Родилась 13 мая 1957 года в городе Струнино Александровского р-на Владимирской обл.
Советская и российская актриса театра и кино
Она по праву считалась одной из красивейших актрис 1980-х годов. Головокружительная карьера, всенародная популярность, а затем - девятилетняя эмиграция в США, которую Людмила Нильская называет одной из главных ошибок в своей жизни. Но, несмотря на унизительную работу в чужой стране и предательство мужа, с которым прожила 20 лет, она не сломалась - нашла в себе силы вернуться в Россию и начать все с нуля.
Людмила Нильская родилась 13 мая 1957 года в городе Струнино Александровского района Владимирской области. В 1980 году окончила театральное училище им. Б. Щукина (курс Аллы Казанской). По окончании училища была принята в труппу академического театра им. Вл. Маяковского (1980—1994). В кино дебютировала в 1979 году в фильме «Кузнечик», а затем сыграла ещё около двадцати различных киноролей.
В 1994 году Людмила Нильская эмигрировала вместе с мужем Георгием в США, жила в Лос-Анджелесе, но из-за финансовых неурядиц и невостребованности решила вернуться. После развода с мужем Людмила Нильская вместе с сыном Димой переехала в 2003 году в Москву и стала работать в театре Луны под руководством Сергея Проханова.
Одна из первых работ в кино, после возвращения в Россию, была роль Галины Брежневой в телесериале «Красная площадь». Актрису стали приглашать в различные сериалы на второстепенные роли, а в 2008 году она сыграла главную роль в сериале «Галина», где снова создала образ дочери Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева.
С 2008 года — актриса Театра киноактёра.
© 11 Ноября 2005 г.
- Я стала играть главные роли в кино сразу после института: "Бешеные деньги", "Мелодия на два голоса" - эпизодов практически не было, - вспоминает актриса. - А на улице меня узнавали еще во время учебы в Щукинском училище - после роли польской шпионки Ядвиги в "Государственной границе". Интересно, что сначала мне предложили сыграть жену красноармейца, которую чуть не зарубили белые (в фильме ее сыграла Анна Каменкова). Но режиссер, увидев меня, передумал, хотя на роль Ядвиги сама Чурсина пробовалась! Я испугалась, стала отказываться - еле уломали. Потом в институте мне здорово влетело за то, что я работала в этом фильме без разрешения.
Людмила призналась, что на съемках у нее, 20-летней студентки, случился бурный роман с одним из актеров. Но назвать его имя поначалу наотрез отказалась.
- Если ты по-настоящему играешь любовь с партнером, то невозможно остаться к нему равнодушной. Надо, чтобы он хоть чуть-чуть тебе нравился! Помню, как-то на съемках мне пообещали работу с красавцем болгарином Стефаном Данаиловым. А подсунули этого лысого прибалта Арниса Лицитиса! Как же я расстроилась! Тем более что была жутко холодная осень, а у нас по сюжету эротическая сцена прямо на земле. В результате нам одеяло под листья подкладывали и водку для согрева наливали.
- Подождите, в "Государственной границе" вы только одного человека соблазняли по сюжету, которого пытались перевербовать…
- Ну да, Володьку Новикова. Что ж, угадали, это он и есть. У него такое странное отрицательное обаяние… Потом он довольно деликатно себя вел - терпеть не могу, когда достают. Роман наш долго не продлился, но мы с ним до сих пор в очень добрых отношениях, перезваниваемся. Возможно, вскоре будем играть в одном антрепризном спектакле.
Были у Людмилы в студенческие годы и более долговременные отношения. Около трех лет она прожила в гражданском браке с однокурсником Александром Галушевским.
- Он был безумно красив - высокий, зеленые глаза, каштановые волосы, - вспоминает Нильская. - Но - не актер. Я ему говорила: "Учился ты в своем ветеринарном училище и продолжал бы учиться - все больше проку было!"
