Родилась 9 апреля 1958 под Ленинградом, в поселке Токсово. Отец Елены, по национальности ингерманландец. В детстве пасла овец, помогала матери сажать картошку и морковь. В школе, куда она ходила несколько километров через лес. Там же она впервые столкнулась с расовой неприязнью. Как и многих финнов ее называли «чухной поганой».С ранних лет она без конца кого-то пародировала, танцевала на столе, прекрасно пела. Видя это, родители отдали дочь в музыкальную школу. После школы Елена поступила в Институт культуры (ЛГИТМиК) на дирижерско-хоровое отделение. Тогда же она впервые попала в кино – в массовку, а затем и не небольшие роли (мелодрама «Путешествие в другой город»). На нее обратили внимание и переманили на актерское отделение, в мастерскую А. Кацмана.
В 1983 году, после окончания ЛГИТМиК, Елена Кондулайнен была принята в труппу Ленинградского театра им. Ленинского комсомола.
В 1986 году она перешла в театр Комедии им. Н. П. Акимова. Первой ее работой в новом театре была роль Евы в спектакле «Все о Еве». В 1990 году Елена Кондулайнен ушла и из этого театра, став актрисой частной киностудии «Дягилевъ Центръ».
В кино с 1981. В 1990 году Елена Кондулайнен впервые снялась в кино совершенно обнаженной. Это был фильм Хусейна Эркенова, по мотивам одноименной повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа», раскрывающий социальные проблемы в советской армии. Картина вызвала грандиозный скандал. Властные структуры, возмутившись многими сценами из фильма, долгое время не пускали его на экраны. Елена Кондулайнен признается, что и сама была шокирована съемками. После этой картины Елену Кондулайнен впервые назвали «секс-символом».
В следующем году Елена снялась в роли корреспондентки газеты в кинокомедии Марка Айзенберга «Болотная стрит, или Средство против секса». Создавая этот образ, она решила сделать так, что ее журналистка каждый раз влюбляется в своего собеседника, у которого берет интервью. Именно во время интервью онa становится суперсексуальна. Эта и последующие работы еще более укрепляли статус главного секс-символа страны.
В 1993 году она снялась в эротической мелодраме «Дафнис и Хлоя». Кинокритики и журналисты писали о ней тогда :«Русская Марлен Дитрих! Эротический символ России! Муза Эроса с суперработоспособностью!»
Снималась в фильмах: «Человек К.» (1992), «Шоу для одинокого мужчины» (1993) и др. В 2000 актриса сыграла одну из ролей в телесериале «Маросейка, 12»; в 2001 она снялась еще в одном телесериале — «Королева красоты, или очень трудное детство» — и в фильме «Даун Хаус».
В 1993 Кондулайнен создала «Партию любви» и на некоторое время занялась политикой — создала партию «Свободной любви».
Елена Кондулайнен так объясняет свой проект: «Когда я создавала свою Партию любви, все ходили злые и о любви не думали. А я, таким образом, старалась привить доброту. И заметила, что постепенно и передачи какие-то про любовь появились. Пошла мысль. Вероятно, моя идея послужила очень хорошим толчком к тому, чтоб люди расслабились и вспомнили о любви».
К моменту создания своей партии Елена уже была замужем. Однако с первым мужем, по профессии педагогом, она так и не нашла взаимопонимания. Вскоре они развелись, и Елена осталась одна с маленьким сыном. С этого момента в ее жизни начались серьезные проблемы.
Елена тяжело заболела, попала в больницу. Врачи обнаружили у нее базедову болезнь. Длительное лечение привело к тому, что ее лицо изменилось, потеряло былую красоту. Все это тянулось около года. Затем последовали новые удары: тяжелая болезнь сына, смерть матери. Такое перенести было необычайно трудно. Порой к Елене даже приходили мысли о самоубийстве…
Однако затем Елена постепенно пошла на поправку. «Мне кажется очень странным, но с того момента, как умерла мама, мои дела резко пошли в гору. Я думаю, что это она похлопотала там за меня перед Богом. И всякий раз, когда я долго не хожу в церковь, не разговариваю там мысленно с мамой, я начинаю буксовать. Пробуксовка в делах, в мыслях. И еще я думаю, что мама дала мне шанс, смерть ее искупила мою вину перед Богом. Наверное, я была недостаточно добра к людям», рассказывает актриса.
