24 марта 1930, Бич Грув, штат Индиана, США — 7 ноября 1980, Хуарес, Мексика
Американский киноактёр, продюсер
Был известен также как авто- и мотогонщик.
Голливудская звезда 60-70-х годов, один из самых высокооплачиваемых актеров, культивировавший на экране образ "крутого парня", вечного одиночки, привыкшего полагаться только на свои силы во враждебном мире.
Урожденный Терренс Стивен МакКуин, актер родился 24 марта 1930 года в семье летчика. Отец оставил жену и сына, когда Стив был еще ребенком, и мальчик провел свое детство в специальной школе для трудных подростков Boys' Republic в Чайно, штат Калифорния, куда от греха подальше сослала его мать. Он пытался однажды сбежать оттуда, но был пойман и отправлен обратно; спустя годы, став звездой, он посетил Boys' Republic и внес 200 тысяч долларов на развитие школы; в 1983-м школа была переименована в его честь.
Как и полагается настоящему исполнителю ролей жестких, битых судьбой маргиналов, прежде чем попасть в кино, МакКуин прошел отличную жизненную подготовку - был моряком, добывал нефть, работал на пароме, в доках, барменом, продавцом. Образцовостью не отличался - в юности, в 1947-м, завербовавшись на морское судно, ушел на две недели в самоволку, а затем подрался с береговым патрулем, за что на 41 день загремел в карцер и первые двадцать дней провел на хлебе и воде. Позже, в легендарном "Мотыльке" Франклина Дж. Шэффнера, в роли человека, безумно, отчаянно рвущегося на свободу, обладающего несгибаемым характером и силой воли, в нескольких сценах он буквально по второму разу пережил те голодные тюремные дни.
В 1952 году МакКуин попал в Нью-Йорк и оказался среди студентов, изучавших актерское мастерство под руководством Уты Хэйген и Херберта Бергхофа. Тогда же состоялся его дебют в нескольких постановках Еврейского театра Второй Авеню. В 1955 году уже на Бродвее заменил Бена Газзару в спектакле "Ливень", тогда же состоялся его кинодебют - в фильме Роберта Уайза "Кто-то там наверху любит меня". В этой ленте в главной роли еще сверкал Пол Ньюман, но спустя десять лет Уайз уже специально под МакКуина снимет трехчасовую эпическую драму "Канонерка". Актер предстал в роли судового механика, который волей судеб оказывается в центре китайской революции 1926 года; за эту роль он получил свою первую и последнюю номинацию на "Оскар". Тем не менее, отнюдь не "Канонеркой" славилась его фильмография. По иронии, славу и любовь поклонников будущему исполнителю ролей неприкаянных копов и отчаянных аутсайдеров, принес фильм ужасов - второсортный фантастический кошмар Ирвина С. Йейуорта "Капля" (1958). За роль в "Капле" он получил 3 тысячи долларов. Последующая серия боевиков и криминальных драм - "Большой побег", "Цинцинатти Кид", "Буллитт", "Афера Томаса Крауна" и "Побег" - сделала его полноценной звездой и принесла по тем временам внушительные гонорары от 1 до 3 миллионов за фильм. В тех же лентах, где ему приходилось быть номером два, а точнее, делить славу с другой звездой или звездами, МакКуин легко "затирал" своих партнеров и уверенно выходил на первый план. Так, в "Великолепной семерке" Джона Стерджеса, пожалуй, конкурировать с МакКуином в пределах экранного пространства осмелился лишь Юл Бриннер, все прочие участники семерки - Бронсон, Коберн, Уоллах и другие - неизменно оставались на втором плане. Та же участь ждала Пола Ньюмана: снявшись на заре карьеры в качестве "фона" звезды "Бутча Кэссиди", в фильме "Ад в поднебесье" (1974) МакКуин легко его обыграл. Участие в фильме двух мегазвезд заставило даже продюсеров помучиться над тем, чье же имя должно первым появится в титрах.
Стив МакКуин был трижды женат, первый брак, с актрисой Нейл Адамс, продлился пятнадцать лет, второй, с актрисой Эли МакГро, оказался менее долговечным. Неизвестно, как долго бы длились его отношения с третьей женой, фотомоделью Барбарой Минти; спустя девять месяцев после свадьбы, 7 ноября 1980 года актер внезапно скончался от сердечного приступа в мексиканском городке Хуарес.
Оценивая тот запредельный уровень популярности у публики человека, далекого от стандартов типичного смазливого героя-любовника (хотя были в его карьере и романтические ленты), понимаешь, что привлекал МакКуин, прежде всего, той самой пресловутой правдой жизни, высочайшим градусом достоверности своих героев. Он практически умел все то, что умели его персонажи. Рассекал по экрану на мотоцикле или машине, будучи известным авто- и мото-энтузиастом, брал в руки пистолет, который никогда не казался реквизитом, играл моряка, отлично представляя себе эту роль за пределами кино. Вступал в рукопашные схватки со своими противникам, пройдя реальную школу военных единоборств Брюса Ли и Чака Норриса.
Спустя десятилетия после смерти актера в Голливуде сняли ремейка - "Побег" и "Афера Томаса Крауна". Роли МакКуина сыграли Алек Болдуин и Пирс Броснан; фильмы получились неплохие, но оба актера, больше похожие на деловитых и приглаженных дельцов с Уолл-стрит, даже близко не смогли передать исключительную ауру героя с не самой красивой внешностью вечно "помятого", не выспавшегося и словно истертого будничной суетой человека, вынужденного ежедневно, ежеминутно обретать самого себя. И чем чаще сам МакКуин казался мало отличимым от своих героев, тем выше было их правдоподобие.
