Потомственный дворянин
Евгений Стеблов является потомком старинного дворянского рода. Его прадед, генерал Павел Павлович Стеблов, в свое время был депутатом городской думы Рыбинска, служил в должности действительного статского советника. В том же Рыбинске предводителем дворянства был ни кто иной, как Сергей Владимирович Михалков - двоюродный дедушка Никиты Михалкова и Андрона Кончаловского. В местном музее даже имеется фотография, на которой запечатлен Великий князь Владимир Александрович - брат Александра Третьего - во время посещения Ярославля и Рыбинска. Вокруг Великого князя - 10 первых лиц региона, среди которых - Стеблов и Михалков.
Спустя несколько десятилетий судьбы их потомков удивительным образом переплетутся. Но об это чуть позже…
Детство
Евгений Стеблов родился 8 декабря 1945 года в Москве. Его отец - Стеблов Юрий Викторович был радиоинженером, а мама - Стеблова Марта Борисовна работала учительницей. Родители свое дворянское происхождение не афишировали, но особо и не скрывали. Соседи по коммуналке Стебловых уважали, хотя и называли их «антилигентами». Как вспоминает сам артист – «очевидно из-за деда, который даже на коммунальную кухню не выходил без галстука».
Дом, где жили Стебловы, находился на проспекте Мира рядом с Рижским вокзалом и Марьиной Рощей, которая имела дурную славу, а проще говоря, была бандитским районом. Евгению приходилось не раз наблюдать и драки, и поножовщину. Сам он рос хилым парнем и драться не умел совсем, но его никогда не трогали. Если что-то затевалось, то парни всегда говорили: «Этого не трогать». Почему? Наверное, уже тогда все обращали внимание, что мальчик живет своей, отличной от всех, жизнью. И это действительно было так.
Когда Жене было три-четыре года, папа помог сделать ему складную ширму и научил вырезать из картона кукол. Весь этот театр мальчик с удовольствием возил на веревке по коммуналке.
Позже, когда Евгений пошел в школу, он создал уже настоящий кукольный театр. Женя сам придумал делать куклы из резиновых клизм - вставлял стеклянные глаза, пробки вместо носа и вырезал рот. Со своими представлениями он выступал в школе, в Доме пионеров - везде, где находились зрители. Ободренный успехами, Женя решился и написал письмо самому Сергею Владимировичу Образцову. Мэтр ответил на это письмо, и Женю Стеблова пригласили в Театр Образцова, где прикрепили шефа - заслуженную артистку Екатерину Васильевну Успенскую.
Выбор жизненного пути
Родители не препятствовали увлечению сына, но в будущем хотели видеть его филологом. Для этого они наняли для Жени репетитора - частного педагога по литературе. Однако от судьбы не уйдешь – тот педагог оказался страстным любителем театра. Он то и привел Женю в молодежную студию при Драматическом театре имени К.С. Станиславского.
О днях, проведенных в студии, Евгений Юрьевич вспоминает с особой теплотой. И это не случайно, ведь рядом с ним работали будущие знаменитые актеры: Инна Чурикова, Никита Михалков, Виктор Павлов, Александр Пашутин, Елизавета Никищихина и другие. А руководили молодой труппой режиссер Александр Борисович Аронов и актер Лев Яковлевич Елагин.
Судьба Евгения Стеблова была решена. Он начал усиленно готовиться к поступлению в театральный. Помогла ему в этом народная артистка СССР Цецилия Львовна Мансурова, с которой была знакома родная бабушка Евгения - Татьяна Яковлевна.
По просьбе бабушки знаменитая актриса прослушала юношу. Как раз перед этим Евгений провалился в Школе-студии МХАТ, где на экзамене декламировал стихи Маяковского. Цецилия Львовна посоветовала ему сменить репертуар. На экзамен в Щукинское училище он подготовил рассказ Бориса Житкова «Хвостики», и был принят, как говорится, на раз.
Утверждение на роль Саши Шаталова
В Щукинское училище Евгений Стеблов поступил в 1962 году, а уже спустя год состоялся его дебют на киноэкране. Опять же – судьба. Поступи он в Школу-студию МХАТ, кто знает, когда бы еще зрители увидели актера Стеблова - ведь во МХАТе студентам категорически запрещали сниматься. В Щукинском же хотя и запрещали съемки, но порой делали исключения. Так произошло и с Евгением.
