14 июля 1918, Упсала — 30 июля 2007, TownOut
Шведский режиссер театра и кино, сценарист, писатель
Трижды Лауреат премии «Оскар» (1961, 1962, 1984 «Лучший иностранный фильм»)
«Мои основные воззрения заключаются в том, чтобы вообще не иметь никаких воззрений. Я лишь регистрирую предметы и явления» — так сам Бергман определил суть своей работы.
Он родился в шведском городе Упсала в семье пастора. После окончания Стокгольмского университета Бергман начал работать в театре. Он стал вторым режиссером в городском театре Мальме. С этим коллективом, ставшим под руководством Бергмана лучшим в Швеции, связана практически вся его жизнь. Он возвращался сюда каждый раз после съемок очередного фильма, начиная новый этап поисков.
Работа в кино началась для Бергмана с написания сценариев. В 1944 году по его первому сценарию был поставлен фильм «Травля» — первая в шведском искусстве антифашистская картина. Еще через три года выходит второй фильм — «Женщина без лица», в титрах которого также была указана фамилия Бергмана. Но сам мастер начал отсчет своей деятельности с фильма «Кризис» , открывавшего цикл картин о людях с изломанными судьбами, стремящихся найти свое место в мире.
Слава пришла к И.Бергману в 1956 году, когда его картина «Улыбки летней ночи» получила приз Каннского кинофестиваля. В том же году Бергман всего за 36 дней снял философскую ленту «Седьмая печать», в основе которой лежала европейская средневековая легенда о поединке героя со смертью. Выигрывая шахматный поединок, герой получал бессмертие. Однако, осознав, что ему придется стать свидетелем конца мира, он отказывался от полученного дара.
С этого времени в творчестве Бергмана сосуществуют две параллельные линии: изображение современного ему мира и описание исторических событий. Но в любой картине режиссера герои бьются над разрешением одного и того же вопроса — в чем смысл жизни.
Одновременно с работой в кино Бергман выпустил ряд театральных постановок, каждая из которых стала событием в европейской культуре. Во время работы в Мальме там собралась уникальная труппа. Многие актеры, как, например, Макс фон Зюдов, обрели известность после участия в спектаклях Бергмана. Это были преимущественно классические пьесы — «Дон Жуан», «Пер Гюнт», «Мизантроп», «Фауст», «Бесприданница». Можно сказать, что Бергман принял эстафету у своего учителя, известного шведского режиссера А.Шёберга.
Свои первые картины режиссер снимал летом, когда в театре наступали каникулы, и только с 1959 года целиком сосредоточился на работе в кино.
В конце 50-х гг. одна за другой появляются картины И.Бергмана, составившие его славу как кинорежиссера: уже упоминавшаяся «Седьмая печать», «Земляничная поляна», «Лицо». Сочетание апокалиптических мотивов с реалистичностью изображаемого, сложный путь человеческой души, символичность и эстетическая глубина — все это было характерно и для фильмов 60-х годов («Персона», «Волчий час», «Стыд»).
В 1976 году Бергман покинул Швецию из-за того, что шведское правительство повысило налог на развлечения и производство картин стало невыгодным. После появления рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» папа римский прислал своего представителя к Бергману с предложением поставить картину о жизни святого. Речь шла о сценарии под названием «Иисус из Назарета». Прочитав сценарий, Бергман отказался делать «красивую книжку с картинками» и предложил избрать местом действия суровые места Севера, соответственно изменив сюжет. Замысел был принят. Однако съемки «Иисуса из Назарета» по первоначальному сценарию все равно начались под руюводством не менее известного режиссера Ф.Дзеффирелли. В результате мировая кинематография обогатилась двумя совершенно различными по стилистике шедеврами. Но только фильм И.Бергмана «Источник» был удостоен премии «Оскар».
Находясь в Англии, Бергман снял картину «Шепоты и крик». Она также получила приз на кинофестивале в Канне, во время которого Бергман дал самую длительную пресс-конференцию за всю историю этих кинофестивалей. Этот случай оказался чуть ли не единственным, когда Бергман появился перед публикой. Обычно режиссер отказывался выступать перед прессой, полагая, что все необходимое уже сказано в его картинах.
В 1978 году Бергман снял картину «Осенняя соната», главную роль в которой впервые сыграла его жена, всемирно известная актриса И.Бергман.
Особое место в творчестве знаменитого режиссера занимает фильм «Змеиное яйцо» (1978), в котором показано вызревание фашизма в Германии. Бергман с тщательностью историка анализирует прошлое, доказывая, что взаимное отчуждение, чувство безнадежности неотвратимо превращают людей в бездушных манекенов.
После возвращения в Швецию Бергман снял картину «Фанни и Александр» (1983) о детском одиночестве, которая с триумфом прошла по экранам всего мира и была удостоена премии «Оскар».
Как и в театре, Бергман создал в кино собственную актерскую школу. Обычно в его картинах снимается небольшая группа постоянных актеров, состав которых незначительно меняется от фильма к фильму. Часто он вводит непрофессионалов на ведущие роли, усиливая непосредственность ощущений героев.
Кроме игровых картин, Бергман снимает и документальные ленты. Из них выделяются несколько фильмов, в которых рассказывается о природе и людях шведского острова Форе, а также небольшая лента «Документ о "Фанни и Александре"». В ней рассказывается о работе Бергмана над театральными и кинопостановками.
Постоянным сотрудником знаменитого шведского режиссера на протяжении более сорока лет является кинооператор С.Нюквист. Его работа также неоднократно отмечалась премиями.
Любопытно, что сам Бергман пять раз был номинантом на премию Каннского фестиваля и только в 1997 году получил ее, но не за какой-то определенный фильм, а как лучший режиссер. Решение было принято единогласно и стало известно до окончательных результатов кинофестиваля. Правда, мастер и на сей раз отказался появиться на публике, и премия была вручена его дочери.