«Игорь Ильинский родился 24 июля 1901 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец - Владимир Ильинский - помимо того, что был прекрасным врачом, обладал еще массой всевозможных талантов. Например, он был одаренным актером-любителем на комедийные роли. По словам Игоря Ильинского, в любительском театре его отец переиграл массу классических ролей - от Кочкарева до Расплюева - «с тончайшими юмористическими оттенками, нюансами и интонациями, в старой благородной манере мастеров Малого театра, вроде замечательного Михаила Провыча Садовского».
Еще будучи учеником гимназии, Игорь целиком отдается творчеству. Он издает юмористический журнал «Разный род», увлекается театром».
Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 16.
...Его первый выход на сцену состоялся 21 февраля 1918 года в роли старика в "Лисистрате" Аристофана".
...Количество театров и театриков, в которых он работал в те бурные месяцы 1920 года, не поддается учету. Причем, впервые изменив своим принципам, Игорь Ильинский пробует свои силы не только в традиционных труппах, но и во всякого рода авангардистских и даже декадентских. Широта театральных интересов Ильинского объясняется двумя причинами: желанием попробовать чего-то нового и борьбой за жизнь - многие представления, в которых он участвовал, оплачивались продуктовыми пайками или натурой, к примеру - несколькими березовыми поленьями.
"В разносторонних интересах Игоря Ильинского театр все больше занимает главенствующее место. Если до этого он не меньше времени уделял и другим увлечениям, например, спорту (несмотря на то, что с детства Ильинский страдал бронхиальной астмой, он до 18 лет побеждал в соревнованиях по гребле в одиночном каноэ), то отныне театр занимает все его мечты и помыслы. Осенью 1917 года Ильинский приходит в театральную студию под руководством известных режиссеров Ф. Ф. Комиссаржевского и В. Г. Сахновского. Свои первые этюды на "импровизацию" Ильинский делает как раз в те дни, когда в Петербурге революционные массы штурмовали Зимний дворец".
Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 16 - 17.
...В 1924 году к театральной славе Игоря Ильинского прибавляется еще одна - кинематографическая. Он снимается сразу в двух фильмах: у Якова Протазанова в "Аэлите" (роль сыщика Кравцова) и у Юрия Желябужского в "Папироснице от Моссельпрома" (роль Митюшина). Оба фильма пользуются огромным успехом у зрителей и делают Ильинского широко популярным актером. Этот успех закрепляется ролью Пети Потелькина в комедии Я. Протазанова "Закройщик из Торжка", вышедшей на экран в 1925 году.
...Об огромной популярности артиста говорят афиши того времени: "Завтра - единственная гастроль знаменитого киноартиста, живого Игоря Ильинского!" или "К нам едет король экрана! Нас посетит закройщик из Торжка, похититель трех миллионов, личный друг Мисс Менд и возлюбленный Аэлиты - Игорь Ильинский!
...Вот как напишет З. Владимирова: "И все же театральные странствия Ильинского оказались подлинным университетом актера. Многие "специальные курсы" постигались им в предельно сжатые сроки, осваивались на ходу, давая плоды буквально в следующем же спектакле... Ему довелось испытать свои силы в разных жанрах, проникнуться обаянием старой оперетты, побывать в варьете, ощутить природу эстрадной пародии, ее "сиюминутность" и хлесткость. Пришлось научиться петь куплеты, танцевать канкан с профессиональным блеском, доводить клоунаду до акробатической легкости.
...В 1937 году режиссер Григорий Александров предложил Ильинскому сыграть в его новой комедии "Волга-Волга" роль начальника Управления мелкой кустарной промышленности Бывалова, и он с радостью согласился. Натурные съемки проходили в местах реальных действий картины - на Волге. Эти съемки потребовали от Ильинского, который был уже в летах, наличия не только актерских навыков, но и каскадерских. Зритель наверняка помнит, как в одном из эпизодов герои фильма падают с верхней палубы парохода в воду.
