Детство будущего актера прошло в Москве, на Большой Спасской, возле трех вокзалов. Андреев хорошо помнит, как в 1930-е годы вместе с мальчишками подолгу гонял на улице. Во дворе, где они в то время жили, стоял большой, но обветшалый храм, куда все приходили молиться. Рядом с ним до сталинской застройки находилось старое приходское кладбище, на месте которого впоследствии устроили двор, где ребята играли. Порой они находили кости и черепа, но это не было чем-то удивительным – у детей не возникало чувство страха, а ужас смерти, который иногда испытывает взрослый человек, их не касался. Однажды, когда Володе было всего 3 года, играя во дворе, он вдруг остановился перед дверьми храма, и ему захотелось войти внутрь. Была всенощная, на службе стояли несколько человек, мальчик остался с ними и молился, как мог.
Еще Владимир Алексеевич очень хорошо помнит, как болел дедушка – он полулежал на высоких подушках, взгляд притягивало его благородное, красивое лицо, когда-то щегольские усы и необыкновенное спокойствие, свойственное человеку, который уже смотрит в вечность. Внук очень любил его и однажды, почувствовав приближение чего-то неизбежного, сказал громко: «Дедушка, хороший, не умирай!»
И еще всплывает картина из детства – как забирали соседа, дядю Иосифа. Со своей старушкой мамой он жил в маленькой комнатке в самом конце длинного коммунального коридора. И однажды за ним пришли. Володя видел, как Иосифа вели мимо комнат – руки за спину. Потом его мама каждый день сидела на кухне у окна. Она все время ждала сына, но так и не дождалась...
Отец – Андреев Алексей Владимирович (1905–1981). Мать – Андреева Елена Ивановна (1912–2001). Сын – Андреев Егор Владимирович (1969 г. рожд.). Дочь – Басова Ольга Владимировна (1953 г. рожд.). Супруга – Селезнева Наталья Игоревна (1945 г. рожд.), народная артистка России. Внучка – Ксения (1983 г. рожд.). Внук – Алексей (1995 г. рожд.).
Владимир очень рано начал работать, времена тогда были тяжелые. Он с детских лет ощутил необходимость стать самостоятельным, помогать своей семье – долгий период они жили очень бедно. Во время каникул отец школьного товарища, известный геолог, брал ребят с собой в экспедиции, где Андреев, специально пройдя для этого курсы коллекторов, зарабатывал деньги и помогал семье.
В 14-летнем возрасте он ездил во время летних каникул на сельскохозяйственные работы, чтобы заработать овощи, которые кормили всю семью в осенне-зимний период. Володе это было не в тягость и даже нравилось – он относился к своей подработке не без гордости, серьезно, совсем не по-детски. Заканчивая уроки, в военное время надевал рабочий комбинезон и становился к станку, который крутил пружины для управления бронетранспортером. На традиционный для мальчишек футбол времени почти не оставалось… И еще одно яркое воспоминание: старое пальто, доставшееся от дяди, которое оказалось на два размера больше, но он ходил в нем с ощущением потрясающе хорошо одетого и взрослого человека.
Тяга к сценическому действу проявилась у мальчика очень рано. В подвале их дома находился «красный уголок», и Владимир часами просиживал там, с интересом наблюдая, как взрослые что-то говорят, ходят по импровизированной сцене, патетически размахивая руками. Это был самодеятельный театр. А потом в его жизни появились первые роли в студии Дома пионеров, очень напоминавшей профессиональный театр костюмами и режиссурой. Именно эти занятия укрепили желание Андреева жить в мире искусства – театр просто покорил его запахами грима и кулис...
Из студии в Доме пионеров вышли многие знаменитые люди, в том числе Ролан Быков и режиссер Виктор Соколов. Именно Быков посоветовал Владимиру поступать в ГИТИС, на курс замечательного педагога и режиссера Андрея Михайловича Лобанова. Лобанов уже был знаменит – народный артист, лауреат Сталинской премии, постановщик «Спутников» Веры Пановой и «Дачников» Горького. Более счастливой встречи в жизни Андреева не было. Из любви и преданности к учителю он впоследствии и пришел в Ермоловский театр.