В знаменитую картину «Я шагаю по Москве» Евгений Стеблов попал случайно. Многие студенты, мечтая сняться в кино, старались проникнуть на «Мосфильм» и попасться на глаза какому-нибудь режиссеру. Вот и Евгений со своим другом однажды отправились по этому маршруту. Вдруг кто-то заметит?
На «Мосфильме» они встретили знакомого парня из своего института. Он посоветовал им наведаться в съемочную группу фильма «Я шагаю по Москве», где как раз требовались молодые актеры. Евгений Стеблов вспоминает: «Мы туда зашли. Вообще, если это всерьез говорить, все это мистика. На Рижском вокзале у дома, где я родился, снимали много фильмов, в частности «Балладу о солдате», а я всегда смотрел, хоть меня гнали - я длинный был. Там меня маленькая женщина, одна из членов группы (позже я понял, что это второй режиссер) всегда гнала. А тут я увидел эту Маргариту Александровну Чернову. Я с ней потом несколько картин отработал. Она очаровательная женщина, совершенно без возраста. И была вторая - ассистентка Лика Авербах, дай ей Бог здоровья. Она заикалась. Я со страху не помню, но Лика Ароновна рассказывает так: «Ты так хотел сниматься, что мы решили и тебе сделать фотопробу…».
Да, если бы не Чернова с Ароновой… Режиссер фильма Георгий Данелия уже определился с актером на роль Саши Шаталова, одного из главных героев фильма, и ни о ком другом и слышать не хотел. Однако когда он увидел фотопробу Евгения, то изменил свое решение. Кстати, о том, что он занял место другого актера, Евгений Стеблов узнал лишь спустя много лет.
Георгий Данелия был дружен с Сергеем Бондарчуком. Через него он и вышел на ректора Щукинского училища Бориса Евгеньевича Захаву с просьбой отпустить молодого актера на съемки. Захава препятствовать не стал…
Триумфальный дебют
Успех фильма Георгия Данелия «Я шагаю по Москве» был просто грандиозным. Картина, снятая в жанре городской сказки, рассказывала о трех молодых людях: двух москвичах (роли которых исполнили Евгений Стеблов и Никита Михалков) и пареньке-писателе из Сибири, приехавшем в столицу со своей рукописью (Алексей Локтев). Молодость и стала эмблемой фильма. Вся картина пронизана идеей, что все в этом мире легко, все возможно и все должно обязательно закончиться благополучно.
Особое место в картине занимал образ Москвы – города одновременно и реального, и сказочного. А довершала опоэтизирование столицы прекрасная музыка молодого композитора Андрея Петрова.
В этом фильме Евгений Стеблов создал незабываемый образ Саши Шаталова, трогательного и смешного, долговязого, застенчивого юношу, который перед уходом в армию собрался жениться, но никак не может сговориться с любимой.
Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой для молодежи, а ее герои, как сегодня говорят, стали «суперзвездами». Кому-то такая слава могла вскружить голову, но только не им. Евгений Юрьевич вспоминает: «Слово «звезда» для нас тогда казалось неприличным. Мы хотели быть мастерами, актерами с большой буквы. Звезда – это констатация славы. Но звездность ничего не говорит о качестве дарования». И еще: «Честно говоря, я не понимал, в чем успех-то мой. Меня все хвалили, а я не понимал. Мне казалось, что это какой-то обман, недоразумение, что все скоро раскроется, и будут просто бить. Я увидел себя впервые на экране на кинопробах, когда нас утвердили. Я увидел на экране сумасшедшего человека. Я был травмирован. Мы же все себя внутренне видим лучше...»
«До свиданья, мальчики»
После удачного дебюта Евгений Стеблов снялся в небольшой роли в лирической киноповести Исидова Анненского «Первый троллейбус». А год спустя молодой актер получил приглашение от Михаила Калика на главную роль Володи Белова в фильме «До свидания, мальчики». Эта удивительно светлая и талантливая картина, поставленная по одноименному произведению Бориса Балтера, рассказывала о первой дружбе, первой любви. Кроме того, в ней впервые в нашем кинематографе очень тактично были изображены интимные отношениях несовершеннолетних героев.
