Родился 13 декабря 1908 года в Ростове-на-Дону.
Его отец — Плятт Ян (Иван) Иосифович, поляк по национальности — был известным юристом в Ростове. Мать — Зинаида Павловна Закаменная — украинка из Полтавы. В 1916 году семья переехала в Москву.
Юному Плятту повезло с первых дней его учёбы в школе — драмкружком руководил Владимир Фёдорович Лебедев. Известный артист Московского Малого театра распознал в своём ученике основную сторону его таланта — склонность к комическому.
Окончил драматические курсы под руководством Ю.А. Завадского (театральную студию Ю.А. Завадского на Сретенке, в 1927 году переименованную в Театр-студию под руководством Завадского).
С 1927 года — актёр Московского театра-студии под руководством Ю.А. Завадского.
С 1936 года — актёр Ростовского драматического театра имени Горького.
С 1938 года — Московского театра имени Ленинского комсомола.
С 1941 года — актёр Московского театра драмы.
С 1943 года — актёр академического театра имени Моссовета.
В 1926 году поступил в театральную студию Ю.А. Завадского на Сретенке, в 1927 году переименованную в Театр-студию под руководством Завадского. В том же 1927 году состоялся дебют Плятта в спектакле «Простая вещь» (по рассказам Бориса Лавренёва), где он сыграл Человека в пенсне и Офицерика на вечеринке. Актёр удачно показался в «Ученике дьявола» Бернарда Шоу (1933) и «Школе неплательщиков» Л. Вернейля (1935).
"Подкидыш"
В 1936 году Плятт вместе с театром Завадского переехал в Ростов-на-Дону из-за отсутствия подходящего помещения в Москве. На ростовской сцене играл Болинброка («Стакан воды» Э. Скрипа, 1937), Скалозуба («Горе от ума» А.С. Грибоедов, 1937) и др. По-настоящему крупный успех имел его Фон Ранен («Дни нашей жизни» Л.Н. Андреева, 1938), роль, которая неожиданно обнаружила склонность актёра к углубленному, психологически тонкому раскрытию характера.
В 1938 году Плятт вернулся в Москву и до 1941 года работал в Театре имени Ленинского комсомола, где создал значительный образ Крогстада («Нора» Ибсена, 1939). Писатель Константин Симонов отметил артиста как единственного и неповторимого исполнителя Бурмина («Парень из нашего города», 1941), а позже Васина («Русские люди», 1942). Проработав в Московском театре драмы с 1941 по 1943 годы, Плятт вернулся к Завадскому и остался до конца верным Театру имени Моссовета. За долгие годы работы он выступал в самых разных по масштабу и жанрам ролях. В его репертуаре эксцентрические Болинброк («Стакан воды» Скриба, 1945) и Нинкович («Госпожа министерша» Б. Нушича, 1946), чеховские Тапёр (по рассказам А.П. Чехова,1944) и Дорн («Чайка», 1945), современные Гарри Смит («Русский вопрос» Симонова, 1947) и Добротворский («Закон чести» А. Штейна, 1948), классические Казарин («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1952) и Яропегов («Сомов и другие» Максима Горького, 1954), снова Крогстад («Нора» Ибсена, 1959) и др.
С каждым годом в искусстве Плятта все значительнее определялась психологическая разработка персонажей. В 1964 году Плятт сыграл интеллектуально острый характер Бернарда Шоу («Милый лжец» Килти) и Цезаря («Цезарь и Клеопатра» Шоу). Вершиной его сценической деятельности в 1960-е годы стал образ старика Купера («Дальше — тишина» В. Дельмара, 1969). Мастер тонких, необычайно выразительных средств, в 1970-е годов он создал интересную портретную галерею: писатель Лавренев («Поющие пески» А. Штейна, 1972), Постоянно действующий персонаж («Возможны варианты» В. Азерникова, 1975), генерал Фицбатресс («На полпути к вершине» П. Устинова, автор пьесы, увидевший эту работу очень высоко её оценил), Старорежимное Лицо («Версия» Штейна, 1977), Фёдор Карамазов («Братья Карамазовы» по Ф.М. Достоевскому, 1979) и др.