Любовь Орлова, которая исполняла роль Стрелки, потребовала, чтобы ее в этом эпизоде заменяла дублерша. Ей пошли навстречу (все-таки режиссер фильма был ее мужем и не желал, чтобы она не дай Бог получила какую-нибудь травму) и пригласили на этот эпизод чемпионку по прыжкам с трамплина. А для Ильинского, видимо, не нашлось чемпиона. Правда, виноват в этом был отчасти он сам. Перед началом съемок этого эпизода Александров показал ему нижнюю палубу парохода и сказал: "Вот отсюда вам придется прыгать в воду". На что Ильинский заявил: "Подумаешь, вот если бы с верхней, это было бы эффектнее". Говоря так, он подразумевал, что падать в воду будет не он, а каскадер. Однако Александров истолковал эту реплику по-своему. Ильинский понял это в самую последнюю минуту, когда к нему подошел второй режиссер и сказал: "Слушай, Игорь, ты правда прыгнешь с верхней палубы?" Ильинского прошиб холодный пот. "Да что ты, я же пошутил"", - ответил он. Но в этот момент появился Александров и громко скомандовал: "Игорь Владимирович, наверх, пожалуйста". Отступать было поздно. Вспоминая об этом эпизоде, Ильинский напишет: "Когда я поднялся наверх в своих сапогах и с портфелем, с которым никогда не расставался, то понял, как это страшно, во мне все задрожало... Оператор был готов, все, задрав головы, смотрели на меня, я не мог подвести съемочную группу. Мне ничего не оставалось делать...
В 1938 году Игорь Ильинский перешел из театра В. Мейерхольда в Малый театр.
"Ильинский сыграл Хлестакова - и маловеры умолкли разом. Успех был бесспорный, громкий, работу признали "внутри" и "вовне", и товарищи, с которыми актеру суждено было шагать с того дня рука об руку по дороге правды, и критика, и давние поклонники-москвичи. "Обнаружилось, что перед ними не только новый Хлестаков, но и новый Ильинский - зрелый художник реалистического искусства", - суммировал общее мнение С. Дурылин (журнал "Искусство и жизнь", 1939, № 6)".
Отдавая дань бесспорному таланту Ильинского, стоит отметить, что определенное влияние на критиков оказало то обстоятельство, что он к тому времени стал одним из любимых артистов Сталина. Публично ругать артиста стало невозможно. В 1941 году за роль Бывалова в фильме "Волга-Волга" Ильинский был удостоен этой же премии за работу в театре.
Блестяще сыграв Хлестакова, Игорь Ильинский довольно скоро стал одним из ведущих актеров Малого.
Самые известные фильмы с участием Игоря Ильинского:
«Праздник святого Йоргена» (1930); «Волга-Волга» (1938) - роль начальника Управления мелкой кустарной промышленности Бывалова, «Карнавальная ночь» (1956) - роль директора Дома культуры Серафима Огурцова, «Гусарская баллада» (1962) - роль Михаила Кутузова.
25 января 1949 года Игорь Владимирович Ильинский познакомился со своей будущей новой женой Т. Еремеевой.
"Смерть супруги произвела на Ильинского тяжелое впечатление. Они прожили вместе более двадцати лет, и хотя за эти годы их отношения складывались по-разному (позднее Игорь Ильинский признавался, что увлекался другими женщинами и в такие периоды мало заботился о душевном благополучии жены), однако в конце концов их брак сумел обрести ту стабильность, которая присуща отношениям людей, проживших бок о бок много лет. И в тот момент, когда чувства Ильинского к жене как бы обрели "второе дыхание", ее внезапно не стало. В те дни Ильинскому было так плохо, что он задумал уйти из жизни вслед за женой. Он купил бутыль с усыпляющим газом и собрался свести счеты с жизнью у себя на даче во Внукове. Однако в последний момент что-то его все-таки удержало от рокового шага".
