Детство
Леонид Кулагин родился в далеком сибирском городке Киренске, Иркутской области, на реке Лене, а потом перед самой школой семья переехала в город Горький, сейчас Нижний Новгород, на родину папы. Так что все его детство сопровождали две великие реки Лена и Волга. Сам Кулагин считает, что мощное женское начало этих рек и определило его дальнейшую судьбу. Женщины сопровождали его всю жизнь, были надежной опорой и, естественно, любовью.
А в театр его привел отец. Он работал электриком в местном драматическом театре, и Леонид после школьных занятий шел к нему - деваться-то было некуда. Мальчик бродил за кулисами, смотрел все подряд спектакли, и тогда же впервые вышел на сцену - в спектакле "Молодая гвардия". Потом эта благодать закончилась - отец ушел из театра, и Леонида перестали туда пускать. Но у них во дворе жил ударник из оперного театра, и он пристроился ходить туда - к десятому классу он знал наизусть все арии и очень неплохо пел.
Однако, к окончанию школы передо ним встала дилемма: учиться дальше на оперного певца или на драматического артиста. Уже тогда Леонид рационально оценивал свои возможности и понимал, что петь так, как Шаляпин он не сможет, но и петь хуже он не хотел - был этаким максималистом, поэтому выбор склонился к театральной студии.
Учёба. На край света
Кулагин поступил в театральную студию при драмтеатре в родном городе и снова вернулся в дорогое его сердцу закулисье, в котором он провел все детство. После окончания театральной студии его оставили там же, в театре Драмы.
Но он тогда был не по годам мудрым и понимал, что так навсегда и останется Леней, тем студентом, который три года болтался на глазах у всех актеров (что с другими его сокурсниками и вышло).
И тут в его судьбу вмешалась женщина… В порыве безумной влюбленности он рванул за молодой красавицей на край света, в Читу. Она родилась и выросла в Ярославле, в актерской семье, там же окончила театральную школу, а потом сбежала от родителей, устроившись в читинский театр. И вот этот театр приехал в Горький на гастроли. Их чувства вспыхнули сразу. Но гастроли закончились - уезжая, возлюбленная пообещала организовать ему вызов из ее театра. И потянулись долгие дни ожидания.
Леонид Кулагин: "Принимать кардинальные решения, срываться с насиженного места, пробивать стену лбом - это не в моем характере, обычно все это за меня делали женщины. Меня даже в Москву вытащила женщина, директор моей съемочной группы Татьяна Никитина, она организовала весь съемочный процесс и просто вызвала меня из Брянска, где я много лет подряд руководил театром. Так что я и сейчас такой же, а тогда, 20-летний мальчишка и подавно - я смиренно ждал телеграммы из Читы". Потом пришла телеграмма: "Приглашаем на работу артистом в Читинский драматический областной театр с окладом 75 рублей".
Первый брак. Липецк и второй брак
Та девушка стала его женой. Они вместе работали в Чите полтора сезона, а потом уехали в Ярославль… Там жизнь не заладилась - они оказались очень разными людьми…
В это время директор Читинского театра переехал в Липецк и стал создавать свою труппу, перетащил некоторых актеров из прежнего театра, и позвал и Кулагина. Это было очень кстати - после развода с женой ему просто было некуда деваться. Тогда он поверил в то, что называется судьбой: очень скоро он женился на актрисе, которая буквально сменила на сцене его первую жену. Когда Кулагин с женой уехали в Ярославль, они разминулись с ней буквально несколькими днями, и вот теперь судьба все-таки свела их. С тех пор они вместе. Порой 365 дней в году были рядом, и на съемках, и на гастролях. Были моменты, когда хотелось куда-нибудь уехать, чтоб отдохнуть друг от друга, но с годами Леонид Кулагин стал чувствовать, что ему все больше и больше хочется возвращаться домой, в семью. И еще он понял, что одиночество лишь тогда хорошо, когда его можешь в любой момент прервать.
