У Владимира Сутеева в искусстве мультипликации три профессии — художник, режиссер и сценарист. Но все эти профессии находятся на острие его волшебного карандаша, которым Владимир Григорьевич создает свои сутеевские персонажи, разрабатывает режиссерские сценарии и пишет литературные сценарии для мультфильмов. О нем можно писать как о человеке, который весь свой талант отдает лишь одному любимому делу — мультипликации.
Вот уж кому не надо было приспосабливаться к этому виду искусства, настолько органична связь его дарования, его личных качеств, его мироощущения с искусством рисованного фильма.
Самые характерные черты творчества Владимира Сутеева — это юмор и ясность изображаемого. Говоря о простоте изобразительного языка того или иного мастера, тут же обычно говорят о том, что простота и доступность формы являются результатом мучительных творческих исканий.
Я беру на себя смелость раскрыть секрет художника В. Сутеева, да это и не секрет. Все, кто наблюдал воочию, как рисует Сутеев, знают, что все его рисунки создаются с большой легкостью, без мучительных усилий и сомнений. Таково счастливое дарование художника. Рисунки Сутеева пленительны именно легкостью выполнения, тем, что художники называют рисунками «ля прима». Ясность темы определена всегда чрезвычайно простой композицией, без погони за особым, необычайным ракурсом, особой точкой зрения.
При ясной композиции всегда легко читаются характеры персонажей и их взаимодействие. Легко разглядеть образ каждого героя сутеевских сказок. Его персонажи всегда условны и обаятельны. Но в то же время они всегда реалистичны и, главное, живые. Они думают. Дышат. Они стремятся к действию не вообще, а во имя тех задач, которые для них поставил автор и которые сами герои вполне разделяют.
Откуда эта простота художника, и не бедность ли это формы, как думают некоторые любители изобразительных модернистических ребусов? Нельзя ли сделать рисунки как-нибудь пооригинальней, позамысловатей?
Рисунки В. Сутеева для книг, для фильмов при абсолютной ясности и простоте всегда подчинены идейной задаче, характеру литературного произведения.
Хочу обратить внимание читателя на такие иллюстрации художника, как «Чиполлино» Джанни Родари (в редакции С. Маршака). В этой книге более ста рисунков.
В них художник нашел необходимую форму, резко отличающуюся от тех рисунков, которые мы хорошо знаем по сказкам Сутеева.
Главным девизом автора была взыскательность, в полной мере ответственность за судьбу каждого мультипликационного фильма, где в титрах стоит — сценарий В. Сутеева.
Надо отметить еще одну особенность сценарной работы Сутеева. Это большое тематическое разнообразие. Помимо детских сказок с персонажами из мира животных автор очень часто работает над современными темами, вводя в волшебный мир мультипликации таких персонажей, как продавец из магазина («Волшебный магазин»), банкир, сыщик и начальник полиции («Миллион в мешке»).
[…] меня, как зрителя и поклонника творчества Сутеева, всегда поражала легкость, присущая большому таланту, определенность его взглядов, ясность и логичность композиции и монтажа. […] я не хочу применять привычные похвалы к художнику, чьим девизом всегда была цельность. Вот, пожалуй, то слово, которое можно применить ко всем работам В. Сутеева. Цельность в задаче, в стилистике, во всем сложном комплексе отдельных компонентов фильма — образах, музыке, озвучании актерами рисованных персонажей и заключительном монтаже.
Несмотря на сравнительно небольшую продолжительность его режиссерской работы, Владимир Григорьевич создал свою школу, и это была советская школа мультипликации. Она отражала определенное направление в искусстве рисованного фильма.
В чем эта определенность направления и какова его характеристика?
Фильмы Сутеева всегда веселые, всегда радостные. А главное — добрые.
Несколько лет тому назад в студии был вечер сутеевских фильмов, а рядом со зрительным залом была наспех собранная выставка его рисунков. Фильмы были разные по сюжету и с самыми разнообразными персонажами — моряками из «Шумного плаванья», ребятами и собачками из «И мы на олимпиаду», и насекомыми из «Мухи-Цокотухи» Корнея Чуковского, и «Веселый огород» с огородным чучелом и ребятишками.
Все фильмы — разные, и по ритму, и по идейной задаче, и по изобразительному материалу. Да и коллективы исполнителей разные, а смотришь эти фильмы, сделанные двадцать с лишним лет тому назад, и не покидает чувство цельности и сутеевского характера, сутеевской веселой линии, его жизнерадостного карандаша.
А рядом со зрительным залом, как я уже говорил, висели на стенах его рисунки: иллюстрации к произведениям Джанни Родари, Михалкова, Чуковского и к своим собственным сказкам. И все вместе взятое — и фильмы, и рисунки, да и сам автор — заражало одним радостным чувством веселого, задорного таланта.
Владимир Григорьевич часто встречается со своими маленькими читателями и зрителями, выступает в школах, библиотеках, делится своими планами на будущее, советуется со своими друзьями.
Владимир Григорьевич рисует левой рукой, а пишет правой. И его правая рука хорошо знает, что делает левая.
БАБИЧЕНКО Д. Сутеев Владимир // Мастера советской мультипликации. М., 1972.