«Еремеева родилась в немецкой семье и в девичестве носила фамилию Битрих. В 1944 году, когда ее пригласили в Малый театр, она решила сменить свою «опасную» фамилию на более благозвучную - Еремеева. Однако от вездесущего ока НКВД это все равно не укрылось, и актрисе посоветовали, дабы избежать неприятностей, уехать из Москвы. Она отправилась в Тамбов, где проработала в местном театре несколько лет. Затем вновь вернулась в столицу, в Малый театр. Вскоре ее карьера пошла в гору - она получила роль Снегурочки, была удостоена звания заслуженной артистки республики. В 1949 году она получила одну из ролей в шекспировской «Двенадцатой ночи», в которой был занят и Ильинский. Именно тогда они и познакомились. Это знакомство произошло в Татьянин день - 25 января. Они встретились в коридоре театра, и Игорь Ильинский внезапно поздравил ее с праздником. А спустя некоторое время он пригласил ее на свой концерт.
Далее послушаем рассказ самой Т. Еремеевой: «Игорь Владимирович совершенно поразил меня своим чтением. Взволнованная концертом, я позвонила ему, чтобы поблагодарить за прекрасный вечер. И вдруг как-то очень неожиданно он предложил поехать с ним на дачу: «Чудесная погода, подышите воздухом час-два. И я привезу вас обратно». Репетиций завтра у нас не было, соврать я не могла, и никаких «эдаких» мыслей не возникало. Утром его машина стояла за углом гостиницы «Савой». Он сам был за рулем, сзади сидел его шофер. Во Внукове еще лежал снег, но было очень тепло. Нас встретил старый пес - овчарка Дедок. «Он уже в годах, как и его хозяин». Дача Игоря Ильинского была его убежищем, где он жил, укрывался от любопытных, читал, творил, ходил на лыжах, играл в теннис. В дачу он вложил все гонорары от съемок в кино.
Дом выглядел очень поэтично - легкий, двухэтажный, с просторным балконом и верандой внизу. Вокруг дома росли большие деревья. Но дом был сильно запущен и требовал хозяйской руки. Не было ни водопровода, ни газа, ни телефона. Зимой топилась только плита в однокомнатной пристройке. Гараж и сарай покосились. По соседству жили Орлова с Александровым, Образцов, Дунаевский, Утесов. Балкон на даче был любимым местом Игоря Ильинского.
На балконе было прохладно. Я сидела в пальто, а Игорь Владимирович надел теплый домашний свитер с продырявленными локтями. Он неожиданно разговорился. Говорил о себе в основном плохое. О своих ошибках, о своей вине пред покойной женой, об эгоизме, о сестре, с которой не ладит. «Друзей у меня мало, чаще я бываю один. Мои соседи тоже предпочитают уединение». Меня поразила его исповедь, я дотронулась до его руки и поблагодарила за искренность. Он удивился и поцеловал мне руку: «Вы знаете что, давайте чуть-чуть вина. Я не пью, но вы мой новый друг, давайте немного пригубим». Когда Игорь Владимирович предложил мне молчаливый тост, я выпила свой глоток за то, чтобы ему было со мной скучно. Ни одной секунды я не думала о том, чтобы стать для него чем-то большим».
Между тем слухи об этой поездке, а также и о других последующих встречах Ильинского и Еремеевой довольно быстро распространились по театру. Большая часть коллектива довольно снисходительно отнеслась к этому роману, однако были и такие, кто принял его слишком близко к сердцу. Среди последних была прима театра Вера Николаевна Пашенная. Дело в том, что ее дочь во время войны потеряла мужа и осталась одна с двумя сыновьями на руках. Пашенная мечтала выдать ее замуж, и, вполне вероятно, в числе кандидатов на эту роль фигурировал и вдовец Ильинский. И вдруг какая-то провинциалка, без году неделя работавшая в театре, сумела перебежать ей дорогу. Короче, Пашенная возненавидела Еремееву всеми фибрами души и при любом удобном случае старалась ей это показать.
Однако изменить ход событий это уже не могло. В течение двух лет Игорь Ильинский и Еремееева продолжали встречаться (попутно Еремеева оформила развод со своим первым мужем), после чего, наконец, приняли решение пожениться. Было это в 1951 году. А год спустя на свет появился сын Володя. Уже позднее Ильинский напишет: "Я поздно стал отцом. Лишь после пятидесяти лет я познал великое чувство отцовства. С грустью и недоумением думаю, ведь могло случиться так, что я не испытал бы этого".