С 1948 по 1952 год Владимир Андреев – студент актерского факультета Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Он пришел в актерскую профессию в послевоенные годы. Казалось бы, время для творчества не самое благоприятное и судьба актера могла сложиться иначе. Но Андреев всегда помнил слова А.М. Лобанова о том, что театр надо уметь любить даже тогда, когда он не достоин любви. Такая потрясающая, мудрая, парадоксально звучащая мысль, своеобразный призыв, направленный в адрес людей, которые приобщились к делу театра, будь то актер с взлетами и падениями, режиссер или человек, пишущий о спектаклях. Необходимо всем своим существом проникнуться и прикипеть к самому понятию театра, чтобы в моменты неприятия находить то, что заставляет оставаться с ним.
Георгий Александрович Товстоногов однажды сказал: «Старайтесь чаще, как бы то ни было трудно, делать то, что очень хочется сделать. Как бы ни тяжело было пробиться к этому». В 1952 году Владимир Андреев начал работать в Театре имени М.Н. Ермоловой, с 1985 по 1988 год он в качестве главного режиссера возглавлял Малый театр, а в 1990 году стал художественным руководителем Ермоловского театра.
Когда В.А. Андреев в 1970 году приступил к руководству Ермоловским театром, его чувства было трудно передать: он как будто ощущал себя «самым главным» режиссером в стране. История театра – это великие режиссеры В. Мейерхольд, Н. Хмелев, А. Лобанов... Андрееву довелось творить с выдающимися актерами старой школы – Орданской, Кирилловой, Соловьевым. В свое время театр вырос из курсов, основанных актерами Малого театра с благословения великой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, и со временем стал называться ее именем. В 1937 году его возглавил мхатовец Николай Хмелев, потом Андрей Лобанов – тонкий, вдумчивый режиссер-новатор. Дом на Тверской, где находится театр, стоит много веков. Знатоки утверждают, что в его сводчатых подвальных помещениях можно обнаружить камни времен Иоанна Грозного. Нижняя часть дома до сих пор осталась в целости и сохранности, позже надстроили пассаж, и он превратился в настоящий храм для артистов. Тогда и пришли в эти стены музыка, пение, поэзия.
Самой первой постановкой Владимира Алексеевича Андреева в качестве главного режиссера стал спектакль «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского (1971), в котором комедийное и драматическое органически связаны.
Одной из удивительных творческих встреч для режиссера стало знакомство с пьесами Александра Вампилова – в ту непростую пору приходилось добывать право на существование этих спектаклей, ведь драматургию Вампилова называли «хулиганской». Но Андреев поставил всё – и «Утиную охоту», и «Прошлым летом в Чулимске» – эти постановки вошли в историю отечественного театра.
Новые темы стали проявлением тяги к подлинной России. И режиссер обратился не только к Вампилову, но и к В. Астафьеву, В. Распутину, В. Белову – причем не только творчески, но и просто по-человечески. Ведь без истинной веры и надежды жить невозможно!
Режиссура и актерское мастерство в стенах Театра имени М.Н. Ермоловой всегда на высоте, а интерес зрителей с годами не уменьшается. Владимир Андреев блестяще владеет формой реалистического и психологического театра, а с актерами всегда старается работать бережно.
Среди публики – люди всех возрастов, немало многолетних почитателей, что особенно дорого актерам. За долгие годы на сцене театра поставлено бесчисленное количество пьес, и сегодня он продолжает радовать зрителей новыми спектаклями. Очень важно, что рядом с известными мастерами раскрываются прекрасные начинающие режиссеры – Родион Овчинников, Владимир Данцигер. В.А. Андреев часто репетирует с молодыми актерами и верит, что их имена скоро будут у всех на устах, как и фамилии его знаменитых учеников – Виктора Ракова, Елены Яковлевой, Марины Дюжевой... Это принципиально важно для театра и значит, что он идет вперед. Владимир Алексеевич постоянно привлекает к работе молодежь, нередко это его ученики, которые всегда рады возможности поработать со своим педагогом. В последнее время в театр приходит все больше молодых зрителей, они идут на спектакли с близкой им тематикой – это «Барышня-крестьянка», «Обманщики», «Раба своего возлюбленного», спектакль о Пушкине с участием Сергея Безрукова. Ни одна премьера не остается без внимания публики, прессы и телевидения. «Жизнь моя, иль ты приснилась мне», «Перекрёсток», «Невидимки», «Смерть Тарелкина» и другие спектакли стали настоящими событиями в театральной жизни.
Появление на сцене Сергея Безрукова и Кристины Орбакайте не случайно. Орбакайте училась в ГИТИСе, в мастерской Владимира Андреева, который стал ее художественным наставником, а спектакль «Барышня-крестьянка» – дипломной работой Кристины. Постановку осуществила еще одна талантливая ученица Владимира Алексеевича – Нателла Бритаева. Поначалу спектакль шел на малой сцене, но он оказался настолько свежим и неожиданным, что вызвал большой интересу у публики и стал идти на большой сцене.