Евгений Стеблов вспоминает: «Сколько я переживал по этому поводу!.. Сколько мне взрослые дамы давали советов, что я должен быть мужественным, но не грубым, нежным, но не инфантильным. Хотя по теперешним временам эта сцена была такая наивная, невинная. Я несколько эротических сцен имел в своей практике. То, что я потом играл уже в зрелые годы, не идет ни в какое сравнение. Но тогда я жутко волновался, не спал ночь. Но все получилось…»
К несчастью у этой картины оказалась нелегкая судьба. По завершении работы многие фрагменты были вырезаны цензурой, но даже в таком виде фильм вскоре запретили, и широкого экрана он не увидел. Авторский вариант пришел к зрителям только в конце 80-х, когда режиссеру позволили восстановить картину в том виде, в каком он снял ее когда-то…
Евгений Стеблов и Никита Михалков
Роль Саши Шаталова из фильма «Я шагаю по Москве» стала для Евгения Стеблова не только первым и главным успехом в жизни, она широко открыла перед ним двери кинематографа, закрепив на долгие годы за актером образ нескладного, неловкого сначала юноши, а затем и мужчины.
Евгений Стеблов и Никита Михалков в фильме «Я шагаю по Москве»
До окончания Щукинского училища Евгений Стеблов снялся еще в нескольких картинах. Помимо уже упомянутых фильмов «Первый троллейбус» и «До свиданья, мальчики», стоит также упомянуть кинороман Даниила Храбровицкого «Перекличка» и лирическую комедию Эдуарда Абалова «Когда играет клавесин».
В фильме «Перекличка» Евгению Стеблову вновь довелось сняться вместе с Никитой Михалковым. И, как признается сам Евгений Юрьевич, именно с этой картины и началась по-настоящему их крепкая мужская дружба. Свой первый фильм «А я уезжаю домой», сделанный им еще во ВГИКе, Никита Михалков снял по его рассказу. А впоследствии, став знаменитым режиссером, Михалков не раз приглашал Стеблова в свои фильмы.
Ленком и ЦАТСА
В 1966 году Евгений Стеблов окончил театральное училище имени Б. В. Щукина и был принят в труппу Театра имени Ленинского комсомола, которым руководил выдающийся режиссер Анатолий Васильевич Эфрос. К сожалению, здесь Стеблов имел счастье работать меньше сезона. За этот короткий период он успел сыграть Зубного врача в «Похождениях зубного врача» А. Володина, Витьку Аникина в спектакле «До свидания, мальчики» и яркий эпизод в «Судебной хронике» Волчека. После чего театр разогнали…
Анатолия Эфроса перевели в Театр на Малой Бронной, а Стеблова через военкомат мобилизовали в Театр Советской Армии (ЦАТСА). Первой и единственной работой Евгения Стеблова на этой сцене стала роль Юркевича в постановке Леонида Ефимовича Хейфеца «Часовщик и курица, или Мастера времени». Роль была сложна технически - за время сценического действия артисту предстояло сыграть четыре возраста героя. Евгений Стеблов начал репетировать, но вскоре из-за творческих разногласий ушел из театра.
Театр имени Моссовета
В 1969 году Евгений Стеблов пришел в театр имени Моссовета, театр, в котором блистали легендарные Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Серафима Бирман. Оказаться в таком окружении – это одновременно и огромное счастье, и огромная ответственность.
Евгений Стеблов дебютировал ролью Павла в «Старике» Максима Горького. Молодой актер играл так ярко, так размашисто и свободно, что тут же, как говорят в театре «прошел». «Великие старики» приняли талантливого актера, взяли под свою опеку, а это многого стоит!
Впоследствии Евгений Юрьевич неоднократно признавался в своей огромной признательности к этим людям, которые «ничему специально не уча, очень многому его научили».
Как известно и Раневская, и Бирман, и Марецкая не отличались покладистыми характерами. Евгений Стеблов оказался под стать им. Обладая внешностью божьего одуванчика, он всегда славился острым, как бритва, языком. Порой приходилось за это расплачиваться.
Непростые отношения у молодого актера сложились с Львом Федоровичем Лосевым, директором театра. Однажды, во время болезни Стеблова, директор ему заметил: «Что это вы все хвораете, Евгений Юрьевич? Главную роль опять получили, смотрите, не заболейте». На что Стеблов ему совершенно спокойно ответил: «Да мы-то заболеем - нас подождут, вы не заболейте, Лев Федорович». «Да, - вспоминает Евгений Юрьевич, - и в его лице я нажил себе не то чтобы врага, но, когда делили пирог - ну там тарификация, зарплата, премия, - тут я все и ощущал».
Однако вернемся к работам актера на сцене. О Евгении Стеблове – говорят, что он из тех артистов, которые не терпят режиссерского диктата, ему необходимо иметь свое свободное пространство. В таких условиях он легко и непринужденно включается в любую роль. Долгие годы с неизменным успехом он играл в спектакле «Миллион за улыбку» по пьесе А. Софронова. Великолепные рецензии собрал спектакль «Пять углов», в котором артист исполнил роль кавторанга Миши. Блестящими были работы Стеблова в спектаклях: «Правда хорошо, а счастье лучше» (Платон), «Гедде Габлер» (Бракк), «Двенадцатая ночь» (Мальволио), «Возможная встреча» (Бах) и многих других.
