Имя Б.И.Анисфельда в России долгое время было в забвении. Стало известным позднее других мастеров начала XX века, чему способствовали выставки 1996 года в Петербурге и 2001 г. - в Москве. Такое позднее открытие художника, прежде всего, связано с тем, что большая часть жизни и творчества Анисфельда прошла в Америке.
В 1917 году он был приглашен в США для организации своей персональной выставки и уехал из революционного Петрограда. Более ему было не суждено вернуться в Россию.
В Америке он был хорошо известен по выставкам и театральным работам. Влияние его творчества в США было огромным. Он лично принес в эту страну эстетическую революцию.
Когда ушел из театра в 1928 г., он посвятил себя преподавательской деятельности. В Высшей школе при Чикагском институте искусств он работал более 30 лет.
В «русский период жизни» Анисфельд был близок «Миру искусства». В его судьбе немалую роль сыграл С. П. Дягилев. По свидетельству современников, Дягилев «пришел в восторг» от увиденного в мастерской живописца и отобрал 20 работ для выставки. «Сказочной роскошью нюансов» художник обратил внимание публики на себя в парижском Осеннем Салоне 1906 года. В 1905 г. его рисунки печатали в сатирическом журнале «Жупел». Анисфельд сотрудничал с журналом «Золотое Руно», который издавал Н.Рябушинский.
В 1908 г. художника пригласил Дягилев для сотрудничества в антрепризе «Русских сезонов». Анисфельд писал декорации по эскизам А.Бенуа, Л.Бакста, А.Головина и был «в тени» звучных имен. Но, по свидетельству современников, в частности Ромолы Нижинской, именно Анисфельд исполнял декорации, которыми восхищался весь мир. О том, как он писал декорации к опере «Борис Годунов», вспоминал А.Бенуа. Бенуа красочно писал о том, как в луже краски, местами кровавой, местами золотой, стоял на огромном холсте Анисфельд, какой «шлепал» в этой распутице, подливая что-то из горшков. Как на безумца, на художника смотрели все декораторы-специалисты и смеялись над Дягилевым, пригласившим «такого юродивого». Но когда краски высохли, совершенно неожиданно декорация оказалась мастерски исполненной, стонами необычайной глубины.
После разрыва Дягилева с некоторыми участниками труппы вслед за М. Фокиным ушел от Дягилева и Анисфельд. В 1912-1914 гг. он был художником антрепризы Фокина. Фокинская антреприза распалась, и художник оставил театр.
В 1918 г. его пригласили оформить в Метрополитен-опера «Синюю птицу» М.Метерлинка. За красочность и магию цвета декораций Анисфельда назвали «алхимиком цвета».
В 1930-1950 гг. он пишет так же темпераментно, экспрессивно, широкими мазками, как и в пору своей молодости. Сам художник считал себя несценографом, а живописцем. Его страстью была живопись. Он не примыкал ни к одной художественной группировке, жил затворником, хотя участвовал во многих выставках в Америке.
«Культкрасок», которому поклонялся Анисфельд, проявляется и в работах из собрания Пермской галереи.
«Итальянский рыбак», «Девочка с куклой», «Автопортрет» «узнаваемы» по интенсивности и экзотике цвета, живописности, экспрессии мазка. Картины, представленные в экспозиции, дополнят представление о замечательном художнике, познакомят любителей и знатоков с малоизвестным наследием Б.И.Анисфельда.
Н.Казаринова, искусствовед