В конце октября — начале ноября британцы отмечают два самых «английских» праздничных дня (точнее, ночи) — Хэллоуин и Ночь Гая Фокса. При несходстве породивших их обстоятельств эти праздники близки друг другу по форме, а быть может, родство есть и в самой их природе.
По представлениям британцев, накануне Дня всех святых — Хэллоумэса, в ночь Хэллоуина с 31 октября на 1 ноября вся нечисть особенно активна. Ведьмы садятся на метлы и летят на шабаш, черти беснуются, не дают покоя домовые и привидения. Не странно ли, что силы преисподней как бы мобилизует свои силы накануне дня своеобразной мобилизации воинства христианского? В древности на эту ночь приходился древний кельтский языческий праздник. После крещения англов и саксов кельтские дохристианские божества объявлены нечистью, однако страха перед ними — как перед чертями традиционной христианской демонологии — у народа так и не возникло. Более того, добрые христиане сами пугают нечистую силу, переодеваясь ведьмами, вампирами, упырями, мертвецами, колдуньями. Неудивительно, что особой популярностью пользуется ночь Хэллоуина у детей. Те же, кто все-таки слегка побаивается своих разряженных чертями соседей, прибегают к помощи волшебных восковых свечей, помещенных в светильники, изготовленные из тыкв. Прорезанные в тыквах глаза и рот делают их похожими на головы диковинных чудищ и потому сами способны напугать соседа. Да и вообще Хэллоуин — праздник огней, помимо тыквенных светильников, народ вооружается бенгальскими огнями и устраивает фейерверки. В эти долгие и темные осенние ночи свет как бы отпугивает злых духов от людского жилья.
Увы, в самой Англии популярность Хэллоуина сейчас не так велика, как раньше. Зато перекочевав в США, он нашел там горячий прием и стал одним из самых любимых. А вот другое торжество — Ночь Гая Фокса — остается исключительно английским празднеством. Да и как могло быть иначе, ведь оно неразрывно связано с британской историей.
Согласно легенде, 5 ноября 1605 года был раскрыт так называемый «пороховой заговор» католиков против короля Якова I. Хотя заговорщики были реальными людьми, а личные вещи и автографы самого известного из них — Гая Фокса хранятся в музеях Оксфорда и Лондона, преступление не было доказано. Тем не менее этот сюжет с заговором получил самое фантастическое продолжение.
Согласно версии, известной каждому английскому школьнику, католики, стремившиеся возродить свою веру в протестантской Британии, а для этого — устранить короля Якова I, спрятали бочки с порохом под зданием парламента, чтобы взорвать их в день открытия очередной сессии — обычно оно происходит в начале ноября. Осуществить взрыв поручили некому Гаю Фоксу, и он приготовился добросовестно выполнить акцию, столь похожую на современные террористические акты. Однако один из заговорщиков решил предупредить своего родственника, участвовавшего в работе парламента. Родственник забил тревогу и сорвал планы бомбистов. Самого Гая Фокса долго пытали и затем казнили. Примечательно, что его повесили, но, почему-то позднее стали считать, что заговорщиков сожгли, и теперь чучело Гая Фокса ежегодно сжигают вечером 5 ноября. Может быть, искра от блекнущих свечей Хэллоуина упала на фитиль пороховой бочки, поскольку Ночь Гая Фокса англичане отмечают весело, с размахом, причем дети и здесь главные зрители и участники.
К празднику детишки начинают готовиться заранее. Каждая ватага мастерит свое чучело злодея и, поместив его на тележку, с утра 5 ноября собирает мелкие деньги себе на угощение и на одежду чучелу. При этом они читают смешные стихи и поют песенки о Гае Фоксе. Отказывать детям в мелкой подачке не принято. Вечером ребятишки сооружают большие копны соломы, на которые помещают чучело и поджигают его. По соседству с костром организуются фейерверки. Тут же лоточники торгуют особым угощением этого вечера — печеным на костре картофелем в мундире, который разрезают и фаршируют салатом или сыром. Угощение уважительно называют «Мистер Спад», что можно перевести и как «мистер Картофель», и как «господин Мотыга». По всей видимости, какой-то древний земледельческий праздник — вероятно, старый кельтский праздник завершения осенних сельскохозяйственных работ — перекочевал с 31 октября на 5 ноября и благополучно принял имя несчастного Гая Фокса. И хотя в Великобритании в целом противостояние протестантов и католиков уже давно потеряло былую остроту, в Северной Ирландии праздник вряд ли имеет столь безобидный характер...