Только актером!
В школе Александру Лазареву не давались точные науки, и когда он на выпускных экзаменах не смог вывести бином Ньютона, учителя заставили мальчика дать торжественное обещание: никогда, ни при каких обстоятельствах не поступать в технический вуз…
На выбор будущей профессии, как признается сам Александр Сергеевич, сильно повлиял фильм «Мост Ватерлоо» с Робертом Тейлором и Вивьен Ли в главных ролях. Окончив школу, он отправился в приемную комиссию Школы-студии МХАТ, которая как раз в это время принимала выездные экзамены в Ленинграде. За два дня Александр прошел все три тура и уехал учиться в Москву.
Театр
В 1959 году, окончив Школу-студию МХАТ, Александр Лазарев стал актером Московского академического театра им. Вл. Маяковского. Этой сцене он не изменяет и по сей день.
За почти пять десятилетий им было сыграно огромное количество самых разных ролей: Лавр Мироныч Прибытков («Жертва века»), Меценат («Шутка мецената»), Жорж Питу («Смех лангусты»), Хлудов («Бег»), Люберецкий («Завтра была война»), Константин («Дети Ванюшина»), Ясон («Медея»), Варравин («Смерть Тарелкина») и многие-многие другие. А в знаменитом «Гамлете» Лазареву в разные годы довелось сыграть и Фортинбраса, и Марцелла, и Бернардо, и Горацио, и Короля-актера, и Капитана при Фортинбрасе…
Сценическая жизнь Александра Сергеевича и сегодня не менее насыщенна. Из последних его работ можно отметить спектакли: «Мертвые души» (Ноздрев, Хлобуев), «Карамазовы» (Федор Павлович Карамазов), «Женитьба» (Анучкин), «Чума на оба ваши дома!» (Синьор Монтекки), «Кин IV» (Эдмунд Кин), «Круг» (Клайв Чэмпиэн-Ченей).
Личная жизнь
Свою постоянность Александр Сергеевич демонстрирует не только в работе, но и в личной жизни. Вот уже несколько десятилетий живут вместе прекрасные актеры и просто замечательные люди Александр Лазарев и Светлана Немоляева, опровергая все утверждения о том, что актерские семьи недолговечны.
Их сын – Александр Лазарев-младший – пошел по стопам родителей и стал не менее знаменитым актером.
Кино. 60-е - 90-е годы
Впервые на экране Александр Лазарев появился в 1961 году в роли моряка Янко в экранизации оперетты И. О. Дунаевского «Вольный ветер». Вместе с Лазаревым в той картине снимались Надежда Румянцева и Николай Гриценко.
Настоящее же признание к Лазареву, как к киноактеру пришло гораздо позже – в конце 60-х, когда он снялся в главной роли в мелодраме «Еще раз про любовь». Его герой – ученый-физик Евдокимов знакомится с бортпроводницей Наташей (Татьяна Доронина). В течение фильма они учатся понимать друг друга, то высекая искры для ссор, взаимных обвинений, то испытывая нежность, беспокойство за судьбу другого, желание помочь, взять часть забот и неприятностей на себя. Доронина и Лазарев создали необычайно гармоничный дуэт, привнесли в картину дух 60-х.
Картина была высоко отмечена на международном кинофестивале в Картахене, где она демонстрировалась вне конкурса. Жюри кинофестиваля присудило ей специальный приз - «За высокое моральное качество фильма».
Как признается Александр Лазарев, эта картина вынесла его «на гребень киноволны». В дальнейшем успех был закреплен еще одной большой удачей – главной ролью в мелодраме Абрама Роома «Цветы запоздалые».
В течение многих лет Александр Лазарев очень востребован в кино. Среди наиболее известных его работ – роли в комедии «Вечерний лабиринт», фильме-сказке «Сказка, рассказанная ночью», экранизации Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели», философской сказке «Тень», телесериале «Мелочи жизни».
Сегодня
С середины 90-х Александр Лазарев практически перестал сниматься в кино, сосредоточившись на работе в театре. Возвращение состоялось лишь в 2000 году, когда он снялся вместе с женой Светланой Немоляевой и сыном Александром в музыкальной картине Александра Абдулова «Бременские музыканты и К».
Сегодня он периодически появляется на экране, но, как правило, в небольших ролях. Нередко он играет небольшие роли и в театре. Свой выбор он объясняет так: «У меня сейчас такое внутреннее душевное состояние, когда не хочется играть большие роли. Я и устал, и возраст уже не тот, и наигрался достаточно. Я стал получать огромное удовольствие от небольших по объему ролей. <...> Ведь действительно можно в небольшой по объему роли сделать много интересного».
Одна из редких больших работ актера – роль в картине Бориса Бланка «Смерть Таирова, или принцесса Брамбилла». Александр Сергеевич рассказывает: «Я там – Первый Актер (персонаж так называется). Большая роль, очень серьезная. Сорок девятый год, послевоенное время. Таиров смотрит на мир как бы глазами этого самого актера. А вообще – жуткая история»…
BIN