Дебют в кино
По окончании театральной студии, Леонид на все киностудии разослал свои фотографии, он был абсолютно уверен в своей неотразимости, потому что довольно с юного возраста нравился девушкам. Первая телеграмма пришла с Мосфильма, от режиссера Андрея Смирнова. Кулагина пробовали на несколько ролей, в конце концов, остановились на комиссаре дворянского происхождения, но потом ему открыли секрет - изначально Смирнов для него уготовил роль "человека с лошадиным лицом", вот так, сразу разрушив все его иллюзии по поводу привлекательной внешности. Судьба этой картины оказалась безрадостной - чиновники углядели в сюжете критику в адрес революционного переворота и потребовали фильм уничтожить, и негативы и оригиналы - все было смыто. И только благодаря монтажнице, которая на свой страх и риск сохранила несколько коробок с пленкой в домашнем холодильнике, через двадцать лет фильм удалось восстановить - но время ушло, и актуальность темы пропала.
«Дворянское гнездо»
Но отдельные эпизоды увидел Михалков-Кончаловский и разглядел в нём дворянина. Очень скоро он получил приглашение на пробы в "Дворянское гнездо" на роль Лаврецкого. Партнёршей его была очень красивая и знаменитая Беата Тышкевич. С ней было легко работать и общаться. Ожидая начала съемок, они порой дремали вместе, вповалку, она учила Леонида петь.
Первый секс-символ СССР
Актерские браки обычно не прочные, но Кулагину удалось сохранить семью, благодаря жене. Он ее жутко ревновал, следил на репетициях за ее театральными партнерами - он эгоист в любви. А она вопрос ревности решила предельно просто, она сказала: "Лёнь, делай все, что хочешь, но чтоб я об этом не знала".
Хотя ему это удавалось не всегда. По крайней мере, благодаря тому, что у них с Элей актерская семья, не приходилось оправдываться хотя бы за откровенные сцены на экране - как например, в первом советском эротическом фильме "Осень" 1974 года, где две трети сюжета происходит в постели, а партнёршей Кулагина была Наталья Рудная, тогда жена режиссера фильма Андрея Смирнова.
«Это была тяжелая работа и нравственно, и физически. Мы просто не знали, как снимать подобные сцены, все ракурсы и планы находили опытным путем, Андрей диктовал: "Ну, давайте, теперь перевернитесь, пусть она будет сверху". Да, мы действительно были обнаженные, но никакого эстетического удовольствия при этом не испытывали - это, на самом деле, тяжелый труд, нужно контролировать каждое движение, помнить с какой стороны и каким планом тебя снимают, не забывать еще и лицом работать».
Театр
Кулагин – провинциал со стажем: родился в далеком сибирском городке, играл во многих провинциальных театрах, там же ставил пьесы и только потом перебрался в Москву…
Причем не совсем сознательно перебрался. Это все как-то само собой получилось, его почти силком вытащили в столицу. Он сам не хотел в Москву, никогда не хотел. Он не настолько тщеславен, по его словам, чтобы стремиться куда-то вверх. На съемках "Дворянского гнезда" к нему подошел директор театра, и рассказал, когда ему нужно выходить на сцену театра им. Гоголя. Кулагин полгода тянул резину. То говорил, что надо спектакль доиграть, то на гастроли съездить. Потом сказал, что жить негде. Но в результате все получилось так, как они хотели, и он стал москвичом.
Для него есть разница играть в провинции и в Москве. Кулагин: «Московский зритель искушен, поэтому его все время надо чем-то удивлять. Ответственность в Москве больше. А провинция хороша тем, что там не надо спешить. Понимание роли и текста от этого глубже. Провинциальный зритель, если так можно выразиться, благодарнее, и интерес к театру у него выше. Во времена первого экономического кризиса я оставил Москву и уехал в Брянск - руководить театром. Я считаю, что эти годы пошли на пользу и мне самому, и театру».
Он ушел из театра, проработав в нем в общей сложности 35 лет. Причем, лет 10 пытался это сделать, понимая, что надо уйти. «Дело в том, что я всегда очень чутко ощущал некоего идеального исполнителя той или иной своей роли и понимал, что я так никогда не сыграю. Эти сомнения страшно терзали меня. В 1995 году я наконец решился уйти. И теперь ни за какие деньги больше не вернусь ни в один театр».
Оставив сцену, он решил уйти в режиссеры. К тому времени он подспудно занимался режиссурой в театре. Когда к ним в Театр им. Н.В. Гоголя пришел новый главный режиссер, и Леонид сыграл очень исповедальный спектакль «После грехопадения» Артура Миллера, пришло понимание, что он нашел свою тему: тему больной совести и желания исповедоваться.
