Бодров Сергей Сергеевич
Сергей Бодров родился 27 декабря 1971 года в Москве.
Он с детства мечтал снимать кино, но однажды отец сказал ему: "Кино – это страсть, а ты слишком спокоен для этого". И Сергей погрузился в изучение исторических наук, о чем впоследствии не жалел: с 1989-го по 1994 год Бодров-младший учился на отделении истории искусств исторического факультета МГУ имени Ломоносова, а с 1994-го по 1996 год – был аспирантом этого отделения.
Сам Сергей рассказывал:
"Я учился в университете на истории искусства, это от кино вроде бы далекая профессия. Сначала не хотел туда поступать. Мне эта профессия казалась немножко женской, несерьезной. И на дне открытых дверей нам сказали, что учеба – праздник, а то, что нас дальше ждет – никто не знает. Но я считаю, что семь лет, которые я отдал науке, прошли не зря. Потому что, например, написать диссертацию, это почти также трудно и интересно, как снять фильм. Это серьезная наука, совсем не похожая на кино...".
В свободное от учебы время Сергей работал спасателем на пляже в Италии, после окончания университета – успел поработать школьным учителем и кондитером на фабрике "Ударница".
В 1989 году он впервые появился в кино в эпизодической роли правонарушителя в фильме Бодрова-старшего – "СЭР. Свобода – это рай". Это был фильм о тюрьме для малолетних преступников, и по сценарию режиссеру для короткого эпизода нужен был персонаж, стриженный наголо. Все артисты стричься отказались, и тогда папа постриг собственного сына, поставив его в кадр.
В 1992 году Сергей сыграл новую эпизодическую роль почтового посыльного в фильме "Белый король, красная королева (Русские)". А в 1995 году отец Сергея выехал со своей группой в Дагестан для съёмок фильма "Кавказский пленник". Сергей просил взять его с собой, и был готов выполнять любую работу, но неожиданно стал исполнителем одной из главных ролей — срочника Вани Жилина, и партнёром Олега Меньшикова, который в этом фильме сыграл роль контрактника Алексея Ряполова.
Фильм получил приз FIPRESCI на Каннском кинофестивале, гран-при на фестивале в Сочи, гран-при "Хрустальный глобус" и приз экуменического жюри на фестивале в Карловых Варах, премию "Феликс" за лучший сценарий, приз русской кинопрессы за лучший фильм года, Гран-при "Сталкер" кинофестиваля "Сталкер" в Москве, приз зрительских симпатий на фестивале в Сиднее.
Бодров получил приз за лучшую роль совместно с Меньшиковым на кинофестивале в Сочи, приз кинопрессы за лучшую роль совместно с Ф. Абдраимовым и приз за лучший актёрский дебют на фестивале "Балтийская жемчужина", и стал вместе с отцом лауреатом Государственной премии Российской Федерации 1997 года в области литературы и искусства. При всем этом сам Сергей не считал себя артистом: "Я всегда и везде говорю: "Я — не артист, я — не артист, — я не артист". А мне: "Нет, вы — артист!". А я: "Артист — это совсем другое. Это другие люди, другая конституция. Роль для меня — это не профессия. Это поступок, который совершаешь".
В 1997 году Сергей стал автором и ведущим телепрограммы "Взгляд" вместе с Александром Любимовым. В том же году он познакомился со своей будущей женой Светланой Михайловой, которая работала режиссером в телекомпании "ВИД" в телепередаче "Жди меня".
Во время кинофестиваля в Сочи в 1996 году Сергей познакомился с Алексеем Балабановым, который привёл его на студию "СТВ". Именно на этой студии проходили съёмки фильма "Брат". В нем Бодров сыграл роль Данилы Багрова. Эта роль сделала Бодрова настоящим символом поколения 1990-х годов.
