Ольга Андровская родилась в семье адвоката. Будучи студенткой Высших юридических курсов, участвовала в любительских спектаклях. Профессиональную сценическую деятельность начала в 1918 в театре Корша в Москве под руководством Н. М. Радина; одновременно была участницей Студии им. Шаляпина. В 1919 Андровская поступила во 2-ю студию МХТ; первая большая роль — Исабель («Дама-невидимка» П. Кальдерона, 1924). В спектаклях МХАТ участвовала с 1919, в 1924 со 2-й студией вошла в его труппу.
Ольга Андровская — актриса преимущественно комедийная, обладавшая исключительным обаянием, отточенной сценической техникой, изяществом, лукавым юмором. Первым большим творческим достижением Андровской была роль Сюзанны («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, 1927). Задорная, умная и проницательная Сюзанна в исполнении Андровской была истинной подругой Фигаро. В спектаклях «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1925, 1938) и «Гроза» А. Н. Островского (1934) актриса дала новую интерпретацию образов Лизы и Варвары, соединив в своем исполнении национальную бытовую характерность с легкостью и изяществом сценического рисунка. Одной из самых популярных ролей Андровской была леди Тизл в «Школе злословия» Р. Б. Шеридана (1940, в 1952 была запечатлена в фильме-спектакле). Среди лучших ролей Андровской также Смельская («Таланты и поклонники», 1933) и Лебедкина («Поздняя любовь»Островского, 1949), миссис Чивли («Идеальный муж» О. Уайльда, 1945), Вера Филипповна («Дачники» М. Горького, 1953), Роз Григс («Осенний сад» Л. Хелман, 1956).
Последняя роль Ольги Андровской в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника (1973, Государственная премия РСФСР, 1974) стала гимном не только мастерству, но и мужеству актрисы (на последние спектакли ее привозили из больничной палаты). В ее не поддающейся возрасту пани Конти узнавались обворожительные молодые героини Андровской; игра актрисы была пронизана печалью расставания и мудрости. Снималась в кино: «Медведь» (1938), «Человек в футляре» (1939), «Юбилей» (1944) и др. Сталинская премия (1952).
Ольга Андровская вела педагогическую работу в Оперно-драматической студии им. Константина Станиславского и в ГИТИСе (с 1963 — профессор).
Ольга Андровская
Народная артистка СССР (1948). Лауреат Государственной премии СССР (1952, за театральную работу).
Родилась 9 (21) июля 1897 г. в Москве в семье юриста. Училась на Высших юридических курсах в Москве, выступала на сцене как любительница. Профессиональную театральную карьеру начала в 1918 г. под руководством Н.M.Радина в театре Корша, одновременно участвовала в Шаляпинской студии. С 1919 г. - во 2-й Студии Художественного театра. Первая крупная роль - Исабель в "Даме-невидимке" Кальдерона (1924 г.).
После слияния студии с Художественным театром этот спектакль был перенесён на филиальную сцену МХАТа. В 1925 г. в возобновлении "Горя от ума" Андровская сыграла Лизу, в 1927 г. - Сюзанну в "Женитьбе Фигаро". Во время репетиций спектакля Станиславский предостерегал Андровскую от изображения "театральной субретки", от кокетничания, просил изображения "простонародной души". Даже в полном актерских удач спектакле МХАТа пара Сюзанна – Андровская и Фигаро – Баталов отличалась особой стремительностью исполнения, увлекательной лёгкостью диалога. После Сюзанны актриса с успехом играет Рокси в "Рекламе" М.Уоткинс (1930 г.), Смельскую в "Талантах и поклонниках" (1933 г.) и Варвару в "Грозе" (1934 г.).
В 1936 г. Андровская сыграла в пьесе К.Тренёва "Любовь Яровая" истрёпанную перипетиями гражданской войны красавицу-машинистку Панову. Шедевром актрисы стала роль леди Тизл в "Школе злословия" Р.Б.Шеридана (1940 г.). Специально для этой роли она выучилась играть на арфе, как её партнёр М.Яншин – на флейте. Андровская и Яншин вели свои роли с комедийной серьезностью, мудрой наивностью и тонким чувством стиля.
В 1952 г. она сыграла леди Тизл в фильме-спектакле "Школа злословия". В конце 1930-х годов много снималась в кино. С большим изяществом и тонкой иронией сыграла в экранизациях чеховских рассказов и водевилей – Попова ("Медведь", 1938 г.); Варенька ("Человек в футляре", 1939 г.), Татьяна Алексеевна ("Юбилей", 1944 г.) и др.
Грация, юмор, вкус к сценическому дуэту отличали роли миссис Чивли в "Идеальном муже" Уайльда (1945), Лебёдкиной в "Поздней любви" Островского (1949 г.), Веры Филипповны в "Дачниках" Горького (1953 г.), Роз Григгс в "Осеннем саду" Л.Хелман (1956 г.) и др. В 1957 г. с большим успехом сыграла роль жены профессора Полежаева в "Беспокойной старости" Рахманова. Последней ролью Андровской стала пани Конти в "Соло для часов с боем" Заградника (1973 г.).
Была замужем за актёром Николаем Баталовым (1899-1937).
Умерла в Москве 31 марта 1975 г. Похоронена на Новодевичьем кладбище.