После этого Елена переехала из Ленинграда в Москву, где и познакомилась со вторым мужем. Как признавалась актриса, наступили замечательные годы. Однако и этот брак впоследствии распался. Так же, как и третий. Объяснение, считает она, надо искать в самой сути профессии, в постоянном эмоциональном напряжении. Ведь работа актрисы - это полная самоотдача, непрерывная смена чувств и настроений. И почти невозможно посвятить себя наполовину семье, наполовину театру. Сегодня она одна воспитывает двух детей – Сашу и Мишу и не теряет оптимизма: "Еще в детстве знала, что с годами буду расцветать и расцветать. Сейчас у меня большие планы: пишу песни, пьесы. С возрастом открываю в себе все новые стороны, я активна и наслаждаюсь жизнью. А женщинам могу посоветовать только одно – любовь! Любить и быть любимыми – тогда будет вечная весна и молодость!"
Елена в настоящее время - актриса театра Луны. Здесь, в атмосфере изысканной режиссерской эстетики Сергея Проханова, актриса обрела новое дыхание. Ее роскошная мадам Бравура в спектакле «Путешествие дилетантов» (по роману Б. Окуджавы) захватывает зрителя и буквально электризует атмосферу зала разрядами энергии.
Не ослабевает интерес публики и к спектаклю «Ночь нежна» по роману С. Фицджеральда. Кроме того, Кондулайнен играет в филиале театра Маяковского роль Клеопатры в пьесе Юлиуса Эдлиса «Игра теней».
Елена Кондулайнен, интервью
«У любой женщины существует «Евин комплекс», считает актриса Елена Кандулайнен. - каждая хочет раздеться.
В популярных отечественных кинокартинах «100 дней до приказа», «Русь изначальная», «Зверобой», «Караван смерти», «На муромской дорожке» роли «эротических героинь» сыграла Елена Кандулайнен. Только за последние два года она снялась в пятнадцати фильмах.
«Русская Марлен Дитрих! Эротический символ России! Муза Эроса с суперработоспособностью!» - пишут о ней кинокритики и журналисты. «Вечно голая и всегда веселая Кандулайнен», - шутят ее друзья. Д еще мне рассказывали, будто гостей она встречает обнаженной...
Не знаю, как другим. -мне открыла дверь обаятельная, миниатюрная женщина в обтягивающем спортивном костюме. Правда, она была босиком. Пьяные, белокурые волосы заплетены в косу.
— Лена, а правда, что ты...
— Да, я иногда встречаю друзей в прозрачной воздушной тунике. Эротика у меня ассоциируется с эпохой Древней Греции, а не с сегодняшним днем. Думаю, что у женщин существует «Евин комплекс», — подсознательно каждая хочет раздеться и показать красоту своего тела. Но ведь эротика — это и полуоткрытый рот, и нежный взгляд, и по ворот головы. Эротика — это творчество. Именно поэтому я терпеть не могу « голый» секс. Для работы мне необходимо все время быть влюбленной, а значит — красивой, обаятельной, привлекательной. Я люблю рыцарей и сама воспитываю рыцаря — своего сына. Ему семь лет, но он уже дарит дамам цветы и делает им подарки. Он понимает: любовь женщине жизненно не обходима. И в 20, и в 70 лет.
— А как ты начала сниматься в эротическом кино?
— Училась в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. В студенческом спектакле «Ах, эти звезды» у меня была роль очаровательной Марлен Дитрих — моя первая эротическая героиня. Спектакль имел бешеный успех. Рекламные афиши, на которых я была изображена в платье с глубоким декольте, висели в городе недолго. Их срывали. После этого на меня обрушилась масса предложений сниматься в кино.
