Российские зрители «открыли» Барбару Брыльску в 1967 году, когда по экранам страны с большим успехом прошел фильм «Бумеранг». Читатели журнала «Советский экран» признали его тогда лучшим зарубежным фильмом года.
Когда-то девочка по имени Барбара мечтала стать художницей и училась в школе с художественным уклоном. Но, как она шутит, имела неосторожность сыграть в нескольких школьных спектаклях. И однажды ее учительница посоветовала ей стать актрисой. Так Барбара оказалась в Высшей киношколе в Лодзи и сыграла несколько эпизодических ролей в кино. А потом вышла замуж и три года была примерной хозяйкой. Но первый брак не удался…
Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, если б не телевидение: проработав три месяца диктором, Барбара получила приглашение сниматься. Она вновь стала студенткой – на сей раз Высшей театральной школы в Варшаве.
Настоящий успех пришел к ней после выхода на польские экраны фильма «Потом наступит тишина». Брыльска еще училась и никак не ожидала, что роль Евы принесет ей такую шумную известность. Картина рассказывала о последних днях войны, о судьбах молодых поляков, боровшихся с фашизмом. Доброта и покоряющая нежность – вот главное в образе ее Евы…
И как ее антипод – Кама в большом историческом фильме «Фараон», экранизации одноименного романа Болеслава Пруса (1966). Вероломная, хищная, вызывающе чувственная жрица в исполнении молодой актрисы стала символом коварства и порока.
Российские зрители старшего поколения наверняка запомнили очаровательную шляхтенку Кшисю Дрохоевску из исторической киноэпопеи «Пан Володыевский» (1968). Эта гордая и волевая девушка в исполнении Барбары Брыльской словно заглянула к нам из XVII века.
Запоминалась актриса и в «Анатомии любви». Этот фильм, как признает Барбара, имел большое значение в ее судьбе. Во-первых, явная творческая удача и режиссера, и актеров. Во-вторых, вскоре после окончания работы над этой лентой родилась ее дочь Бася…
Второй муж актрисы, писаный красавец, по определению Барбары, врач-гинеколог Людвиг приучил ее к курению – сначала по одной сигарете в день, потом по две. Закончилось тем, что Барбара стала выкуривать по пачке в сутки. Потом вместе с Людвигом она начала пить… «Может, поэтому и развелись», – говорит Брыльска.
Как получилось, что она, уже известная актриса мирового кино, сразу согласилась сыграть Надю Шевелеву в «Иронии судьбы»?
Она знала Эльдара Рязанова по фильму «Карнавальная ночь» и газетным публикациям. К тому же это был редкий случай, когда сам режиссер предлагал сниматься в его фильме.
Эта роль принесла актрисе много радости, хотя она знала, что была сильная конкуренция.
«Он пробовал Гурченко, Фрейндлих, Голубкину и Немоляеву, а самой подходящей почему-то посчитал именно эту польскую девушку, – говорит Валентина Талызина, озвучивающая героиню фильма на русском языке. – Все вокруг понимали, что сценарный материал очень хорош, что роль эта – настоящий выигрыш. Все, кроме самой исполнительницы… Это уже потом она была ошарашена приемом, успехом, Государственной премией и всем прочим».
Но стоит ли судить Барбару Брыльску за ее «неведение»? А если она просто не показывала своего понимания? И потом: ну разве могла подойти хоть одна из перечисленных актрис на роль Нади? Это был бы уже другой фильм…
На родине актрисы «Иронию судьбы» показывали от силы пару раз, и какого-то особенного резонанса, по словам Барбары, картина не вызвала. Мать Брыльской впервые увидела фильм только в 1995 году (актрисе подарили кассету на кинофестивале в Алма-Ате). Все, что она смогла сказать, было: «Барбара, какая же ты здесь молодая!»
«Случались в моей жизни более яркие роли, – признается Барбара. – А в «Иронии» я и пою, и говорю чужим голосом…»
Но зато какими!
…Ее Бася, Барбара младшая, погибла в автокатастрофе 15 мая 1993 года. Ей исполнилось двадцать лет, и актерская карьера девушки стремительно шла в гору. Манекенщица и фотомодель Бася, очень похожая на мать, успела сыграть главные роли в двух кинофильмах. Трагедия произошла, когда дочь возвращалась со съемок фильма «Автостоп». Для Барбары тогда остановилась жизнь. Потом пошел новый отсчет времени…
В жизни Польши сегодня много схожего с тем, что произошло в России. Слова Барбары – лучшее тому подтверждение:
«Сейчас все, что делалось при коммунизме, как у нас говорят, считается злом. У меня много наград в шкафу. Есть даже Калерский крест возрождения Польши, который в свое время был очень важной наградой, дававшей прибавку к пенсии. Теперь все это перечеркнуто, что, по-моему, нелепость – меня ведь награждали не за политику, а за искусство. Ну, а насчет госпремии СССР, разные здесь были комментарии, в том числе и о том, что я была любовницей министра культуры СССР. Меня, аполитичную до мозга костей, обвиняли в прокоммунистических настроениях, потому что снималась в Советском Союзе».
Живет актриса довольно скромно. Она сыграла около 60 ролей в кино, из них 50 – главные. Только «Фараон» принес Польше более 80 миллионов долларов прибыли. А Брыльска сегодня получает пенсию меньше 100 долларов. Были и накопления, вложенные в драгоценности, но в квартиру залезли воры, унесли все, что было, начиная от драгоценностей и кончая кассеты с фильмами актрисы.
Несколько лет назад американцы пригласили Барбару Брыльску на Рождество. Платить гонорар не собирались, компенсируя лишь расходы на дорогу, проживание и питание. Но гордая полячка ответила: «Мне есть где жить, что кушать и с кем встречать праздники, зачем же я полечу в Америку? Чтобы вы поселили меня в отеле и угостили обедом в ресторане?».