Фильмография:
1. Медведь - 1938 - Попова
2. Человек в футляре - 1939 - Варенька
3. Юбилей - 1944 - Татьяна Алексеевна
4. Школа злословия - 1952 - леди Тизл
5. Накануне - 1959 - Анна Васильевна Стахова
6. Соло для часов с боем - 1974 - пани Конти
Театр
Тетя Алексея Баталова родилась в Москве в семье адвоката. Будучи студенткой Высших юридических курсов, участвовала в любительских спектаклях.
Профессиональную сценическую деятельность начала в 1918 в театре Корша в Москве под руководством Н. М. Радина; одновременно была участницей Студии им. Шаляпина. В 1919 поступила во 2-ю студию МХТ; первая большая роль - Исабель ("Дама-невидимка" П. Кальдерона, 1924). В спектаклях МХАТ участвовала с 1919, в 1924 со 2-й студией вошла в его труппу.
Андровская - актриса преимущественно комедийная, обладавшая исключительным обаянием, отточенной сценической техникой, изяществом, лукавым юмором. Первым большим творческим достижением Андровской была роль Сюзанны ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше, 1927). Задорная, умная и проницательная Сюзанна в исполнении Андровской была истинной подругой Фигаро.
Эта роль навсегда внесла ее имя в историю театра. Знаменитый спектакль Станиславского, сверкавший яркими красками стилизованных головинских декораций и костюмов, социально насыщенный, динамичный, поставленный на грани карнавального представления, был сыгран Баталовым, Шевченко, Степановой, Ливановым, Завадским, Прудкиным, Комиссаровым с редким озорством и актерским блеском. Но царила в нем Андровская, игравшая Сюзанну. Актриса безукоризненно выполняла задачи, поставленные Станиславским. Она знала, что он любил "легкую, летящую борьбу словом", и добивалась этой легкости диалога со свойственными ей изяществом и непринужденностью.
В спектаклях "Горе от ума" А. С. Грибоедова (1925, 1938) и "Гроза" А. Н. Островского (1934) актриса дала новую интерпретацию образов Лизы и Варвары, соединив в своем исполнении национальную бытовую характерность с легкостью и изяществом сценического рисунка.
Одной из самых популярных ролей Андровской была леди Тизл в "Школе злословия" Р. Б. Шеридана (1940, в 1952 была запечатлена в фильме-спектакле). Среди лучших ролей Андровской также Смельская ("Таланты и поклонники", 1933) и Лебедкина ("Поздняя любовь" Островского, 1949), миссис Чивли ("Идеальный муж" О. Уайльда, 1945), Вера Филипповна ("Дачники" М. Горького, 1953), Роз Григс ("Осенний сад" Л. Хелман, 1956).
Последняя роль Андровской в спектакле "Соло для часов с боем" О. Заградника (1973, Государственная премия РСФСР, 1974) стала гимном не только мастерству, но и мужеству актрисы (на последние спектакли ее привозили из больничной палаты). В ее не поддающейся возрасту пани Конти узнавались обворожительные молодые героини Андровской; игра актрисы была пронизана печалью расставания и мудрости.
Ее искусство было слишком одухотворенно, чтобы уместиться в рамках комедии или драмы. Все, что делала Андровская на сцене в ее лучших ролях, несло людям радость. Искрящийся смех Андровской сопровождал всю ее довольно драматичную жизнь, помогая выстоять и выдержать все, что выпадало на ее долю, потому что любимый Художественный театр был ее единственной, хотя и ненадежной, защитой.
Личная жизнь
Однако за свою долгую жизнь во МХАТе Андровская сыграла немного ролей. С годами играла все меньше. Имя было знаменито, но мало кто заботился о ее судьбе.
Своего любимого мужа, замечательного артиста МХАТа
Николая Баталова, она потеряла очень рано: он умер в 1937 году в возрасте 38 лет. Личная жизнь потом так и не сложилась.
Радостью была дочь. Светлана Баталова - человек на редкость скромный, воспитанный и деликатный. Светлана Баталова была актрисой МХАТа, играла небольшие роли и сегодня чем-то неуловимо напоминает свою знаменитую мать.
"Жить мне грустно, а играть весело", - надписала Андровская фотографию, подаренную В.Я. Виленкину.
В жизни она была печальна и не из тех, кто побеждает в схватках, а театр - это место не для слабых людей.
Ее искусство отличали темперамент и блеск. А встречая ее на улице, можно было подумать, что Ольге Николаевне больше всего на свете нужен покой. Можно удивиться, что она со своим характером оказалась в ряду самых первых актрис страны.
Ольга Николаевна вела педагогическую работу в Оперно-драматической студии им. Станиславского и в ГИТИСе (с 1963 - профессор).
Кино
В кино она снималась мало, но всегда блестяще. Она снялась всего в нескольких фильмах, но во всех запомнилась своей яркой театральностью, острой характерностью и тонкой иронией. До сих пор показывают по телевидению фильм "Медведь" с Андровской и Жаровым, и смотреть его можно бесконечно.
В 1939 году она снялась в "Человеке в футляре" у того же Анненского, который увлекался экранизацией чеховских рассказов и одноактных пьес, а в годы войны - в "Юбилее". Имя ее стало известно всей стране.
Но с годами ликующие ноты ее голоса тускнели. Неудачно была сыграна Анна Андреевна в "Ревизоре", может быть, объяснение следует искать в режиссуре. Спектакль получился громоздким, хотя в нем были заняты мастера, и молодой Вячеслав Невинный остроумно и смешно играл Хлестакова.
Умерла Андровская в 31 марта 1975 года.