Родилась 4 августа 1895 в Москве в семье профессора Московского университета по кафедре истории искусств. В гимназии увлеклась драматическим искусством, занималась в группе артистки Художественного театра Е.П.Муратовой.
В 1910 была принята по конкурсу в Художественный театр, дебютировала в 1911 (У жизни в лапах К.Гамсуна, горничная), в первом же спектакле играя рядом со своим кумиром – В.И.Качаловым. Гиацинтова с энтузиазмом вошла в молодую группу артистов Художественного театра, начавших заниматься по системе К.С.Станиславского и впоследствии составивших ядро 1-й Студии под руководством Л.А.Сулержицкого. Занятия по системе вел в группе Е.Б.Вахтангов. В МХТ Гиацинтова работала до 1924, сыграв за это время такие роли, как Маша (Нахлебник И.С.Тургенева, 1912), Машенька (На всякого мудреца довольно простоты А.Н.Островского, 1912), Митиль (Синяя птица М.Метерлинка, 1914), Пелагея (Будет радость Д.С.Мережковского, 1916).
Расцвет творческой деятельности Гиацинтовой связан с 1-й Студией МХТ, преобразованной в 1924 в МХТ-2-й под руководством М.А.Чехова. В первом же спектакле студии Гиацинтова сыграла Клементину (Гибель «Надежды» Г.Хейерманса, 1913), затем последовали такие роли, как Ида (Праздник мира Г.Гауптмана, 1913), Фея (Сверчок на печи Ч.Диккенса, 1914).
Критик К.Л.Рудницкий писал, что блистательным актрисам 1920–1930-х годов не удалось затмить особый талант Гиацинтовой. «Не обладая свойственной ее соперницам энергией и раскованной смелостью игры, напротив, скорее обнаруживая сдержанность, склонность к мягкой растушевке роли, Гиацинтова приносила с собой на подмостки благородную интеллигентность, духовность высокой... пробы». Глубокое проникновение в эпоху и стиль, искусство перевоплощения, тонкий психологический анализ (как одна из главных составляющих системы Станиславкого, которую Гиацинтова проповедовала всю жизнь) позволили актрисе создать такие интересные, многогранные образы, как Мария (Двенадцатая ночь Шекспира, 1917, 1933), Кеккина (Бабы К.Гольдони, 1929), Сима (Чудак А.Афиногенова, 1929), Нелли (Униженные и оскорбленные Ф.М.Достоевского, 1932), Амаранта (Испанский священник Дж.Флетчера, 1934), Женевьева (Мольба о жизни Ж.Деваля, 1934).
В 1934 МХАТ II был закрыт, после спектакля артисты не смогли даже забрать из гримерных свои личные вещи. Группу талантливых артистов, учеников К.С.Станиславского, долгое время работавших под руководством М.А.Чехова, принял режиссер Е.О.Любимов-Ланской, возглавлявший Театр им. МОСПС (ныне – Театр им. Моссовета). С.Г.Бирман приступила к репетициям Вассы Железновой М.Горького (вторая редакция пьесы, завершенная автором незадолго до смерти, еще не была известна, поэтому премьеру ждали с особенным нетерпением). В спектакле, вышедшем в 1936, Гиацинтова сыграла Рашель.
В 1937 Гиацинтова перешла в Театр им. Ленинского комсомола, где проявила себя не только как актриса, но и как режиссер. С 1952, после смерти И.Н.Берсенева (1889–1951), мужа и партнера Гиацинтовой еще по МХТ-II, стала главным режиссером театра. Сыграла на этой сцене значительные роли: Нора (Кукольный дом Г.Ибсена, 1939), Наталья Петровна (Месяц в деревне И.С.Тургенгева, 1944), Сара (Лисички Л.Хелман, 1945), Мария Александровна (Семья И.Попова),1949), тетя Тася (Годы странствий А.Н.Арбузова, 1954), Раневская (Вишневый сад А.П.Чехова, 1955). Как режиссер Гиацинтова дебютировала еще в МХТ-II (Бабы совм. с С.Бирман и Л.Дейкун, Двенадцатая ночь, совм. с В.Готовцевым).
В Театре им. Ленинского комсомола поставила Нору (совм. с И.Берсеневым), Месяц в деревне, Семью, Годы странствий (совм. с В.Соловьевым), Вишневый сад (совм. с А.Пелевиным) и другие спектакли. С 1946 Гиацинтова снималась в кино, за первую роль (Варвара Михайловна, Клятва, 1946) была удостоена Государственной премии СССР (1947).
Исполнила роль Марии Александровны Ульяновой в фильме Семья Ульяновых (1957), сыграла ряд других киноролей.
С. В. Гиацинтова в роли Марии Александровны в фильме «Семья Ульяновых». 1957.
Умерла Гиацинтова в Москве 12 апреля 1982.
Училась на Высших женских курсах.
С 1910 года - в Московском Художественном театре, затем в 1-й Студии Московского Художественного театра и в Московском Художественном академическом театре 2-м.
С 1938 года - в Московском театре имени Ленинского комсомола (в 1951-1957 годах - художественный руководитель).
С 1913 года снималась в кино.
Фильмография
1967 Седьмой спутник :: Марья Семеновна, генеральша
1966 Симфония, рожденная заново (телеспектакль)
1964 Сумка, полная сердец
1957 Семья Ульяновых :: Мария Александровна Ульянова
1956 Без вести пропавший :: пани Мария, мать Мирослава
1955 Неоконченная повесть :: Анна Константиновна, мать Юрия
1952 Неразлучные друзья :: бабушка Вадима (нет в титрах)
1950 Жуковский :: Анна Николаевна, мать Жуковского
1949 Падение Берлина :: мать Иванова
1946 Клятва :: Варвара Михайловна