- В тех фильмах, что я видела, ты всегда очень разная. Тебя трудно узнать...
- Разные операторы видят меня по-разному. И каждый режиссер раскрывает с во мне что-то именно для своей ленты. Но тайну своей «неодинаковости» Я и сама чувствую. Может быть, это от моего изменчивого настроения. То весна во мне живет, то вдруг осень. С детства я близка к природе. Родилась и жила в поселке Токсово под Ленинградом, где и сейчас у меня свой домик. В школу ходила через лес, как Красная Шапочка к бабушке. Целыми днями - цветы, деревья, птицы, звери. Я чувствовала себя принцессой Ингерманладии. Ведь и фамилия...моя ингермаиландская.
- Всем интересно, как проходят съемки эротических сцен...
- Это напряженная работа. Запотевает камера, накаляются осветительные приборы. Со съемочной площадки всех выгоняют, чтобы не было ни эмоций, ни комментариев. Остаются самые необходимые – режиссер, оператор, с помощником, героиня и ее партнер. Эротическая игра очень сложная, в таких кадрах зритель особенно чувствует фальшь, и потому все должно выглядеть естественно. Мужчины-партнеры же, как правило, скованны. Я стараюсь не обращать на это внимания и делаю вид, будто все происходит, так, как нужно. Снять хорошо такие сцены всегда очень не просто.
- Приходилось играть в необычных или комических эротических сценах?
- В кинокомедии «Болотная стрит, или Средство против секса», где снялись Удовиченко, Васильева, Пуговкин, Ярмольник, У меня маленькая роль корреспондента газеты. Мне хотелось придумать для своей героини что-нибудь «этакое». И я решила сделать так, что журналистка каждый раз влюбляется в своего собеседника. Работая, онa становится суперсексуальна, и «процесс любви» происходит во время интервью, которое она бepeт: Я играла и в «мистической эротике». Сейчас в наше кино пришли фотофильмы, то есть ленты, смонтированные из фотографий. В одном из таких фильмов у меня была роль женщины-дьявола.
- Насколько я понимаю, тебе много приходится работать. Удается удачно совмещать личную жизнь и работу?
- Я очень редко, к сожалению, вижу своих близких. Поэтому иногда беру своего сына на съемки. Он уже снялся со мной в нескольких фильмах. Но артистом быть не хочет. Говорит, будет водителем троллейбуса или 7 художником, мечтает жениться и иметь двух детей. Любимого человека тоже редко вижу. Но мне важно, что он есть. И что я могу с ним хоть изредка встречаться.
- Что ты больше всего ценишь в общении?
- Деликатность и романтику. Не люблю грубость, хамство и большие претензии.
- А много ли зарабатывает Муза Эроса?
- Я – обеспеченная женщина. Могу позволить себе строительство собственного дома, покупку еще одной машины, кругосветное путешествие. Может быть, потому что я все это имею, почти не обращаю внимания на «материальные блага».
- Твои планы на этот – год?
- Сейчас снимаюсь в серьезном психологическом кино «Все, что случится». Фильм о вечной проблеме художника и его совести. Довольно много самых разных предложений в кино и на телевидении. Некоторые даже предлагают рекламировать женское белье и участвовать в порнофильмах. Но меня это не интересует. Приятно, что не все воспринимают эротику примитивно. Организаторы конкурса «Мисс Муза» творческое объединение «Интерлира» и журнал «Студенческий меридиан» назвали меня «Музой Эроса». В конце года в Москве они организуют 2-й Международный фестиваль молодых поэтов, и мне предложили стать хозяйкой этого большого праздника, который сольется с шоу представлением «Интермуза-92». Вместе с юными неизвестными дарованиями в нем будут участвовать кино- и эстрадные звезды.
Анна ПОДНЕК