После введения григорианского календаря святки в Росии и странах СНГ приходятся на период с 7 по 19 января, и Новый год по старому стилю "выпал" из святочной обоймы. Без него святки - не святки. Поэтому обязательно встречают 13 января Старый Новый год.
Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В первые три века христианства, когда гонения мешали свободе христианского Богослужения, в некоторых восточных Церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления.
Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова Церковь начала с древних времен. Уже в церковном уставе преподобного Саввы Освященного (умер в 530 году), в который вошли еще более древние чиноположения, пишется, что во дни святок "никакоже пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келий", и возбранено совершать священнодействие брака. Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.
Однако, в народе считалось, что в святочные ночи всякая нечистая сила специально появляется, чтобы запугивать православных. Мертвецы, привидения, лешие, злые духи так и снуют по темным улицам, подстерегая очередную жертву. А тут очень кстати никто в эти ночи не спит. Девушки, озабоченные своей судьбой все ночи напролет гадают. То льют на воду растопленный воск, то бросят за ворота башмачок и смотрят, куда направлен его носок - в ту сторону и замуж отдадут. А то заберутся со свечкой и зеркалом в пустую баню, где никто им не помешает увидеть суженого, а там как раз самое опасное место, могут напасть лохматые "святочницы”. У молодых людей тоже ни минуты свободной: постараться так нарядиться, чтоб уж точно приняли за лешего, а то и исхитриться в баньке спрятаться, куда девушки гадать придут.
В самый разгар святочных увеселений праздновали Новый год (сейчас - Старый Новый год) Новогодний вечер называли Васильевым, в честь святого Василия Кесарийского. Его же называли Василием Щедрым, потому, видимо, что ни один праздничный стол по обилию угощений не мог сравниться с новогодним столом. По народному поверью "как встретишь год, так его и проведешь”, и уж тут прилагались все усилия, чтобы перещеголять соседей. В отличие от Рождества, которое считалось семейным праздником, на новогодний ужин приглашали гостей.
В городах в это время устраивали маскарады, на которые ходили тоже не без опаски. Вдруг из под маски невинной красавицы покажется звериный оскал какой-нибудь ведьмы или извозчик, сверкнув пустыми глазницами, отвезет, вместо бала, на кладбище? Много жутких рассказов передавали друг другу в святочные ночи.
На стол подавалась "богатая" кутья, для приготовления которой не жалели орехов, кураги, изюма и самых густых сливок. Блины, закуски, домашняя колбаса, фаршированная птица, заливная рыба и куропатки, пироги - чего только не было на "щедром” столе. Но главным угощением был целиком зажаренный поросенок.
По старинным преданиям, в этот день верхом на поросенке въезжал на землю языческий бог Овсень. Но поросенка на столе в народе все-таки прозвали "кесаретским”. Если рядовой обыватель устраивал в этот день особо обильное застолье, то и вообразить трудно, каким был царский стол. Повара изощрялись в приготовлении изысканных блюд. Однажды к новогоднему столу Екатерины II было подано кушанье, изумившее не привыкший удивляться императорский двор. Это был поросенок, фарширован он был фазаном, а тот – куропаткой, внутри которой находился жаворонок, в свою очередь набитый маслинами, а в них вместо косточек были анчоусы.