Личная жизнь
По молодости лет Стеблов был настоящим виртуозом в части покорения женщин. И это не удивительно. Высокий, симпатичный, умный, владеющий грамотной речью юноша ко всему прочему еще и стильно одевался. Узкие брюки, красные носки, зауженные мокасины, зачесанные назад волосы и супермодный в то время длинный прозрачный плащ (в простонародье называемый презервативом) – вот облик Евгения Стеблова конца 60-х. Ну, какая девушка могла устоять!
Сам же Евгений Стеблов в шутку делил женщин на три категории. Первая - женщина-любовница, вторая - женщина-трость, то есть женщина для прогулок, интеллектуальных бесед. Третья - поиск любви, чего-то настоящего.
Поиски настоящего закончились в 1971 году. Его избранницей стала Татьяна Осипова. Вместе они уже четвертый десяток лет. Бывало всякое… Евгений Юрьевич признается: «Бурная, очень бурная жизнь. Мы оба сильные натуры, оба темпераментные. Но! Никогда не доходило до развода - любовь всегда останавливала».
Кино. 1968 – 1975 годы
Параллельно с работой в театре Евгений Стеблов продолжал регулярно и довольно успешно сниматься в кино. Многие зрители запомнили его блестящие работы в комедиях Алексея Коренева: «Урок литературы» (1968), где Евгений Стеблов создал образ молодого учителя литературы Кости, решившего в один момент всегда говорить только правду; и «Вас вызывает Таймыр» (1970), где актер сыграл роль командированного Андрея Николаевича Гришко.
Не остались без внимания его работы в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие» и историко-биографическом фильме Даниила Храбровицкого «Укрощение огня». Но особенно удалась актеру роль Канина – звезды немого кино в великолепной мелодраме Никиты Михалкова «Раба любви», вышедшей на экраны в 1975 году.
Главные роли в «Рабе любви» исполнили несравненная Елена Соловей и обаятельный Родион Нахапетов. Персонаж же Евгения Стеблова был, собственно говоря, второстепенным. Однако, блистательно исполненный, он запомнился зрителю наряду с главными героями.
Прототипом героя Стеблова был артист Полонский, звезда российского немого кино. Евгений Юрьевич вспоминает, что, готовясь к роли, он специально просмотрел фильмы с его участием, но ничего примечательного там для себя не нашел. И тогда он решил сыграть на несоответствии. Своего персонажа он наделил неестественно тонким голосом, подчеркивая этим несоответствие внешности и поведения героя-любовника на экране и его немужской сути в жизни. Отношение артиста к герою было ироничным, но не лишенным нежности. Образ получился объемным, смешным и трагичным одновременно.
Стоит отметить, что это был первый случай в нашем кино, когда на экране был изображен человек нетрадиционной ориентации. Евгений Юрьевич с усмешкой вспоминает, что после этого у него поклонников прибавилось враз. «Да, хватало поклонников из этой сферы, - признается актер. – Ну, как: если человек подходит и говорит: я очень люблю ваше творчество, особенно роль в «Рабе любви», - сразу понимал, что это гомосексуалист. Оказывали внимание - ну там чемодан поднести, еще что-то. Но я знал, как с ними себя вести, - еще смолоду научили… Если человек проявляет навязчивость, надо сразу резко ударить… по руке, если он к тебе ее протягивает. Но при этом никак не изменить к нему отношение. Унижать не надо - продолжать общаться, как ни в чем не бывало».
Поворот в жизни
В 1976 году в жизни актера произошел резкий поворот. В том году его пригласили на роль Трилецкого в картину «Неоконченная пьеса для механического пианино». Однако эта роль не состоялась. Евгений Стеблов выехал из Праги, где он снимался в совместном фильме, и попал в автомобильную катастрофу…
В то время в Чехословакии, как и в других странах соцлагеря, очень боялись Кремля. Специально для операции был вызван очень заслуженный хирург. К несчастью, этот старый профессор уже редко оперировал, и от волнения он зажал Евгению пластиной 10 сантиметров нерва. Это привело к тому, что у Стеблова парализовало руку. В дальнейшем ему пришлось перенести еще две операции (оперировал личный хирург президента Слободы), прежде чем рука начала оживать опять.
