Родился 2 февраля 1934, Тифлис (ныне Тбилиси), Грузинская ССР
Грузинско-французский кинорежиссёр, сценарист, актёр.
Лауреат Царскосельской художественной премии (2001).
Член Союза кинематографистов России.
С 1982 года жил и работал во Франции, куда иммигрировал из-за проблем с советской цензурой.
Согласно интервью 2006 года, сейчас живёт снова в Грузии, но снимает кино во Франции.
Известен крайне антироссийскими высказываниями, русофоб.
В свое время для советской интеллигенции Отар Иоселиани был воплощением благородного кавказского духа свободы. Что же такое миг свободы на экране для Иоселиани, достойного ученика А. Довженко? Он может промелькнуть в реальном, секундном исчислении, может растянуться получасовым кружением двух персонажей, которые действуют параллельно, сами не сталкиваются, но круг общения, пейзаж, словом, весь мир для обоих одинаков, потому что это - мир Отара Иоселиани, в котором он черпает свое вдохновение, который отражает и его слабости. Такой профессионал, как Отар Иоселиани, не может не заметить, что порой изысканность монтажной фразы становится самоцелью, а бесконечные финалы удлиняют фильм, но опять думаешь, что есть наш мир - он прекраснее, когда в любом клошаре видишь не грязные лохмотья, а поэтическую душу, а что касается множества финалов - то разве наша жизнь конечна и разве можно в ней просто так - взять и поставить точку, жизнь ведь бесконечна... В каждом фильме Отар Иоселиани верен себе, своим любимым персонажам, знакам - они переходят из фильма в фильм, как любимые милые сердцу и памяти символы. Подобные вещички есть у каждого из нас. Просто у нас они в сундуке или на стене, а Отар их органично вплетает в ткань каждого своего фильма.
Отар Иоселиани – один из немногих авторов, имеющих свою постоянную четко очерченную оригинальную тему, которой он следует во всех своих работах: противопоставление устоявшейся старой культуры (основанной прежде всего на теплоте человеческих взаимоотношений и на складывавшихся веками традициях) и формирующейся новой (проявляющейся в четкой регламентации человеческой деятельности, ориентированной на организационное удобство и материальную выгоду). Старая культура может представать в самых разнообразных воплощениях (важен только критерий традиционности и человечности уклада), новая же – это, как правило, современная европейская городская культура. Конфликт этих двух видов культур всегда однозначно решается режиссером в пользу старой, а поскольку режиссер постоянно вынужден констатировать угасание старой культуры, вытеснение ее новой, то его фильмы приобретают характерный оттенок ностальгической грусти, создающей – наряду с ироничным отношением к показываемому – легко узнаваемую авторскую интонацию Иоселиани.
В последней работе "Ин вино веритас" сыграть главного героя не доверил никому. Сделал это сам.
Из жизни классика
В советское время он прославился стильными лирическими фильмами-притчами, снятыми в парадокументальной манере: «Листопад» (1966), «Жил певчий дрозд» (1971) и «Пастораль» (1976). Эти картины представляли собой как бы кружевную вязь повседневных событий из жизни вполне обычных людей, и в то же время в них определенно бродили (как спины крупных рыб в глубине вод) философские и социальные темы, тонкий юмор, ирония, сатира и множество других едва уловимых смыслов и художественных оттенков. Этой недидактичностью, деликатностью и ускользаемостью и выделялись работы Иоселиани.
Художественный мир Иоселиани всегда оказывался настолько многозначным, что однажды — феноменальный случай! — самого режиссера критики переубедили относительно главной темы его новой картины. «Певчего дрозда» автор, по собственному его признанию, изначально снимал о юноше, который свой музыкальный дар принес в жертву простым человеческим отношениям с друзьями и близкими. А готовая работа оказалась скорее о человеке, который разбазарил свой талант по пустякам. И режиссер в конце концов согласился с такой трактовкой критиков, как со своей собственной...
С начала 1980-х годов Иоселиани живет и работает во Франции. Но и здесь его картины остались легко узнаваемыми по специфичному авторскому стилю и (чудесным образом!) отчетливо грузинскому духу. И неважно, разворачивалось ли в них действие в Париже («Фавориты Луны», 1984) или в экваториальной Африке («И стал свет», 1989). Отар Давидович обласкан призами всех главных МКФ. Без его имени невозможен ни один приличный учебник по истории современного мирового кино. Очередной великолепный фильм в своей обычной манере он снял всего два года тому назад («Сады осенью», 2006).
02.02.2009 у мэтра 75-летний юбилей...