Средства массовой информации обрушились на фильм с критикой. Его обвиняли как в расизме, так и в русофобии, как фильм, сделанный для западного зрителя. Сам Бодров оценивал своего героя следующим образом: "Знаю, что Данилу часто упрекают в том, что он примитивен, прост и незамысловат… Ну, отчасти я с этим согласен. Но у меня на его счёт в мозгу возникает некая метафора: мне представляются люди в первобытном хаосе, которые сидят у костра в своей пещере и ничего ещё в жизни не понимают, кроме того, что им нужно питаться и размножаться. И вдруг один из них встаёт и произносит очень простые слова о том, что надо защищать своих, надо уважать женщин, надо защищать брата… Конечно, я не могу поступать, как Данила Багров. Что-то мешает. А он это делает. И кто-то другой на той же войне это делает. Значит, мы должны хотя бы душой быть с ними, понимать, что они где-то там что-то делают за нас. Говоря о патриотизме, я имею в виду именно это — ощущение единства с людьми, с которыми живёшь в одной стране".
Достоинства фильма были всё же признаны, и "Брат" получил Гран-при на Сочинском фестивале, специальный приз жюри и приз FIPRESCI на международном фестивале в Турине, такие же награды в Котбусе, Гран-при в Триесте. Сергей Бодров получил приз за лучшую мужскую роль на кинофестивале в Сочи и в Чикаго и премию "Золотой Овен". Музыкой к фильму стали композиции группы "Наутилус Помпилиус", которые любил слушать и сам Сергей.
В 1998 году Сергей защитил кандидатскую диссертацию на тему "Архитектура в венецианской живописи Возрождения". Сергей всегда любил архитектуру и видел в ней что-то сродни режиссуре. В кино тем временем он перевоплощается в журналиста Вадика в фильме Пола Павликовски "Стрингер", в котором играл в паре с Владимиром Ильиным.
В 1999 году в фильме "Восток-Запад" режиссера Режиса Варнье Сергей сыграл роль профессионального пловца Саши Васильева. Этот фильм стал номинантом на премию "Оскар". В этом же году Сергей ушел из "Взгляда". Он рассказывал: "Это была наша передача. И я там был не только ведущий, но в какой-то момент мне захотелось чего-то другого. Мне показалось, что я могу сделать больше, поэтому я оттуда ушел".
В 2000 году Алексей Балабанов снял картину "Брат-2". Позже Сергей признавался, что самым сложным для него на съемках было говорить с американцами "в объеме средней школы". Ведь он отлично знал английский, а также французский и итальянский языки.
Интересный момент связан в фильме с оружием: в картине есть эпизод, где Данила стрелял в негров из самопала, заряженного железными опилками. Американские реквизиторы только в недоумении разводили руками, когда их попросили найти нечто похожее. Тогда оператор Астахов за час сделал этот самопал с помощью армейского ножа. Сделали также паспорт на имя Данилы Багрова и долго уговаривали пограничницу поставить там настоящий штамп. Начальник, у которого победило чувство юмора, разрешил - и штамп в самодельном паспорте был поставлен настоящий.
На фильм, также как и на его первую часть, обрушилась критика средств массовой информации. Писалось о том, что он выражает расистские идеи, угрожает национальной безопасности и оскорбляет украинскую и американские нации. Создателей фильма заподозрили даже в реставрации левой идеологии из-за использования при съемках чапаевского пулемёта. Сам Сергей Бодров на вопрос о его впечатлении об Америке отвечал следующим образом: "Нам важно было сказать не то, что все американцы — козлы, мы, наоборот, хотели сказать, что мы — не уроды. Это достаточно простая мысль, странно, что она не всем понятна. А в кино озвучивать её пришлось слишком ярким способом просто потому, что это кино. В кино всё должно быть несколько утрировано. Снимают же американцы кино про русских, где Шварценеггер-милиционер отрывает мафиози деревянную ногу, из неё сыплются наркотики, а по улицам ходят медведи. То есть мы — полные придурки! Так почему мы не имеем права пошутить над американцами?"
