26 мая 1904, Санкт-Петербург, Российская империя
—
17 апреля 1983, Ленинград, РСФСР, СССР
Cоветская актриса театра и кино, звезда оперетты.
Народная артистка РСФСР (1970)
Окончила Школу русской драмы в Петербурге (1924).
С 1924 - артистка Александринского театра.
1934-1945 - артистка в ленинградском Мюзик-холле, театре Эстрады и миниатюр, ансамбле оперетты под руководством Б.Бронской.
С 1946 - артистка Ленинградского театра музыкальной комедии.
"У вас в Москве - Раневская, а у нас - Богданова-Чеснокова", - любили говаривать ленинградцы. И действительно, если вдруг случайно на афише не было написано крупными буквами "С участием Гликерии Богдановой-Чесноковой", зрители с недоумением спрашивали кассиров: "Неужели ее сегодня не будет?" Гротеск, буффонада, каскад уморительных трюков, потрясающая музыкальность и непременное исполнение танцев сопровождало буквально каждое появление актрисы на сцене. Она умела мгновенно перевоплощаться и обладала удивительной легкостью импровизации. Недаром, в середине 50-х годов Богданова-Чеснокова появилась и в цирке, где выступала в паре с известным клоуном Вяткиным. Она бегала, прыгала, кувыркалась, свистела, и все это в образе коверного. Знатоки циркового искусства утверждали, что такую клоунессу русский цирк еще не видел.
Популярность актрисы в ее родном городе была безграничной. В годы войны она работала в ансамбле оперетты, выезжала на передовую, где дала около 3000 выступлений, за что получила орден Красной Звезды и боевые медали.
С 1946 года Богданова-Чеснокова служила Ленинградскому театру музкомедии. Для нее писали Милютин, Дунаевский, Дмитриев, Баснер, Петров, Птичкин, блистательные роли сыграны актрисой в десятках оперетт.
В кино - с 1954 года, первая роль - Мария Михайловна в комедии "Укротительница тигров". Самой известной ролью Богдановой-Чесноковой в кино стала Каролина в оперетте "Мистер Икс". Она ворвалась на экран, заполнив своим телом все пространство. С призывным кличем "Пелика-а-ан! Пелика-а-ан!" она стала настоящей звездой. В театре, где шел этот же спектакль, танец Каролины всегда исполнялся на "бис" по нескольку раз.
Однажды актрису увезли на "скорой помощи" буквально со сцены, врачи вынесли суровый приговор - никаких движений, танцев, только покой. Гликерия Васильевна, выйдя из больницы, не задумываясь продолжала и танцевать, и исполнять свои любимые цирковые трюки. Настоящая старушка-веселушка из киносказки "Финист-ясный сокол". О ее эпизодах писали порой больше, чем о самом спектакле или фильме. Сердобольные мамаши в "Укротительнице тигров" и "Летучей мыши" и дряхлеющие примадонны в "Крепостной актрисе" и "Зайчике" внесли немало забавных фразочек в наш лексикон, веселя своей самоуверенностью и напором. Богданова-Чеснокова не боялась быть смешной. Дарить людям улыбку было смыслом ее жизни.
Внук Гликерии Васильевны - человек тоже не совсем обычный, с долей "богдановочесноковской" чудинки. Юрий Правиков - человек довольно известный в кругах кинематографистов и деятелей театра. Он сценарист, продюсер, режиссер, театровед и собиратель всего того, что связано с именем Гликерии Богдановой-Чесноковой и Дмитрия Васильчикова - его деда, легендарного украинского актера, основателя первого в республике театра музыкальной комедии.