Французское слово «ателье» признано всеми европейскими языками и вполне соответствует русскому «мастерская». Ателье мод или ателье живописца. Все эти понятия пришли из Средневековья, когда ремесленники делились по цехам, согласно виду мастерства. Средневековые живописцы трудились в собственных домах или в помещениях, специально для них отведенных феодалами-заказчиками. Фотография при своем зарождении старалась во всем следовать живописи и графике, как в творческом плане, так и в организационном. Так по примеру живописных в 1840-1850 годах появились первые французские, английские и немецкие фотоателье.
James Dawson Watson The Photographers Studio. 1850 г.
Известный искусствовед профессор А.А. Сидоров утверждал, что со второй половины XIX века задачу портретирования взяла на себя фотография — прежде всего потому, что она была несравнимо дешевле нарисованных портретов. За примерами ходить недалеко: А.С. Пушкин заказал В.А. Тропинину свой портрет за 350 руб. Акварельные портреты П. Соколова, без которых в первой половине XIX века, по словам очевидца, была немыслима женитьба, оценивались от 50 руб. и выше. Но уже в конце сороковых годов за фотопортрет в ателье Петербурга следовало заплатить от 5 до 15 руб.
Jan Walraven Posing For A Photograph.
Для съемки портрета «кабинетного» размера, примерно в 10х15 см, приходилось обращаться к особым мастерам во вновь открытые фотоателье. Основная идея конструкции первых фотоателье была заимствована у живописцев. Южная стена строения или основной залы в 50-60 кв. м была сплошной, чтобы оградить снимающихся от резких солнечных контрастов. Потолок делался стеклянным, как в оранжереях, но перекрывался раздвижными шторами, которые регулировали верхнее освещение. Основной, ровный свет проникал через стеклянные стены северной стороны, где, как известно, солнца не бывает.
Петр Шмельков Купец перед фотографом.
По некоторым сведениям, первый фотопортрет был сделан в фотоателье знаменитого изобретателя Морзе, устроенного на крыше его же научно-исследовательского института.
Позже Морзе открыл одно из первых в США фотоателье, где с успехом фотографировал желающих.
Первые фотопортреты представляли людей с закрытыми глазами, которые затем прорисовывались «от руки». Уже в 1840-х годах появились ретушеры, которые вручную исправляли недостатки снимков и, по желанию клиентов, раскрашивали их акварелью.
Петр Бучкин Уличный фотограф. 1921 г. Пермская худ.галерея.
Немногие посетители с легкостью выдерживали выдержку в десяток секунд. Чтобы облегчить напряжение (как говорили «позу»), в оборудование ателье обязательно входил «подголовник» — тяжелый штатив, с подковообразным, передвижным кронштейном, которым и подпиралась с задней стороны голова клиента.
Для уменьшения выдержки при съемке посетителей приглашали в фотоателье в однотонных, светлых платьях и костюмах. Кроме того, в 1860-х годах многие персоны прихватывали с собой любимое кресло и иные предметы обихода, которые желали запечатлеть на снимке.
Antonio Gattorno My Mothers Portrait. 1942 г.
В 1860-х годах появилась типовая мебель для фотоателье - ширмочки, тумбы, столы и балюстрады одинаковых размеров и форм. В те же самые годы появились и рисованные задники. Солидное фотоателье имело в запасе с десяток таких фонов.
Norman Rockwell Self-Portrait 1925 г.
Amos Sewell Christmas picture 1954 г.
Многие художники, кстати, начинали свой творческий путь с фотоателье. В фотоателье знаменитого петербургского фотографа А.И. Александровского в 1860-х годах работал И.Н. Крамской. М.Шагал, приехав из Витебска в Питер тоже сначала устроился работать ретушером.
Alan Kingsbury The Balcony 2003 г.
John Sloane Bridal Party.
К 1860-м годам практически во всех губернских городах появились фотоателье.
Известный фотограф Иван Панаев иронизировал по этому поводу: «Конкуренция огромная и все завалены работой — так велика слабость смертных видеть свое изображение на бумаге или на стекле, сделанное всеми возможными способами…»
Михаил Мартынов Фотография 2008 г.
А на этой картине фотограф, видимо, куда-то на минутку отлучился, но фотоаппарат-то на месте!
Павел Рыженко. Фотография на память.