Алексея Балабанова и Сергея Бодрова засыпали вопросами, о чем будет "Брат-3", "Брат-4"? Балабанов отвечал, что продолжения не будет, сериалы он не любит, а персонаж уже исчерпал себя. Бодров подтверждал его слова, у него были совсем другие планы…
В 2001 году Сергей сыграл эпизодическую роль в фильме своего отца "Quickie.Давай сделаем это по-быстрому". В этом же году Бодров-младший снял свой дебютный фильм "Сестры", который получил признание, и вдохновил Сергея на продолжение режиссерских опытов: "Это кайф, который редко где еще испытаешь. Ты создаешь свой мир, за него отвечаешь. Это очень интересно..."
"Сестры" получили "Гран-при" фестиваля "Кинотавр" за лучший дебют, а исполнительницы главных ролей Оксана Акиньшина и Катя Горина были награждены призами и Дипломом жюри за лучший актерский дуэт.
Весной 2001 года начались съёмки фильма Балабанова "Война", в котором Бодров сыграл небольшую роль капитана Медведева. Несколько эпизодов были сняты в Чечне, остальные в горах Северного Кавказа. Премьера фильма состоялась в марте 2002 года. Фильм был удостоен приза "Золотая роза" на фестивале "Кинотавр", а Бодров получил премию "Ника" в номинации "лучшая мужская роль второго плана".
Осенью 2001 года Бодров становится ведущим реалити-шоу "Последний герой" – игры, где участники, поселенные на острова, боролись за "выживание". "...Я затрудняюсь сказать, хватило бы у меня внутренней уверенности участвовать во всем этом. На острове игроков ждут неожиданности. Они, может, еще не до конца это поняли, но здесь они могут кое-что потерять..." – рассказывал Сергей.
В 2002 году Сергей сыграл не только в "Войне" Алексея Балабанова, но и в "Медвежьем поцелуе" Сергея Бодрова-старшего. Тем временем у Светланы, жены Сергея, родился сын - Бодровы давно хотели второго ребенка – братика для четырехлетней дочки Оли.
Вскоре Сергей задумал снимать свой новый фильм – мистический детектив с рабочим названием "Связной". В июле-августе прошел кастинг и подбор технического персонала, и в начале сентября съемочная группа вылетела на Кавказ. На Кавказе Сергей выбирал место для натурных съемок. Выбрали Северную Осетию – за красоту горных пейзажей. Сергей Бодров работал над сценарием своего второго фильма в течение весны и лета 2002 года. Снять картину Сергей хотел за два месяца. Он рассказывал: "Это история двух людей... Можно сказать, подсмотрел ее в реальной жизни. Я очень много езжу, и в поездках жизнь сталкивает меня с самыми разными людьми. Этих двоих я встретил несколько лет назад в Болгарии. Кто они? Путешественники, авантюристы, романтики. Два друга, которые строили жизнь по очень высоким правилам. Это история о законах, по которым мы живем, и о дорогах, порой спорных, которые себе выбираем. Все, что есть в современной жизни, - бандиты, заложники, выстрелы - будет и на экране. Ведь война всегда присутствует в нашей жизни".
В 2002 году Сергей начал съемки "Связного". Он являлся и автором сценария, и режиссером, и исполнителем главной роли. По сюжету герою Сергея бандиты прострелили когда-то колени, и ноги пришлось ампутировать. Он ходил на протезах и о том, что ног у него нет, никто даже не догадывался. Фильм задумывался как философско-мистическая притча. Большая часть фильма должна была сниматься в Москве, а съемочной группе в Осетии надо было отснять всего несколько эпизодов.
20 сентября 2002 года в шесть утра съемочная группа собралась на первом этаже в гостинице Владикавказа и оттуда направилась в горы. По прибытии на место группа долго ждала транспорт, который должен был доставить наверх. Начало съёмок было перенесено с девяти утра на час дня. Около семи часов вечера съёмки прекратили из-за плохого света, группа собрала аппаратуру и двинулась в город. В это же время, около 20.15 по местному времени начался сход ледника Колка, который за несколько минут накрыл всё Кармадонское ущелье трёхсотметровым слоем льда и камней.