Стоит отметить, что новорожденного его родители тайно крестили у себя на даче во Внукове. Для этой цели был специально приглашен хорошо знакомый Игорю Ильинскому священник - отец Александр. Однако, несмотря на всю секретность, с какой была обставлена эта церемония, она вскоре стала известна КГБ. Но на карьере Ильинского это не сказалось. Он тогда еще не был членом партии, да и слава любимого артиста "вождя всех времен и народов" все еще тянулась за ним (в 1952 году Ильинского наградили третьей Сталинской премией), поэтому все обошлось благополучно".
"Во втором фильме - "Карнавальная ночь" режиссера Эльдара Рязанова - Игорь Ильинский уже сам играет бюрократа - директора Дома культуры Серафима Огурцова. Именно с этой ролью и связана новая волна его популярности".
"Сам Эльдар Рязанов позднее напишет: "У меня тогда впервые зародилась парадоксальная мысль, которая впоследствии подтвердилась на многих примерах и превратилась в прочное убеждение: чем крупнее актер, тем он дисциплинированнее, тем меньше в нем фанаберии, тем глубже его потребность подвергать свою работу сомнениям, тем сильнее его желание брать от своих коллег все, чем они могут обогатить. И наоборот: чем меньше актер, тем больше к него претензий, озабоченности в сохранении собственного престижа, необязательности по отношению к делу и к людям".
Фильм "Карнавальная ночь" вышел на широкий экран в 1956 году и мгновенно стал фаворитом. Он занял в прокате 1-е место, собрав 48,64 млн. зрителей".
"В 1960 году Игорь Ильинский вступает в Коммунистическую партию. По словам очевидцев, делал он это неохотно, даже пытался протестовать, объясняя райкомовским работникам, что он верующий. Но его все равно уговорили. Сказали: "Вступив в партию, вы сможете помочь многим своим друзьям и коллегам". Знали, что против этого аргумента Ильинский не найдет возражений.
Игорь Ильинский действительно многим помогал: кому-то выбивал квартиру, кому-то очередное звание, а некоторым и место на кладбище. Последних случаев было два, и оба раза Ильинский хлопотал за своих друзей: художника Василия Камарденкова и поэта Самуила Маршака. Когда их, умерших в разное время, отказались хоронить на престижном Новодевичьем кладбище, Ильинский лично отправился в дирекцию кладбища и заявил: "Когда я умру, я ведь имею право лежать на этом кладбище? Если да, тогда похороните вместо меня моего друга". И оба раза эта хитрость срабатывала".
В 1961 году "... Рязанов приступил к съемкам героической комедии "Гусарская баллада", и в ней нашлась роль для Игоря Ильинского. На этот раз она оказалась ему и по плечу, и по возрасту - Ильинский сыграл прославленного русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова".
"Без ведома начальства он (Рязанов - составитель В.К.) снял с Ильинским один из эпизодов - когда Кутузов проезжает перед войсками. Съемки велись в конце зимы, снег уже таял. А вскоре он и вовсе сошел на нет, и переснять эту сцену с другим исполнителем было невозможно. Так Рязанов поставил студию перед свершившимся фактом. "Добро" на участие Ильинского в фильме наконец было получено. Но это был еще не конец истории.
Когда фильм был уже снят и готовился к выходу на экран, до Рязанова стали доходить слухи, что министр культуры Екатерина Фурцева картиной очень недовольна. Что же ее так возмутило? Оказывается, именно приглашение на роль Кутузова Игоря Ильинского. По мнению госпожи министерши, таким образом Рязанов исказил образ великого русского полководца, оклеветал его перед современниками. В личной беседе с Рязановым Фурцева заявила: "Я очень люблю Ильинского, он - превосходный комик, но Кутузов... Это бестактно! Зритель будет встречать его появление хохотом". И Фурцева потребовала от Рязанова переснять сцены, в которых снимался Ильинский. В противном случае, заявила она, премьеры фильма не будет. Рязанов был сражен, что называется, наповал. Как мы помним, сцены с Ильинским снимались зимой, а на дворе теперь стоял август и до ближайшего снега как минимум месяца три. Но не это страшило больше всего Рязанова. А то, как он объяснит все происшедшее самому Ильинскому.
