости человеческой жизни.
Монах появлялся в черной рясе с опущенным капюшоном, лица практически не было видно.
Урос, королевский палач — огромная фигура в традиционном костюме (кажется, темно-красном) и маске-капюшоне с прорезями для глаз. В фонарь на правой колонне вставляли синий фильтр, и Урос возникал из темноты в этом мертвом свете.
Спектакль был очень темный, самый темный из всех в этом Театре. Пространство в нем скрадывалось или до бесконечности раздвигалось. К сожалению, такой свет не давал возможности сделать фотографии потрясающих по пластике сцен; хороших кадров с этого спектакля очень мало, практически все они — постановочные. Тем не менее, пластику Шута можно представить себе по картине художника Виктора Кротова, которая попала и на фотографию в альбоме (с.102).
Так выглядел бы Гамлет, если бы Фолиаль изобразил его в своей пантомиме.
Продолжительность действия около 40 минут.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - - -
Заметка из Архива ФОРУМА ТЕАТРА НА ЮГО-ЗАПАДЕ (2004 г.)