Еще несколько фактов биографии Стива Маккуина:
Во время обучения в институте Carnegie Institute of Technology (сегодня - университет Carnegie Mellon University) прокатился на мотоцикле по зданию Колледжа искусств. За это был из института отчислен.
В 1955 году на приеме в актерскую студию Ли Страсберга из 2000 претендентов были приняты только два человека: Стив МакКуин и Мартин Ландау.
8 августа 1969 года МакКуин был приглашен на вечер в дом Романа Поланского и его жены Шэрон Тэйт, однако предпочел свидание с женщиной, чье имя осталось неизвестно. Ветреность актера сослужила ему добрую службу: в тот день в дом ворвалась банда Чарлза Мэнсона. Как позже выяснилось, актер числился у Мэнсона в "смертельном списке знаменитостей". После этого он стал везде носить с собой оружие.
В 1973 году на похоронах Брюса Ли был среди тех, кто нес гроб звезды боевых искусств.
В 1976 МакКуин предложил идею фильма "Телохранитель". В этом фильме он так и не снялся. Лишь спустя 16 лет история стала основой для одноименной ленты с Кевином Костнером и Уитни Хьюстон.
За год до смерти получил лицензию пилота-частника FAA. После этого купил личный самолет, который был продан вместе с большой коллекцией транспортных средств в 1982 году.
Несмотря на миллионные гонорары, МакКуин отличался известной прижимистостью. Так, на съемках фильма он требовал для себя десятки костюмов и электрических бритв. Позже выяснилось, что все это "состояние" он передал школе Boys' Republic.
В 1995 году британский журнал Empire поместил Стива МакКуина в список 100 самых сексуальных актеров, а в 1997-м - в список 100 самый великих звезд за всю историю кино.
В альбоме C'mon C'mon певицы Шерил Кроу есть песня "Стив МакКуин" - как дань памяти легендарному актеру.
Алексей Дубинский
МакКуин черпал опыт из собственного прошлого: ученика школы для трудных подростков, морская пехота, и бродяга, сам управляющий своей персоной: породистый, мрачноватый, фаталист-одиночка, который полагался на собственные инстинкты и значительные физические возможности для восприятия враждебной окружающей среды.
Актер, урожденный Терренс Стивен МакКуин. Одна из первых "кул" (cool) кинозвезд, настоящая икона поколения "Beatles", МакКуин черпал опыт из собственного прошлого: ученика школы для трудных подростков, морская пехота, и бродяга, сам управляющий своей персоной: породистый, мрачноватый, фаталист-одиночка, который полагался на собственные инстинкты и значительные физические возможности для восприятия враждебной окружающей среды. Закончив "Нью-Йоркскую Студию Актеров и успешно дебютировав на Бродвее в "Полной шляпе дождя", МакКуин ворвался в кино с небольшой ролью в "Кто-то там, наверху, любит тебя" (1956). Впервые он сыграл главную роль в глупом фантастическом ужастике "Пузырь" (1958), честно и серьезно исполняя свою роль в этом культовом фаворите молодежи, как будто играл Шекспира. В том же году он создал персонаж охотника за наградами Джоша Рэндолла вв ТВ сериале "Разыскивается преступник: живым или мертвым" (1958 -1960), что еще увеличило его популярность.
МакКуин сыграл одного из ганфайтеров в "Великолепной семерке" (1960), и его запомнил весь Советский Союз, затем он появился в фильмах: "Машина медового месяца" (1961), "Ад для героев" и "Любовник войны" (оба в 1962) перед тем, как произвести сильнейшее впечатление на зрителей в роли дерзского военнопленного, который пытается бежать от нацистов на мотоцикле в "Большом побеге" (1963). МакКуин, чьей внеэкранной страстью были мотоциклы, сам делал большинство своих трюков в незабываемых кадрах погони. Затем он снялся в "Солдате под дождем", "Любовь с подходящим незнакомцем" (оба в 1963), "Малыш, дождь должен пойти", "Цинциннатти кид" (оба в 1965), "Невада Смит" (приквел к "Карпетбэггерам" по роману Хэролда Робббинса, "Песчаная галька" (оба в 1966, за последний фильм получил "оскарную" номинацию), и "Афера Томаса Крауна" (1968), один из его самых удачных фильмов. Ну а потом кинозрители дрожали и были увлечены другой сумасшедшей погоней; на этот раз машины мчались и летали по воздуху по холмистым улицам Сан-Франциско в "Буллите" (также 1968), еще один из его самых успешных фильмов.
К тому времени в пике своей популярности МакКуин время от времени участвовал в прямых боевиках, склоняясь к персонажам, которыми управляет их характер. Это такие картины, как: "Воры" (1969), "Молодой Боннер" (1972) и "Мотылек" (1973, - все эти картины высшего класса). Он также участвовал в съемках Брюса Брауна документального фильма о мотогонках, своем любимом хобби: "В любое воскресенье" (1971). Затем он дал поклонникам боевиков то, что они так хотели: "Le Mans" (1971), "Побег" (1972) с Эли МакГро (1972, на которой он позже женился), и "Ад в поднебесье" (1974, фильм-катастрофа). Одержимый целым набором личных демонов, МакКуин не появлялся на экране несколько лет; когда он вернулся, его почти нельзя было узнать: с гривой волос и огромный бородой для подготовке к "любимому проекту" по Ибсену "Враг народа" (1977), который посмотрели немногие из его поклонников. Еще через несколько лет он неожиданно снялся в двух фильмах мэйнстрима: в вестерне "Том Хорн" и истории о современном охотнике за наградами. Суд отпускает подозреваемых на волю до суда, а некоторые сбегают, зная, что их ждет. Вот за их поимку объявляется награда, и отсюда пошло слово "охотник за наградами". Началось это очень давно (для Америки), еще во времена Дикого Запада.
Умер от сердечного приступа во время операции раковой опухоли.