По официальной версии, со скалы на горе Джимара сорвалась глыба льда. Она упала на ледник Колка, и тот двинулся по ущелью, захватывая за собой камни. Этот поток накрыл Кармадонское ущелье, в котором находился Бодров и его группа. Крупномасштабные спасательные работы длились несколько месяцев, группа добровольцев и родственников пропавших без вести оставалась на леднике до февраля 2004 года. На сегодняшний день пропавшими числятся 108 человек. Ученые-геологи утверждают, что ледник будет таять 12 лет. Ныне все члены съёмочной группы Сергея Бодрова-младшего объявлены погибшими.
Жена Сергея Светлана рассказывала, что вечером 19 сентября у нее был необычно длинный разговор с Сергеем. "
У него был очень грустный голос, - вспоминала Светлана. -
Мне показалось, что-то с ним случилось... Он был не такой, как всегда. Но Сережа успокоил меня и стал расспрашивать о детях. Обычно мы говорим с ним всего по несколько минут, а тут наш последний разговор затянулся... Я чувствовала, что он никак не может попрощаться со мной. А на прощание он сказал: "Береги детей".
В 2006 году было снято два документальных фильма о Сергее Бодрове. Один из них назывался "Я не буду актером". В нем о Сергее Бодрове рассказывали Вячеслав Бутусов, Олег Меньшиков и Владимир Ильин.
Сергей Бодров рассказывал о себе:
Свобода выбора
Свобода выбора хороша, только когда ей пользуешься.В общем, сейчас я живу совсем по-другому, собираюсь окончательно переехать в деревню, под Сергиев Посад. Хотя, разумеется, внутренняя содержательность жизни нисколько не зависит от профессии и места жительства.
О Боге
Трудно об этом говорить, равно как и отвечать на вопрос: существует бог или нет. Не знаю! Об этом можно узнать только оказавшись на том свете, когда тебя подведут к весам правосудия и он решит, куда тебе отправляться - в ад или рай. А если не решит, если вообще таких весов не существует, то и бога-то нет.
Личная жизнь
О личной жизни я стараюсь не говорить. Хотя один раз изменил этому правилу. Потому что незадолго до этого встретил наконец девушку, которую искал. И понял я это сразу. Дело в том, что в шесть лет я ясно представил себе свою будущую жену и поэтому точно знал, как она выглядит.
Кино
Что касается кино, то я, наверное, буду участвовать в интересных проектах, если такие у меня появятся. Более того, хочу и сам снять кино. Эта область все-таки предполагает некоторое путешествие по времени, жизни и желанием других людей. Самый интересный опыт всегда последний. В лучшем случае — предстоящий. Если это не так, то скорее всего ты двигаешься по ложному пути. Последним был фильм "Брат-2". Балабанов хотел сделать кино, свободное от рефлексий, объяснений и дидактики. Хочется верить, что это удалось. Как сказал где-то Сельянов, "Брат" — первое кино, свободное от прошлого. В хорошем смысле слова. Детям действительно иногда удается быть свободными от родителей. Но никогда наоборот. Мы не свободны также от воспоминаний, старых замыслов и страхов. То есть мы не свободны ни от прошлого, ни от будущего, ни от того, что мы делаем. Так и должно быть. Но то, что мы делаем, должно быть новым.
Свободное время
Да его не так много, свободного времени. Кино люблю смотреть, читаю. В общем, спокойно время провожу. Никаких гонок на яхтах и коллекционирования чучел редких животных нет.
Фильмы
"Иваново детство" и "Андрей Рублев" Тарковского, "Крестный отец" Копполы, "Полет над гнездом кукушки" Формана
Кумиры
Если из наших, то это, наверное, Олег Иванович Янковский.