Сергея Безрукова Андреев заметил, когда тот еще был учеником О.П. Табакова и выступал на сцене Петербургского дома работников искусств, в студенческом чтецком конкурсе имени Яхонтова. Безруков просто поразил режиссера – тоненький молодой человек, с громадным запасом темперамента, обаяния и ума. Тогда он многим запомнился проникновенным чтением рассказа о судьбах собак. И позже, когда стали искать актера на роль Есенина в пьесе «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?..», Владимир Алексеевич сказал, что Безруков – именно тот, кто им нужен. И первые же репетиции это подтвердили.
Наряду с классикой в репертуаре коллектива немало пьес современных авторов. Спектакль «Обманщики» М. Карне и Н. Птушкиной поставлен по одноименному фильму М. Карне, который имел большой успех за границей в 1958 году, но по цензурным соображениям не шел у нас в стране – о нем знали только по фотографиям и слухам. Андреева «пронзил» сценарий, изданный в 1961 году. Он действительно почувствовал, что история раскручивается спиралевидно и многое из того, что в прошлом заставляло страдать, беспокоиться, совершать ошибки, снова возвращается в настоящем. Протест и отчаяние, необходимость жить и любить, верить в завтра или нет, сжигать себя в сонме пороков и ошибок, противостоять магнетической тяге ко всему, что иссушает душу и природу, – все это тревожило человечество во все времена. Главное, что заставляет сейчас обращаться к этой теме, – это надежда на будущее.
Владимир Алексеевич считает, что если педагог занимается своим делом с душой, то не может быть равнодушным к судьбам своих учеников. Иначе этим нельзя заниматься, как нельзя заниматься театром, если его не любить. Выдающийся педагог и режиссер Андрей Александрович Гончаров говорил, что искусство должно даже в самом трагическом явлении зажечь лампу или хотя бы свечу надежды. Спектакль «Обманщики» определяется постановщиком как два действия про любовь. В нем много молодежи и только один взрослый персонаж, много танцев, музыки, возникающих не как самоцель, не для того, чтобы увлечь зрителя или сменить обстановку. Все возникает органично, как одно из проявлений марафона жизни и движения любви.
В.А. Андреев всегда говорит о том, что есть лишь два варианта – в их творчестве можно быть либо профессионалом, либо непрофессионалом. Разница в том, чтобы не просто помнить о любимом деле, а непрерывно жить в своей профессии. Это значит, что мысль о совершенствовании не покидает профессионала никогда – просто в определенные моменты существования он чувствует, что способен не только защитить свое творческое достоинство, но и научить, а также приобщить зрителя к своим мыслям и чувствам. В этом случае это не просто человек, читающий наизусть чужой текст, а профессионал, который серьезно и с душой относится к своему делу. С годами человек все чаще задумывается если не о бренности всего земного, то о том, как когда-то страдал, мучался, любил... Но если такие мысли приходят и если способность чувствовать еще не угасла, значит, человек жив, а сам театр создан для того, чтобы оберегать человечность.
Сила Божьего добра и сатанинское зло сегодня открыто борются друг с другом, в том числе и в искусстве, а актер – это, по существу, пытливый исследователь человеческой природы. Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анатолий Папанов поистине поразительно могли проникнуть в суть человеческого существа, и поэтому Владимир Алексеевич считает их великими актерами.
Кроме профессионализма в Андрееве поражают две вещи – цельность натуры и скромность. Режиссера не покидает интерес к гражданской теме, он всегда думает о том, во имя чего ставит спектакль, что это даст зрителям, что можно донести до их сердец? Владимиру Алексеевичу очень хочется, чтобы люди не были безразличны друг к другу, он считает, что равнодушие – наша главная болезнь. В своих спектаклях он взывает к совести, которая и есть, по его мнению, «прививка от равнодушия».
Иногда говорят, что вдохновение, по сути своей, дело глуповато-чувственное. Андреев уверен, что это неправда. Вдохновение – это когда вдруг что-то сгущается, чувства концентрируются и рождается желание жить, придумывать нечто новое, что станет значительным и утвердит какую-то иную веру. Вдохновение – это порыв, который можно протянуть во времени, просуществовать в нем, и хорошо, когда оно не сразу засыпает, когда хочется жить, творить, быть полезным. И вдохновение не обязательно бывает только радостно-веселым. Иногда в этом случае больше подходит определение «печаль моя светла», но что печаль, если она приносит свет? Если замысел, предчувствие приходит во благо, то сама внутренняя природа становится талантливей от этой благодати.