Готовый фильм спасло буквально чудо. В те дни приближалась славная дата - 150-летие со дня Бородинского сражения, - и сотрудники газеты "Известия" изъявили желание посмотреть "Гусарскую балладу" в своем редакционном кинозале. Так как главным редактором газеты в ту пору был зять самого Н. Хрущева Алексей Аджубей, Рязанов не смог отказать в этой просьбе. Фильм отправили на Пушкинскую площадь. И произошло чудо. Картина произвела на журналистов прекрасное впечатление, и спустя два дня после просмотра в "Неделе" (субботнее приложение "Известий") появилась небольшая хвалебная рецензия на нее. При этом особенно лестных слов был удостоен Игорь Ильинский за роль Кутузова. Так был дан "зеленый свет" выходу фильма на широкий экран".
"Недалеко от дома, в котором жил Игорь Ильинский, зимой заливали каток (Петровка,24), а летом был теннисный корт. Точно такой же корт Ильинский сделал и у себя на даче. Любимым его партнером по теннису был прославленный спортивный комментатор Николай Озеров.
Игорь Ильинский с внуком Игорем
Игорь Ильинский обожал не только заниматься спортом, но и следить за спортивными баталиями других. Он был заядлым болельщиком и особое предпочтение отдавал футболу и хоккею. В 1966 году он даже ездил в Лондон на чемпионат мира по футболу. Кстати, отправился он туда не один, а со своим сыном Володей. Причем поначалу сына не хотели выпускать за границу - ему в ту пору было всего 14 лет. Однако Ильинский поступил хитро. Он обратился за помощью к своему соседу по даче во Внукове министру обороны СССР маршалу Андрею Гречко, и вопрос был улажен в течение нескольких дней".
Раззаков Ф. И. Досье на звезд. Их любят, о них говорят. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с. 34 - 35.
Игорь Владимирович Ильинский умер 14 января 1987 года.
"По словам близких, в те годы (70-е годы XX века - составитель В. К.) Игорь Ильинский стал иначе относиться к своим ранним фильмам, которые принесли ему славу. Некоторые из них (особенно "Праздник святого Йоргена") ему было стыдно смотреть. Когда их показывали по телевидению, он просил близких выключить телевизор. "Не могу смотреть этот балаган", - говорил он.
В 1974 году Игорю Ильинскому было присвоено звание Героя Социалистического Труда".
«Скончался Игорь Ильинский 13 января 1987 года. В Малом театре, в котором покойный проработал почти 50 лет, состоялась панихида.
Вспоминает Эльдар Рязанов: «Я был выступальщиком от кино. Когда я в своей речи прощался с Игорем Владимировичем, мне пришла в голову кощунственная ассоциация: гроб на сцене, переполненный публикой театр - это было как последний печальный спектакль с участием великого Артиста. И я обратился к залу с просьбой проводить Ильинского так, как его приветствовали в конце спектаклей после триумфальных ролей. И весь театр немедленно откликнулся. Встали и начали аплодировать в партере. Поднялись со своих мест те, кто сидел в бельэтаже. На всех ярусах, один за другим, скорбно вставали пришедшие на последнее свидание с Ильинским зрители. (А как их еще назовешь?!) Бурная, долгая, неистовая, в чем-то, может, истерическая овация гремела под сводами Малого театра. Этими аплодисментами, такими привычными при жизни, этими последними аплодисментами зал выразил свою любовь, восхищение актерским подвигом, огромное уважение к долголетнему бескорыстному служению искусству этого скромного человека. Долго грохотали рукоплескания, в которых ощущались горечь и боль расставания...»
Раззаков Ф. И.