Его обвиняли в морализаторстве и консерватизме – отчасти справедливо. Когда все экспериментировали в творчестве, Розов продолжал говорить с людьми простым человеческим языком. Он признавал интеллектуальный театр, но считал его в какой-то мере обедненным. По-настоящему, - говорил он, - театр состоялся тогда, когда произошло потрясение. Ему было важно сотворить такой театр, из которого бы зрители выходили чище, уверенней, мужественней. И ему это удалось.
Одна из самых опасных, тяжелых и неоднозначных тем для писателя - нравственность. Само упоминание о ней уже настораживает. Далеко не каждый автор может себе позволить говорить о нравственности. А говорить о ней просто, откровенно и прямо, да при этом быть услышанным читателями – и подавно. Для этого необходимо чтобы, как это у Стоппарда, поэт и человек не встречались в дверях, а шли бы рука об руку, поддерживая друг друга и не изменяя себе. Чтобы человеческие, личные качества питали литературный талант. Подобные авторы случаются редко. Их имена начертаны в наших сердцах и памяти. Одно из таких имен – Виктор Розов.
Виктор Сергеевич Розов никогда не собирался становиться драматургом. Он мечтал стать агрономом. Но сначала не сложилось с Тимирязевской сельскохозяйственной академией. А потом увлечение театром привело его в училище при московском Театре Революции, в класс Марии Ивановны Бабановой. Он не особенно выделялся на курсе, разве что казался старше всех, хотя это было не так. Он был просто серьезным, исключительно добросовестным и трудолюбивым. После выпуска его, начинающего характерного актера с явно комедийным уклоном, приняли в труппу театра.
Вскоре началась война. В театре был митинг, и Розов одним из первых ушел в народное ополчение. Осенью того же года был тяжело ранен, и это положило конец его актерской карьере.
Военно-шефский спектакль «Страницы жизни». Приветствие нахимовцев.
Работал в агитбригаде, в разных, в том числе фронтовых, театрах, много ездил, занимался режиссурой, поступил в Литературный институт. Проучившись там два с половиной года, он уехал в Алма-Ату по приглашению Наталии Сац, - помогать ей в организации театра для детей и юношества Казахстана. Институт заканчивал позже, но остался с ним связан до конца жизни, получил звание профессора и преподавал там, пока позволяло здоровье.
Начав писать, Розов почувствовал, что, в отличие от режиссуры, это не составляет для него труда – одно удовольствие. Однако после постановки пьесы о слепой девочке «Ее друзья» он получил известность. Принеся пьесу в Центральный детский театр, он оставил ее, даже не указав обратного адреса. А к тому времени, как решил справиться о ее судьбе, оказалось, что в театре его с нетерпением ждут, роли уже распределены, начались репетиции, а у директора дожидается полагающийся автору аванс.
В ЦДТ как раз искали что-нибудь, что заинтересовало бы старшеклассников, где они бы узнали себя. На фоне эпохальных полотен, создававшихся в то время, пьеса Розова с простыми, обыденными ситуациями и тонко прорисованными человеческими чувствами стала настоящим драматургическим прорывом. Была еще у Розова манера подавать серьезное в смешной, легкой оболочке, потяжелевшей в последствии под жизненным опытом... Но в его пьесах всегда оставалось, как говорил Анатолий Эфрос, образовавший с ним замечательный творческий тандем – «это интимное, непосредственное, сердечное…»
Сцена из спектакля «Ее друзья»
После премьеры «Ее друзей» драматургическая карьера Виктора Сергеевича, в основном, складывалась успешно, счастливо и легко. Но случалось всякое. Кто-то из критиков возмущался, что «слепая девочка нехарактерна для нашего социалистического строительства!» А про одну из своих известнейших вещей «Вечно живые» (первоначальное название «Семья Серебрийских»), Виктор Сергеевич рассказывал:
- Я отнес пьесу в ЛИТ, где получил милый отказ. Старичок – работник ЛИТа – сказал: «Читал, товарищ Розов, вашу пьесу, плакал, но запрещаем». Я ушел довольный, так как старичок плакал.
«Вечно живые» долго пролежали у Розова в столе, но их история далеко не закончилась этим. Михаил Калатозов снял по ним фильм «Летят журавли», который обрел всемирный успех, а в 1958 году – получил главный приз Каннского Международного кинофестиваля. Пьесу так же ставили в Театре имени Комиссаржевской в Петербурге, ставил Лобанов в Театре имени Ермоловой, ставил Олег Ефремов в Театре-студии молодых актеров. Он же играл в постановке «Вечно живых», с которой начинался «Современник».
Одна из первых ролей Ефремова была тоже в спектакле по пьесе Розова - «Страницы жизни», который поставила в Центральном детском театре Мария Осиповна Кнебель. Розов тогда влюбился в творческую индивидуальность Ефремова, и долго потом оставался ему верен. Все пьесы Розова сначала ставились в ЦДТ. А когда Ефремов ушел в «Современник», новый, молодой тогда театр, возникший на основе общих идейных и эстетических принципов, Виктор Сергеевич посчитал себя должным разделить свое творчество, в основном, между двумя этими театрами.
Сцена из спектакля «Ее друзья».
Десятиклассники Светлана Бутова и Володя Чернышев – О.Ефремов и Г.Новожилова.
Розов всегда был глубоко театральным писателем. Считая, что пьеса рождается по-настоящему только на сцене, он не боялся актерских импровизаций, не боялся менять, перерабатывать свой текст по просьбе режиссера. Собственно, его пьесам это и не было страшно – настолько они органичны, настолько целостна вся его драматургия.
Виктор Сергеевич с интересом исследовал в своем творчестве юношескую психологию. Говорил, что духовный мир подростка - это не слепок со взрослого характера, свет и тени распределены в нем более четко, без полутонов и переходов. Розов много и охотно общался с молодыми зрителями. У него самого было двое детей и любимая жена Надя, с которой они вместе прожили целую жизнь, встретившись, когда ему было немного за двадцать, а ей – семнадцать лет.
В конце своей биографии он напишет: «Я – счастливый человек». А кроме того, один из самых востребованных людей своей профессии и своего времени. Тот, кто писал, буквально, как дышал, и как жил – честно, не меняя убеждений, придавая этим необыкновенную цельность и силу своему творчеству. Кто в конце жизни мог сказать, что никогда не совершал дурных поступков в личной жизни и любил свою работу – будь то в слесарных мастерских трудиться или пьесы писать.
Синяткина Анна