Перенесенный стресс заставил Евгения Стеблова по-новому взглянуть на жизнь. Он вспоминает: «Тогда Господь меня остановил: «Одумайся! Переоцени свою жизнь. Какое твое место в ней?» И, возможно, это был один из существенных толчков к перемене моего мировоззрения. Меня это подтолкнуло к Богу. Может, это и раньше жило во мне, но я не понимал».
Для Евгения Стеблова это стало вторым рождением, и духовным, и физическим одновременно. Вместе с женой он принял крещение, хотя в те годы это было крайне непопулярно. Для этого ему даже пришлось специально договариваться со священником, чтобы тот не сообщал о процедуре в соответствующие органы…
Кино. 1977 – 1994 годы
После небольшого перерыва, связанного с аварией, Евгений Стеблов вернулся на киноэкран. В конце 70-х начале 80-х актер сыграл немало ярких, запомнившихся ролей. В 1977 году на экраны вышла лирическая комедия все того же Алексея Коренева «По семейным обстоятельствам». В ней Стеблов сыграл Игоря, сумасшедшего (в хорошем смысле этого слова) отца. Кроме того, в картине снялись замечательные актеры: Галина Польских, Евгений Евстигнеев, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Марина Дюжева и другие.
Среди других заметных работ Евгения Стеблова – роли в драме Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», авантюрной комедии Юрия Горковенко «Пока безумствует мечта», детективе Игоря Масленникова «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Собака Баскервилей» (доктор Джеймс Мортимер), музыкальной комедии Юрия Чулюкина «Не хочу быть взрослым» (Дима).
За роль Димы в фильме «Не хочу быть взрослым» Евгений Стеблов был удостоен Государственной премией РФ.
В постперестроечный период Евгений Стеблов снимался несколько реже. Среди наиболее удачных картин этих лет: сатирическая комедия Георгия Кеворкова «Каталажка», эротическая лента Валерия Рубинчика «Комедия о Лисистрате», фантасмагория Владимира Хотиненко «С.В.», психологический детектив Бориса Галкина «Черный клоун».
В новом веке
В середине 90-х Евгений Стеблов отошел от кинематографа. Хороших картин практически не снималось, а в том, что ему предлагали, он участвовать не хотел. Возвращение в кино состоялось благодаря старому другу Никите Михалкову. В 1998 году Евгений Стеблов сыграл Великого Князя в его знаменитой исторической картине «Сибирский цирюльник».
В настоящее время Евгений Стеблов по-прежнему работает в театре им. Моссовета, из которого ему доводилось уходить, а затем возвращаться вновь. «Конечно, сейчас это не тот театр Завадского, в который я перешел в 1969 году, - признается Евгений Юрьевич. - Но с руководителем Павлом Иосифовичем Хомским у нас очень хорошие отношения, я с ним много работал. Наш театр эклектичный, и в этом его заслуга. Он не навязывает одно эстетическое направление, у нас расцветают все цветы. И я это приветствую».
Кроме того, Евгений Стеблов занимается преподавательской деятельностью – он профессор РАТИ. Евгений Юрьевич признается, что и сегодня немало талантливой молодежи, вот только обидно, что настоящая культура в упадке, а расцветает масскультура: «Поступал один мальчик из Казахстана, приходит и говорит: «Вот мое портфолио». Он даже не понимает, что это театральное училище, а не модельное агентство. Его спрашивают: «Какие книги читаете?» Он совершенно на голубом глазу говорит: «Я очень люблю русскую культуру. Но я ничего не читаю. Зато я телевидение смотрю, почти все программы!». О чем тут говорить?».
А что же кино? В последние годы Евгений Стеблов вновь востребован отечественным кинематографом. Он очень убедительно сыграл маньяка доктора Кроткого в многосерийной комедии Олега Фомина «Конференция маньяков», снялся в мелодраме «Вечерний звон» режиссера Владимира Хотиненко, сериале «Любовь. Ru». Одна из последних работ актера – роль Федулова в сатирической комедии Владимира Зайкина «Слушатель».
Сын Евгения Юрьевича, Сергей Стеблов (1973 г.р.), пошел по стопам отца - он окончил Театральное училище имени Б. Щукина. Как и у отца, круг его профессиональных интересов очень широк. Он снимается в кино, написал пьесу «Пришельцы», которую поставили в театре «Вернисаж» и в которой играли оба Стебловых. Кроме того, Сергей пишет сценарии и пробует себя в телевизионной режиссуре.
Игорь BIN