Ноо, но, ногаку, — один из жанров японского традиционного театра.
Первоначально вид народного японского театра. Затем профессионализировался. В 14—15 вв. сложился как театр для феодальной знати и военной аристократии. Представление Ноо включает музыку, танец и драму. Действие сопровождается оркестром, состоящим из флейт, барабанов разных размеров, и мужским хором, который активно вмешивается в действие.
Спектакли Ноо происходят на открытой с трёх сторон квадратной площадке с крышей, опирающейся на четыре столба. С левой стороны сцены отходит помост (хасигакари), ведущий за кулисы. Он служит для выхода и ухода актёров, а также дополнительной сценической площадкой.
Спектакли идут без занавеса и декораций, на фоне постоянного задника с изображением зелёной раскидистой сосны на золотом поле. Оркестр и хор располагаются на сцене: оркестр вдоль задника, хор вдоль правой стороны площадки.
В основе содержания пьес Ноо — сюжеты японской классической литературы, исторических хроник и буддистских легенд; в них много монологов, воспоминаний, действие очень растянуто, драматическое развитие и конфликт почти отсутствуют; всегда два действующих лица — ситэ (действователь) и ваки (партнёр), иногда их сопровождают спутники — цурэ, не имеющие самостоятельных функций. Ситэ и его сопровождающие выступают в масках, ваки — без масок.
Все роли исполняются мужчинами.
Драматургия Ноо основывается на двух эстетических концепциях — мономанэ (подражание действительности) и югэн (внутренний смысл), которые находят выражение в тексте, танце, музыке и сценическом движении.
Обычно представление состоит из пяти пьес разного характера, между пьесами в качестве интермедий включаются короткие грубоватые народные комедии — кёгэны, чтобы оттенить элегантность и изысканность основного действия. Грим в театре Ноо не применяется, мимика отсутствует, лица исполнителей и хористов неподвижны, костюм лишён бытовой конкретности и служит для создания цветовой партитуры спектакля.
Основоположниками театра Ноо были Канъами — Кандзэ Киёцугу (середина 14 в.) и его сын Дзэами Кандзэ Мотокиё (14—15 вв.). Оба они были не только актёрами, авторами пьес, музыки и танцев, но и теоретиками искусства театра Ноо, сформулировавшими его основные принципы.
Исторически сложилось пять школ театра Ноо: Кандзэ, Компару, Хосё, Конго и Кита. В 60-е — начале 70-х гг. 20 в. труппы продолжают сохранять средне-вековую структуру. Представления устраиваются регулярно, они рассчитаны на узкий круг зрителей, и поэтому театр существует лишь благодаря постоянной финансовой помощи объединения любителей этого жанра.