Страхи
Боюсь штампов, боюсь оказаться включенным в корпорацию, потерять память и чувство меры. Также растратить время напрасно. Не зря же считается, что время, которое утекает, придумано дьяволом, как противоположность вечности, которая принадлежит Богу.
Не люблю
Не люблю подходить к телефону, фотографироваться, не люблю, когда уговаривают.
Люблю
Люблю ездить на машине, чай с лимоном, кино.
Жизненный девиз
Один мой друг любил цитировать: "Будь щедрым, как пальма, а если не можешь, будь как кипарис, благородным и строгим". Здесь важен момент смирения: "а если не можешь". Оказывается, такой эпиграф был предпослан какой-то повести, напечатанной в 70-е годы в журнале "Юность". Также он любил повторять: "Делай, что любишь и люби то, что делаешь". Я соглашусь с тем, что это, наверное, и есть счастье.
Отдых
У меня нет зависимости от профессии, поэтому и на тусовки я не очень-то стремлюсь попасть. И вообще, делаю только то, что мне кажется интересным в данный момент.
Мечта
Есть. Но если рассказать, какая же это будет мечта? Смысл ведь не в том, чтобы ее исполнить, а в том, чтобы у тебя всегда было о чем помечтать.
Что такое быть молодым?
Это понятие не биологическое. Скорее, этот термин свидетельствует о чувствах и мыслях человека. Воспринимать жизнь с радостью и интересом - и есть первый признак молодого человека. Особенно это важно для творческой личности. Я? Да, конечно, хочу считать себя молодым.
Мир прекрасен?
Очень. Мне интересно жить. Интересно разговаривать с таксистом, с проституткой, которая сидит в этом баре, гулять по Крещатику, смотреть на лица. В магазины заходить, смотреть хорошее кино, читать хорошую литературу, потому что везде-везде-везде есть все то, что тебя радует. То, что ты можешь как бы взять себе.
Кино
На съемках я все время книжку читаю, потому что съемочный процесс в кино - это постоянное ожидание. А время-то очень дорого, поэтому нельзя скучать. Мы все скучаем иногда. Но мне, например, как-то неловко, думаю: "Ну что ты скучаешь? Кругом такой прекрасный мир! Смотри, записывай, запоминай, придумывай байки, чтобы потом рассказать их. Придут у тебя интервью брать, а ты, бац, и какую-то байку выкинешь...
Текст подготовил Андрей Гончаров
Приз за лучшую мужскую роль ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (1996 год, за фильм «Кавказский пленник»)
Приз за лучший дебют МКФ «Балтийская жемчужина» в Риге-Юрмале (1996 год, за фильм «Кавказский пленник»)
Приз кинопрессы лучшему актеру года (1996, за фильм «Кавказский пленник»)
Премия «Ника» за лучшую мужскую роль (1997, за фильм «Кавказский пленник»)
Государственная премия России (1997, за фильм «Кавказский пленник»)
Приз за лучшую мужскую роль ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (1997, за фильм «Брат»)
Премия «Золотой Овен» лучшему актеру года (1997, за фильм «Брат»)
Приз за лучшую мужскую роль МКФ в Чикаго (1997, за фильм «Брат»)
Гран-при за лучший дебют ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (2001, за фильм «Сестры»)
Премия Jesolo Biennale в программе Cinema d`Autore МКФ в Венеции (2001, за фильм «Сестры»)
Премия «Золотой Овен» за лучший дебютный фильм (2001, за фильм «Сестры»)
Премия журнала «ВидеоМагазин» по номинации «Отечественный фильм года» (2002, за фильм «Сестры»)
Специальный приз «За свободу творческого самовыражения» на МКФ в Карловых Варах (2002, за фильм «Сестры»)
Премия «Ника» за лучшую мужскую роль второго плана (2003, за фильм «Война»)
Кинонаграда MTV Россия - Номинация «Признание поколения» (2006)