Однажды, когда Андреев только поступил на 1-й курс ГИТИСа, его отец, уезжая на Шпицберген, сказал: «Как я хочу, чтобы ты с помощью труда своего, настойчивости своей достиг каких-то серьезных степеней в жизни и таким бы образом восполнил то, что мне не удалось сделать!» Отец был далек от актерского творчества, но эти слова оказались для сына очень важными, и именно они помогли ему быть упорным в достижении своей цели. Через много лет во время съемок фильма «Сказка о царе Салтане» в Севастополе актер упал с лошади, с множеством переломов лежал в реанимации, но съемки отменять не стали. Под кольчугой и платьем царя скрыли загипсованный торс, оставив непокрытой лишь кисть правой руки, свободную от гипса. В дальнейшем, по мере необходимости и вопреки запретам врачей, руку освободили по локоть, потом – по плечо. В кадре Андреев запаливал пушки, простирал руки к парусам, широким жестом встречал гостей... Это причиняло очень резкую боль и навсегда оставило след – привычный вывих плеча.
Когда В.А. Андреев приступил к постановке спектакля «Крейцерова соната», его, как и любого нормального человека, заботила мысль – как можно убивать, если речь идет не о кровавом преступнике, не о человеконенавистнике, а о простом быте, о семье, о людских ошибках? Разве разрешать проблемы можно только с помощью насилия? И однажды на генеральной репетиции спектакля оказался священнослужитель с совершенно потрясающими глазами. У Андреева благорасположение всегда рождается, если он видит глаза, которые способны помочь, понять, и если не оправдать, то посочувствовать. Тот человек оказался настоятелем храма Всех святых и сказал: «Я буду молить Господа, чтобы эта ваша работа укрепилась, чтобы она состоялась. Потому что в ней Вы призываете, молите о милосердии. Вы выступаете против зла, которое вкрадывается в суть и дух человеческий». После этого Андреев часто бывал у него в храме и не просто наблюдал, а действительно принимал участие в службах, сопереживал, и это помогало ему довести работу до того звучания, когда призыв к добру и милосердию оказался намного сильней, чем просто сюжет или разыгрывание страстей человеческих.
В музыкальной драме по произведениям Александра Дюма «Благодарю вас навсегда», написанной известным поэтом Евгением Евтушенко, Андреев сыграл роль умудренного жизнью Д’Артаньяна. Эта постановка – разговор о том, за что боролись мушкетеры, доверительный рассказ о любви и еще о том, что получается, когда власть давит на личность, – ведь в итоге она губит себя. Посредством спектакля до зрителей доносят идею, что власть чахнет в том случае, когда не способна увидеть в людях честных, порядочных и предприимчивых граждан, когда не дает им развиваться даже в пределах дозволенного законом, в этом случае она теряет многое – уважение и доверие общества. «Благодарю вас навсегда» – это романтическая тоска по ушедшему, надежда на будущее, ради чего и гибнут старые мушкетеры, которые ведут неравный бой.
Во время постановки спектакля актеры не искали прямых проекций и сравнений, а при помощи Евгения Евтушенко и старой притчи стремились доказать важность таких понятий, как романтика и любовь, а также необходимость громких побед во имя идеалов и завтрашнего дня. Во многом это диктует и героико-романтический жанр произведения. Пожилой Д’Артаньян встречает свою последнюю любовь и произносит такие слова: «Все меньше крыш остается, под которыми нас ждут… Ваше величество, я благодарю вас за то, что вы нас снова всех объединили!» Потому что семья – это платформа, крыша, которая бережет человека от неурядиц, это и стены, и дом, а в доме – вся жизнь.
Свою будущую супругу –
Наталью Селезневу – Владимир Алексеевич встретил на съемках телефильма «Калиф-аист».
Наталья Селезнёва
Он играл Калифа, она – принцессу Сову. Это было мимолетное знакомство, но получилось так, что в процессе работы они потянулись друг к другу – в паузах между сценами разговаривали об искусстве, истории, живописи. Однажды, возвращаясь со съемок, попросили остановить автобус и вдруг, к всеобщему удивлению, выскочили из него и побежали вверх по взгорью к Спасо-Андрониковому монастырю, где находится музей Андрея Рублева. И долго ходили, разглядывали памятники старины. Это все их постепенно сближало. Потом они с Натальей Игоревной снимались в телевизионном фильме-спектакле «Чудаки», но в основном каждый занимался своим любимым делом.