А вскоре он уехал работать в Брянск художественным руководителем ТЮЗа. Ведь именно из Брянска он 30 лет назад уезжал в Москву и, как оказалось, навсегда. И вот за время пребывания в Брянске он как бы вычеркнул себя из списка актеров, перестал сам себя любить в этом качестве. И в течение 6 лет он нигде не снимался и в Москве появлялся, только когда приезжал навещать своих: жену, сына, внука...
Сейчас Леонид Кулагин – художественный руководитель Продюсерского центра «Театральное Товарищество», участвует во всех антрепризных постановках как режиссёр и актёр. Самая известная из его театральных ролей последнего времени – адмирала Нельсона в антрепризном спектакле «Леди и Адмирл», который он при неизменных аншлагах играет с Мариной Могилевской и Верой Глаголевой.
Другие работы в кино
Зрители помнят актера Леонида Кулагина и по старым «рыцарским» фильмам «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Черная стрела», «Приключения Квентина Дорварда» режиссера Андрея Тарасова.
Из последних работ актера – роли в сериалах «Оперативный псевдоним», «Красная площадь», «Золотые парни», «Кровавый круг», «Черная стрела», «Волкодав».
Был в карьере Леонида Кулагина и большой перерыв, когда на протяжении шести лет не выходило ни одной картины с его участием. Тем приятнее оказалось появление на канале Россия сериала «Кулагин и партнеры», названного именем исполнителя главной роли.
Недавно опять снялся в роли отрицательного персонажа. В новом фильме «Трасса М-8» он играет мафиози. Его герой – убийца, да еще псих, который мнит себя Наполеоном и постоянно меряет треуголки.
Сериал «Кулагин и партнёры»
Для съёмок в этом сериале Кулагин проходил кастинг, довольно странного для него мероприятия, поскольку уже давно на пробы не ходит. На роль Адвоката пробовались многие, вплоть до настоящего адвоката Кучерены. В результате выбрали Кцлагина.
До этой роли он почти 6 лет не снимался. Сознательно уехал из Москвы в Брянск - художественным руководителем ТЮЗа. В Москве показывался лишь когда приезжал навещать жену, сына и внука. После его утверждения у продюсера вдруг мелькнула мысль: «Зрители от него отвыкли, могут поверить, что за шесть лет Кулагин открыл адвокатскую контору». Поэтому и дали герою его настоящую фамилию. Теперь, конечно, все понимают, что он не сменил профессию. Тем более что видят его в других фильмах и сериалах. Но фамилия в названии осталась. «Не скрою, для меня это было большой честью. Я наводил справки, такого прецедента нет, чтобы именем актера был назван «долгоиграющий» сериал».
Эта роль прибавила ему популярности. Сейчас его не только узнают в лицо, как раньше. Теперь каждый знает, что его зовут Леонид Николаевич Кулагин, а это дорогого стоит. «Теперь, когда меня узнают даже подсобные рабочие в продмагах, можно сказать, что слава, наконец, меня настигла».
Адвокат Кулагин - именно тот человек, который обязательно поможет в трудной ситуации. Это - одна из главных причин, которая удерживает его в телепроекте.
После «Кулагина и партнёров» вышел еще один проект - «Большой Кулагин», который шёл 44 минуты по воскресеньям, в отличие от 24-минутных серий, выходящих по будням. В «Большом Кулагине» у зрителей есть возможность наблюдать сам процесс созревания мысли у адвоката.
Семья
С женой и актрисой Элеонорой прожили вместе уже более 40 лет.
Сын Алексей не имеет отношения к актерской профессии, хотя были у него по молодости попытки к ней приобщиться, но Кулагин их пресек. Одно время сыну очень хотелось все бросить и пойти в театральный, но, здраво поразмыслив, он понял, что сможет обойтись без театра. Сын закончил экономический факультет и работает в одной из фирм.
Внуку Кириллу четырнадцать, уже взрослый. Несколько лет ходил в Дом актера, что на Арбате, занимался в драматическом кружке, где его любили. Пока не понятно, пойдет он в эту профессию или нет…