"Семнадцать мгновений весны"
В восьмидесятые годы, в связи с перенесённой тяжёлой травмой, Р.Я. Плятт реже выходил на сценические подмостки. Тем не менее, его исполнение центральных ролей в спектаклях «Суд над судьями» Э. Манна (Хейвуд) и «Последний посетитель» В. Дозорцева (Посетитель) — приносило огромную радость зрителям.(...) Артист яркой творческой индивидуальности был востребован и телевидением, неоднократно принимал участие в телеспектаклях и телефильмах: Яминг («Возмездие» Л. Кручковского, 1964), граф Любин («Провинциалка» И.С. Тургенева, 1970), пастор Шлаг («Семнадцать мгновений весны» Юлиана Семёнова, 1973), Грюджиус («Тайна Эдвина Друда», 1980).
На телевидении в 1970-е годы: цикл передач о Бернарде Шоу ("Театр Бернарда Шоу"), в котором Шоу (Плятт) беседовал с Литературоведом (А. Аникст).
Народный артист СССР (04.04.1961).
Первая жена — Нина Бутова, вторая жена — Людмила Маратова. Детей нет.
Жил на Малой Бронной улице, 2/6, где в память об актёре установлена мемориальная доска.
Ростислав Янович скончался 30 июня 1989 года в Москве. Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10).
В 1991 году была издана книга Плятта «Без эпилога».
ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Московская театр-студия (1926-1936):
Простая вещь (1927, человек в пенсне, Офицерик на вечеринке),
Компас (1928, Гарри Компас),
Нырятин (Илюшка),
Ученик дьявола (1933, Бернард Шоу),
Волки и овцы (1934, Мурзавецкий),
Школа неплательщиков (1935).
Ростовский драматический театр имени Горького (1936-1938):
Любовь Яровая (1936),
Стакан воды (Болинброк),
Горе от ума (1937, Скалозуб),
Дни нашей жизни (1938, фон Ранкен),
Разбойники (Шпигельберг).
Театр имени Ленинского комсомола (1938-1941):
Нора (1939, Крогстад),
Окна (мойщик окон м-р Блэй),
Парень из нашего города (1941, Аркадий Бурмин).
Московский театр драмы (1941-1943):
Парень из нашего города (1941, Аркадий Бурмин),
Русские люди (1942, Васин).
Театр имени Моссовета:
Тапер (1944, тапёр Рублёв),
Стакан воды (1945),
Чайка (1945, доктор Дорн),
Госпожа министерша (1946, Нинкович) — "Мадам, вы можете стать дамой высшего общества, только играя в бридж, куря и имея любовника",
Русский вопрос (1947, Гарри Смит),
Закон чести (1948, Добротворский),
Маскарад (1952, Казарин),
Шторм (1952, Раевич),
Сомов и другие (1954, Яропегов),
Нора (1959, Крогстад),
Миллион за улыбку (1959, Карташов)
Летом небо высокое (1960, Беркутов),
Бунт женщин (1962, Президент),
Милый лжец (1963, Бернард Шоу),
Цезарь и Клеопатра (1964, Бернард Шоу и Цезарь),
Леший (1965, Войницкий),
Дальше — тишина (1969, Барлей Купер),
Поющие пески (1972, Лавренёв),
Возможны варианты (1975, Постоянно Действующий Персонаж),
На полпути к вершине (1976, генерал Фицбатресс),
Версия Штейна (1977, Старорежимное Лицо),
Тема с вариациями (1979, Дмитрий Николаевич)
Братья Карамазовы (1980, Фёдор Карамазов),
Последний посетитель (1986, Посетитель).
Второе дыхание (1956),
Аплодисменты,
Пьяный круг,
Дали неоглядные (1957),
Иудушка Головлев,
Белый танец,
Штормовое предупреждение,
Деревенская история,
Сочтёмся славою,
Катрин Лефевр (1956),
Мещанин во дворянстве,
Без вины виноватые (1948).