В.А. Андреев – замечательный отец, его любовь к сыну ответственна и жертвенна, она очень серьезна и трепетна. То, что в семье такие хорошие дружеские отношения, – это во многом его заслуга. И сын многое унаследовал от отца, прежде всего его порядочность. Для него семья – это сумма ответственности, чувств, обязанностей, это то, что в определенный момент защитит и поддержит. Когда постранствуешь, вернешься домой и чувствуешь понимание – это значит многое.
В театре, кино и на телевидении В.А. Андреев сыграл около 100 ролей. Среди них: Голубков в «Беге» М. Булгакова, Васильков в «Бешеных деньгах» А.Н. Островского, царь Максимилиан в одноимённом произведении Ремизова, Франц в пьесе Л. Когоута «Пат, или Игра королей»…
Заметным явлением театрального искусства стали образы в пьесах Л. Зорина «Пропавший сюжет» и «Перекресток» – эти спектакли были показаны во многих городах России, Германии, Франции, США, Канады, Латвии, Эстонии, Литвы, Украины, Белоруссии. Владимир Андреев является постановщиком ряда спектаклей не только в руководимом им Театре имени М.Н. Ермоловой, но и в Академическом Малом театре России, театрах Финляндии, Германии, Болгарии.
Он снимался в фильмах: «Человек родился», «Жестокость», «Ночной патруль», «Доброе утро», «Сказка о царе Салтане», «Джамайка», «Синдикат-2», «Тишина», и др., которые многие годы не сходят с отечественного телеэкрана.
Андреев известен как исполнитель произведений А. Чехова, И. Бунина, Б. Пастернака, Н. Рубцова, Д. Самойлова. Некоторые из названных авторов периодически исполнялись им на экране телевидения и крупнейших концертных площадках Москвы, Санкт-Петербурга, Тель-Авива, Нижнего Новгорода. Многие ученики Владимира Алексеевича стали известными мастерами театра, кино, телевидения не только в России, но и в разных странах мира. Созданная им студия «Тест» представляла свои спектакли в Западной Европе.
В. Андреев – лауреат премии Правительства Москвы в области литературы и искусства, за спектакли Л. Зорина «Пропавший сюжет» (1994) и «Перекресток» (2001) – лауреат международных фестивалей: «Голоса истории» (Вологда) за роль царя Максимилиана (2001), Волжского международного фестиваля «Он и она» (Тольятти-Самара) – за спектакль «Перекресток» в 2001 году получил Гран-при, в 2003 году – приз «За лучшую мужскую роль» в спектакле «Пропавший сюжет».
В.А. Андреев написал ряд статей по теории и практике актерского мастерства, очерки воспоминаний о творчестве, учителях, театре и кино. Среди них работы в сборниках «Тот самый ГИТИС», «Неистовый Гончаров», беседы в журналах «Театральная жизнь», «Фома», «Крестьянка», «Душа Москвы» и многих других.
Владимир Алексеевич Андреев удачно сочетает творческую и педагогическую деятельность. Он – художественный руководитель мастерской в Российской академии театрального искусства (ГИТИС), профессор, доцент кафедры режиссуры, с 1972 года – заведующий кафедрой актерского мастерства. Его избрали действительным членом Международной академии театра (2000), академиком Академии гуманитарных наук (1995).
В.А. Андреев – народный артист СССР, народный артист Татарстана, ему присуждена Государственная премия РФ. Он награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» III степени, Почета, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов. Отмечен золотой медалью имени А.Д. Попова. Режиссер стал лауреатом Магдебургской премии искусств и ряда международных и российских фестивалей. Фонд имени Смоктуновского наградил В.А. Андреева премией «За создание актерского театра».
Андреева не изнуряет работа, но иногда ему хочется помолчать и побыть в одиночестве. Он любит летом отдыхать на даче, где неподалеку есть очень живописный и нетронутый уголок соснового леса, получая истинное наслаждение от созерцания и общения с природой. Любит животных. И еще одна его страсть – это растения. Раньше, когда режиссер приезжал на гастроли в другую страну, то всегда отламывал веточку и говорил, что на родине вырастит из нее дерево. И действительно, в его квартире растет дерево из Марокко и пальма из Сирии.
Живет и работает в Москве.