Николай Константинович Прокопович родился 4 ноября 1925 года в Туле. К актёрской профессии потянулся с малых лет. Будучи еще мальчишкой, подрисовывал себе усики, надевал папин котелок, брал тросточку и изображал Чарли Чаплина. С раннего детства занимался в театральной студии Дома пионеров.
В 17 лет, после окончания школы, ушел на фронт. В составе 4-й танковой армии он прошёл боевой путь от Воронежа до Польши и Германии от солдата до командира отделения. День Победы, правда, встретил в госпитале, за месяц до победы его ранило.
Театр
Вернувшись в Москву, Прокопович узнал, что в театральные вузы он уже опоздал поступать, приём был закончен. Набирал только Камерный театр, туда его и приняли и уже на третьем курсе он стал полноправным актёром. Потом окончил Школу-студию МХАТ и был зачислен в труппу Камерного театра, позднее это Московский драматический театр имени А.С. Пушкина. На прославленной сцене актер играл в спектаклях: «Тени» князя Тараканова, деда Щукаря в «Поднятой целине».
А с 1986 года судьба Николая Константиновича непрерывно связана с театром имени Моссовета. Ему одинаково хорошо удавались роли, как комедийного жанра, так и драматического. Импровизационная легкость, пластичность, чувство стиля и верно найденная интонация отличали все его работы. За время работы в театре Николай Констынтинович играл в "Последнем посетителе» Ермакова, Кустова в «Царской охоте», Фромантеля в «Школе неплательщиков». Актер был занят в таких именитых спектаклях, как «Кубик для президента», «Чёрная невеста, или Ромео и Жанетта», «Фома Опискин» «Страсти по Митрофану», «Ошибки одной ночи».
Кино
Николай Прокопович много снимался в кино. Дебютировал актер вместе с Лилией Алешниковой и Михаилом Ульяновым в роли комсомольцев в историко-революционном фильме «Они были первыми» о первых комсомольцах Петрограда, вставших в 1918 году на защиту Советской власти.
У Николая Константиновича, всю войну воевавшего с немцами, по иронии судьбы все лучшие роли - немецкие. Уже с первых работ в его киносписке стали активно фигурировать «разнокалиберные» немцы, начиная с эпизода в «Молодой гвардии», где актер играл немца в массовке, потом то немецкий ефрейтор, то немецкий майор. И, как логическая вершина, - рейхсфюрер Гиммлер. Так что, можно считать, что актер сделал блестящую немецкую карьеру.
Персонажи приключенческого двенадцатисерийного телесериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» по одноименной повести Юлиана Семенова стали героями фольклора, что с наибольшей очевидностью подтверждает подлинный успех, дает ему реальную оценку. Штирлиц, Мюллер и Гиммлер стали героями сотен анекдотов. И интеллигентный, немногословный, опасный Гиммлер Прокоповича стал известен всей стране, и на творческих вечерах актёра мальчишки с криком бежали: «Гиммлер приехал!»
Николай Прокопович – нереализованный комик, в духе Бастера Китона. Без тени улыбки он мог заставить аудиторию хохотать до упаду. Правда, в кино такая роль у артиста была лишь однажды – директор парикмахерской Мымриков в «Неисправимом лгуне» и эта роль также стала любима миллионами телезрителей.
На счету Николая Прокоповича роли в фильмах "Матрос с Кометы", "Подводная лодка", "Щит и меч", "Судьба резидента", "Батька", "Кочующий фронт", "Шествие золотых зверей", "Профессия - следователь". И последняя его роль второго плана в боевике "Золото партии".
Личная жизнь
О личной жизни артиста мало что известно. Николай Прокопович не любил давать интервью, не хотел особо распространяться о себе и своих близких. Про таких как он часто говорят: жил скромно, незаметно и ушел тихо. Народный артист Николай Прокопович скончался 24 февраля 2005 года после непродолжительной болезни в Москве. Похоронен на Митинском кладбище в Москве.