Нас "развела" его мама. Она испугалась, что я, жительница города Александрова, претендую на их бесценную московскую жилплощадь. При том, что, будучи студенткой, я сама снимала квартиру, в которой мы с Сашей жили. Сейчас Александр вне нашей профессии.
Больше всех из однокурсников Нильской прославился Сергей Маковецкий. Вспоминает она о нем с теплотой.
- Говорят, он сейчас такой неприступный, но я его помню очень добрым, приятным парнем. Ему поначалу очень несладко пришлось, но он упертый, как валенок. Большую роль тут сыграла его жена, которая держит Маковецкого в ежовых рукавицах. Она фактически импресарио Сергея.
- Ходили слухи, что он был замешан в воровстве по молодости…
- Да что вспоминать, дело давнее! - неохотно признала Людмила. - Говорили, кошелек украл. Его за это даже из Вахтанговского театра выгнали. Потом пожалели и восстановили. Его всегда жалели. Я же говорю, у Сережи тогда была очень трудная жизнь. И за то, что он добился таких высот, его можно уважать.
Самый скандальный и громкий роман у Людмилы Нильской случился с Борисом Щербаковым, женатым человеком, у которого в ту пору был маленький ребенок.
Их первая встреча произошла на съемках фильма с символичным названием "Никто не заменит тебя". Как и в случае с Владимиром Новиковым, ее покорила деликатность актера.
- После первого съемочного дня он пригласил меня к себе в номер на бокал шампанского. И даже не думал приставать! Мы в основном говорили о своих ролях - он во МХАТе, я - в Театре Маяковского. Болтали целую ночь, а когда пришла пора расходиться, он неожиданно меня обнял. И я потеряла контроль над собой…
Отношения, которые у них завязались, иначе как авантюрой не назовешь. Поначалу Щербаков, как заклинание, твердил: "Я люблю свою жену!" - но потом перестал. Актер часто оставался ночевать у Людмилы, появлялся с ней в магазинах, где продавщицы прекрасно знали и самого Бориса, и его супругу. И в какой-то момент Щербаков решился - написал заявление в театре. Мол, в связи с разводом прошу предоставить хоть какую-то жилплощадь. Это заявление просто взорвало МХАТ! В лучших советских традициях было общее собрание, где постановили вернуть Щербакова в семью. Но все без толку…
- Поздно ночью у меня раздался телефонный звонок, - вспоминает Людмила. - Это был актер Саша Михайлов, сосед Щербакова по дому, с которым я снималась в фильме "Бешеные деньги". Он начал кричать в трубку, что Борина жена пыталась отравиться и что я поступаю подло, пытаясь увести его из семьи. Просто целую лекцию мне прочел. Этого я Михайлову никогда не прощу. Ведь известно, что он сам ушел от жены, с которой прожил более 30 лет, к женщине вдвое моложе его.
- Ему не просто было это сделать! Одной журналистке в приватном разговоре Михайлов рассказал, что нашел дома свою фотографию с выколотыми глазами. И заявил, что просто боится свою супругу - она, мол, на него может порчу навести.
- Как видите, ей это не помогло. Я встречалась с его бывшей супругой Ириной уже после возвращения из Америки. Она мне заявила: "Терпеть не могу баб, которые разбивают чужие семьи!" - "А ко мне это какое имеет отношение?" - спросила я у нее. Ведь я-то ничью семью в результате не разбила: у Бориной жены хватка железная, ей бы на Лубянке работать. А вот моралист Михайлов свою семью уничтожил. Вы представляете, Ирина, дама, которой за 50, мажет щеки кремом с блестками и приклеивает себе неимоверно длинные черные ресницы. До какого же отчаяния надо довести человека…
Нильская до сих пор не знает, была ли та попытка самоубийства настоящей или всего лишь инсценировкой. Но стало понятно - так дальше продолжаться не может, надо определяться. После серьезного разговора Борис заявил Людмиле: "Я поеду домой за вещами и тут же вернусь". Но через два часа раздался телефонный звонок: "Прости, мы должны расстаться…" Однако через две недели Щербаков снова попытался назначить ей свидание.
