Начало
Лев Перфилов родился в городе Коломна Московской области. Школьные годы мальчика прошли в огне Великой Отечественной войны. Но большая мечта стать артистом, выйти на сцену, окрыляла юношу и помогала пережить все тяготы этой нелегкой жизни.
Окончив знаменитую "Щуку" в 1956 году, Лев Перфилов стал актером в киевском театре. Много ролей было сыграно артистом на сцене этого прославленного театра. Но главный образ был создан Львов Алексеевичем в спектакле "Судный день" про "этот проклятый Бабий Яр, который забирает жизни у тех, кто остался жить". Роль — глыба! Для Перфилова она стала главной ролью жизни. У актера была единственная задача: сделать так, чтобы его героя полюбили и поняли. И это ему блестяще удалось.
Но все же Лев Перфилов больше предпочитал роли в кино.
Он обожал съемки, любил киностудию и главным образом работал именно в кино.
Первые роли в кино
Лев Перфилов стал одним из самых интересных актеров второго плана отечественного кинематографа. С первой же роли в кино он зарекомендовал себя актером темпераментным, ярким. Его Франц Клавичек в дебютной героико-романтической драме "Павел Корчагин" Александра Алова и Владимира Наумова привлек искренностью, свежестью образа.
Новой же ступенью в творческой биографии артиста стали съемки у режиссера Ады Неретниецы в героико-приключенческой киноленте о Великой Отечественной войне "Циклон начнется ночью". После исполнения Львом Перфиловым роли фашиста Вольдемара, все газеты дружно отмечали: "Наконец-то появился актер, так убедительно играющий мерзавцев". Артист блестяще создал "маленький" образ, который не затерся, а наоборот был ярким пятном на фоне главных героев, сыгранных именитыми актерами: Анатолием Ромашиным, Петром Гориным и Велтой Лине.
Семидесятые годы
Талантливый и обаятельный актер не чурался ни комедий, ни драм, ни исторических кинолент. Режиссеры киностудии имени Довженко в 70-х годах удачно использовали неистовый темперамент, определяющий суть исполняемой Перфиловым роли - князь в исторической драме "Захар Беркут" о борьбе карпатских горцев Леонида Осыка. Затем неповторимая роль в мистической драме режиссера Бориса Ивченко "Олеся" по одноименной повести Куприна, где в главной роли снялась неподражаемая Людмила Чурсина. Запоминающиеся, блистательно сыгранные роли в историко-биографическом военно-патриотическом фильме Юрия Лысенко о подпольщиках во французском лагере Бомон и почти следом в мелодраме "Путь к сердцу" - Виктора Ивченко.
Нельзя не отметить и поистине сказочную роль Льва Перфилова в современной сказке режиссера Евгения Шерстобитова "В тридевятом царстве" о гастролях Украинского самодеятельного ансамбля балета на льду, где актер снялся с такими корифеями кино, как: Ирина Мурзаева, Анатолий Папанов, Николай Гаврилов и Спартак Мишулин.
Потом в киношную копилку Льва Перфилова посыпалось несчетное количество воров, убийц, алкашей, шпионов, пиратов и прочей "всякой нечести". Подобный "жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры. Перфилов был искренне рад, что так произошло, ибо считал эти роли куда интересней, нежели безликие рабочие, шахтеры и пахари. Они продлили актеру экранную жизнь и дали своеобразную популярность: Кашкет в "Старой крепости", Джексон в "Капитане Немо", Мочёный в приключении "Волны Черного моря", Калимер в "Волшебном голосе Джельсомино", доктор Гук в военной киноленте "Где ты был, Одиссей?". И, конечно же, его персонажи в фантастической ленте "Кин-дза-дза", со своим плутоватым высказыванием: "Я расскажу всем, до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!" и в "Приключениях Электроника" со строгой фразой: "Смотреть на шефа!".
"Место встречи изменить нельзя"
Творческой же вершиной в кино Льва Перфилова явилась роль фотографа Гриши "шесть-на-девять" в сериале Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя", которая раскрыла новые грани дарования актера, принесла ему новый всплеск всенародной популярности. Углубленное погружение в роль помогло актеру создать образ человека идейного, увлеченного, настоящего друга, не приемлющего фальши, обладающего обостренным чувством справедливости, открытого добру и правде.
Вместе с тем, герой Перфилова не лишен обычных человеческих слабостей, он может запросто прихвастнуть перед друзьями. Все это вкупе сделало образ перфиловского Гриши живым и полнокровным. Перфилов сумел не затеряться рядом с такими незаурядными актерами, как Владимир Конкин, Владимир Высоцкий и Сергей Юрский.
Мастер «маленькой роли»
К сожалению, подобных ролей Лев Перфилов больше не получал, постепенно он перешел на бухгалтеров и мелких чиновников. Но и эти образы оказались подвластны незаурядному таланту Перфилова. И каждая новая роль только укрепляла его репутацию выдающегося актера современности. Неординарность, нервная утонченность артистической манеры способствовали созданию в дальнейшем таких разноплановых образов как: наводчик в приключении "Зеленый фургон", Кулябский в комедии "Зудов, вы уволены!", Петр Васильевич в "Самой обаятельной и привлекательной", мужчина с собакой в мюзикле "Поездки на старом автомобиле".
Фильмы с участием Льва Перфилова, мастера "маленькой роли", пользовались большим успехом. И артист стал одним из самых популярных актеров советского кино. Настоящей удачей актера стали съемки в лирико-поэтической притче по мотивам книги Рэя Брэдбери "Вино из одуванчиков" режиссера Игоря Апасяна "Притяжение солнца". Здесь не только раскрылась отточенная игра Перфилова, но и само присутствие его в кадре, его личность успешно работали на блестяще созданный им, казалось бы, неприметный образ.
Переживая за судьбы украинских актеров, Лев Перфилов на местном телевидении создал передачу, посвященную проблемам своих коллег по театру. Надежда на справедливость, какая некая, вроде и появилась, но сама передача просуществовала совсем недолго.
Личная жизнь
Вера Перфилова считает их встречу подарком судьбы, Лев Алексеевич называл Веру своим спасением. За год до их случайного знакомства он чуть не наложил на себя руки. Однажды популярный советский актер посчитал, что жизнь его не сложилась.
Чернобылец, инвалид второй группы, ликвидатор последствии аварии, актер мотался тогда в эту страшную зону очень часто. Выступал перед солдатиками, рассказывал о своих киношных случаях. И совсем не для того, чтобы показать: ах, какой я герой, не боюсь этой радиации. Боялся как и все, а может еще и больше. Но он был так воспитан.
И на целину ездил. Тогда поехать туда, где трудно, не считалось каким-то особенным подвигом. И вот после всего этот бесстрашный и добрый человек решил свести счеты с жизнью. Подойдя к бортику Московского моста в Киеве и собираясь прыгнуть в воду, вдруг ясно расслышал голос: "Не спеши! Подожди еще немного!" Так он и встретил свою судьбу...
Лев Перфилов встретил свою любовь, когда ему был 51 год. Вера увидела его в свои 25. Они прожили вместе счастливых семнадцать лет, не уставая каждый день признаваться друг другу в любви. Он ласково называл ее Любимушка, а она его Левушка. И всегда на людях они крепко держались за руки, будто боялись потерять друг друга.
Скончался великий актер 24 января 2000 года от тяжелой, продолжительной болезни. В городе Коломна на улице Октябрьской Революции на доме, где жил Лев Перфилов, установлена мемориальная доска, на которой Лев Алексеевич изображён в роли Гриши "шесть – на - девять".