Выдающаяся русская актриса, «великая старуха» Малого театра. Творческая наследница Марии Ермоловой. Педагог, подарившая сцене несколько поколений талантливых учеников.
Вера Пашенная – дочь знаменитого актёра Николая Рощина-Инсарова. В Малом театре начинала с ролей, перешедших к ней от Ермоловой. Ближе всего Пашенной были образы бытовой драмы и комедии, она играла героинь Островского и Грибоедова. Актрисе были свойственны огромный темперамент, романтическая приподнятость при бытовой достоверности, великолепное владение русской речью.
В 20-е годы Вера Пашенная выступала и в других московских театрах, участвовала в зарубежных гастролях МХАТа по приглашению Станиславского. Иногда снималась в кино: «Бесприданница» (1912, Лариса), «Гроза» (1912, Катерина), «Тайна дома №5» (1912, куртизанка Эльза), «Поликушка» (1919, Акулина), «Хромой барин» (1920, Катенька Мордвинская), «Горе от ума» (1952, Хлёстова), «Волки и овцы» (1952, Мурзавецкая), «Васса Железнова» (1953, Васса), «Повесть о молодожёнах» (1959, Ольга Николаевна).
Вера Пашенная довольно быстро стала ведущей актрисой Малого театра, а потом – и его легендой. Об ней говорили, что в этой актрисе чудесным образом сошлись все лучшие качества актёров Малого театра. Михаил Царёв писал: «Пашенная была рождена в искусстве не для «звуков сладких», а для «битв». В этом зерно её дарования. Она – художник-борец, глубоко верящий в могучую воспитательную силу театра, неутомимо и страстно защищающий всем своим творчеством правду жизни».
Среди лучших ролей Пашенной на сцене: Порция («Юлий Цезарь»), Анна Андреевна («Ревизор»), Гурмыжская («Лес»), Евгения («На бойком месте»), Любовь Яровая («Любовь Яровая»), Кабаниха («Гроза»).
Вера Пашенная в роли Кабанихи
Народная артистка СССР (1937).
Лауреат Государственной премии СССР (1943).
Лауреат Ленинской премии (1961).
В 1904-1907 годах училась у А.П.Ленского в Московском театральном училище.
С 1907 года – в Малом театре.
С 1918 – преподавала на драматичесих курсах при театре. В 1924 с Н.А.Смирновой организовала из первого выпуска курсов Театр-студию и стала её директором. С 1933 руководила несколькими курсами в Театральном училище при Малом театре.
С 1941 года - Профессор.