Николай Иванович Парфенов был одним из самых снимаемых актеров советского кинематографа. На его счету 115 ролей в различных художественных фильмах, но среди них нет ни одной главной роли.
Удивительно, но этот мастер ролей второго плана стал актером, можно сказать, случайно. Он родился 26 июля 1912 года в достаточно обеспеченной семье. Его отец служил помощником капитана парохода, ходившим по Волге, а мать, имея на руках шестерых детей, занималась домашним хозяйством. После победы Октябрьской революции отца назначили директором льномяльного завода, но вскоре он умирает от внезапной болезни.
После смерти отца вся нагрузка по обеспечению семьи легла на старших братьев Николая и Бориса, которые круглый день трудились в поле, но постепенно им удалось поднять хозяйство и семья опять стала жить нормально. Успехи Парфеновых не остались без внимания завистливых соседей и в начале 30-х годов односельчане записали их в "кулаки".
Чтобы спасти детей мать отправила их в Москву, а сама была отправлена на торфоразработки. В Москве братья устроились на завод "Серп и Молот", а сестры поступили в различные институты. После получения сестрами образования, роли поменялись. Сестры устроились на работу, а братья подали документы на поступление в ВУЗы. Борис поступил в областной пединститут имени Крупской, а Николай - в театральную студию при Театре имени Моссовета.
Ещё во время учебы Николая Парфенова стали привлекать к постановкам театра, а после окончания студии зачислили в штат.
Карьера в кино у Николая Ивановича началась в 1945 году с фильма режиссера Василия Пронина "Сын полка", в котором он исполнил роль старшины Горбунова. Фильм был хорошо встречен зрителями, да и кинокритики отметили игру актера, но после дебютной роли Николай Парфенов ещё долго не получал приглашений в кино.
С конца 50-х годов ситуация изменилась. Театр Моссовета переживал творческий кризис. Из-за неправильно подобранного репертуара зрители предпочитали ходить в другие театры. Этот простой Парфенов заполнил кинематографом. Он снимался в одном фильме за другим. Самыми запоминающимися образами в галерее подобных героев, сыгранных Парфеновым в кино, стали: Постников в "Дайте жалобную книгу" (1965), главный бухгалтер в "Детях Дон Кихота" (1965), Прохоров в "Тридцать три" (1966), Сухов в "Семи стариках и девушке" (1969).
К концу 80-х у Николая Парфенова стали появляться проблемы со здоровьем. Из-за этого ему даже пришлось оставить службу в театре им. Моссовета, в котором он проработал 55 лет. Вскоре умерла его жена Лариса Алексеевна, которая после перенесенного инсульта была частично парализована и последние годы практически не выходила из дома.
Николай Иванович тяжело переносил смерть жены, его страшило одиночество. Он хотел провести остаток жизни в пансионате для престарелых при Доме актера имени Яблочкиной. Но оказалось, что жена не поставив его в известность прописала в квартиру свою внучку, а для перехода в пансионат необходимо было сдать квартиру государству. Это обстоятельство совсем добило актера. Последние годы он был на попечении своей сестры Антонины Ивановны.
Николай Иванович Парфенов умер в своей квартире на улице Гарибальди 7 января 1999 года. Врачи констатировали у него разрыв сосудов головного мозга. По словам сестры, перед смертью Парфенов вдруг громко задышал и с улыбкой выдохнул: "Перекрести меня!" Сестра удивилась, поскольку прежде ее брат о вере ни слова не говорил, но просьбу выполнила. После этого Парфенов затих навсегда.