- Я решила, что надо поставить точку, - вспоминает Людмила. - Невольно приходили в голову мысли - если он жене изменил, то и мне может. Сейчас Боря Щербаков - это перевернутая страница моей жизни.
Через два месяца после расставания с Борисом Нильская неожиданно для всех вышла замуж за давнего поклонника Жору. Брак явно неравный: она - звезда экрана, он - человек без образования и профессии. Да к тому же еще моложе Людмилы на пять лет.
- Жора меня преследовал повсюду. На его глазах развивался наш роман с Борей. Бывало так - на Ленинградском вокзале один из них мне вещи подносит, другой - в машину сажает. Я подумала: ну нельзя любить сильнее! К тому же мне надо было отвлечься от переживаний, связанных с Борисом. Я надеялась, что со временем смогу Жору полюбить. Устроила его работать администратором в театр. В общем, как-то стала налаживать жизнь без Щербакова.
Между тем время шло, в стране настали тяжелые времена - киностудии закрывались, театры переживали кризис. И в 1994 году под влиянием Жориного отца Нильская решается на эмиграцию. Она продает двухкомнатную квартиру на "Соколе" за 70 тысяч долларов и уезжает в США. Пока она сидит дома с маленьким ребенком, Жора открывает автомастерскую на деньги, вырученные от продажи квартиры. Но быстро прогорает. Нильская вынуждена работать - то продавцом в магазине одежды, то тестировать компьютерные программы, нажимая целый день на две кнопки. Об актерской профессии нечего было и думать. А потом - неожиданный удар. Жора сообщает, что у него есть молодая любовница в Москве, к которой он намерен уйти.
- Я была ошарашена, ведь мы прожили с ним 20 лет, - признается Людмила. - Но никаких истерик не было. Я сказала: "Ну что ж, вперед!" У нас был жесткий разговор, лишь когда он заикнулся, что сын будет жить с ним.
Итог девятилетней жизни в США - Людмила оказалась в чужой стране с ребенком на руках без гроша в кармане. Узнав об этом, ее близкая подруга Катя обматерила Нильскую по телефону и сказала, чтобы та немедленно ехала в Москву - жить, мол, сможет у нее.
- И я прилетела! У меня был чемодан с бельем и 300 долларов в кармане. Квартиры и работы нет. Я была готова в тот момент даже работать "хлопушкой", кричать: "Дубль первый, дубль второй!" Но, приехав летом, уже осенью я начала играть в антрепризном спектакле. Затем стала сниматься, была лицом одной медицинской фирмы… За два года сыграла и роковую женщину у Михаила Козакова, и бабушку трех внуков в сериале для российского канала, и эстрадную звезду у Андрюши Соколова. Работы, тьфу-тьфу, хватает. Мне теперь ничего не страшно, я теперь все могу играть!
- Соизмерим ли ваш нынешний гонорар со ставкой советских времен?
- Тогда мне платили 46 рублей за съемочный день, это считалось очень прилично. Например, Джигарханян, получавший самую высокую ставку, имел 52 рубля. Сейчас мне платят в среднем по тысяче долларов за смену. И мне кажется, это более адекватные деньги, чем тогда.
- А как вашему 14-летнему сыну в России?
- Там я очень переживала, что он превращается в американца - начинает путать окончания русских слов и тому подобное. Но, к счастью, это все позади. Здесь ему очень нравится! Хотя недавно он по английскому языку умудрился получить "тройку". Знаете, я мужу благодарна за две вещи: за сына, потому что смогла родить только с четвертого раза. И за то, что он меня бросил - ведь иначе я могла бы так и не вернуться!
- Он общается с сыном?
- Да, я не препятствую этому. Жора сейчас живет с мамой, подруга его куда-то испарилась. Чем занимается, не известно. Все никак руки не доходят с ним развестись. За эти два года мы видели от него всего триста долларов. Ну что ж, пусть живет, как считает нужным. Если надо, я и сама могу ему приплатить!