10 апреля — день освобождения Одессы
В этот день нашу Южную Пальмиру освободили от гитлеровцев.
Название одесской площади «10 Апреля» у местных жителей не вызывает трудностей — все вам однозначно скажут, что это День освобождения города от немцев. «У нас этот праздник всегда с помпой отмечают», — говорят одесситы.
ПОДЗЕМНЫЙ ОТПОР. Победить противника, в пять раз превосходившего по силам нашу армию, удалось в том числе благодаря катакомбам. 38 тысяч жителей Одессы переселились в них для ведения партизанской войны. Люди вырыли более 250 км противотанковых рвов, установили 40 тысяч мин, соорудили 250 баррикад. Одним из самых известных «бойцов подземелья» был 30-летний подпольщик Владимир Молодцов. Этот уроженец Рязанщины носил кличку Павел Бадаев. Со своей боевой подругой Тамарой Межигурской и еще 60 вояками Молодцов появлялся из-под земли и так же внезапно исчезал, убирая немцев. Враги пытались подорвать катакомбы, замуровывали входы, закачивали туда отравляющий газ — все тщетно. Однако в группе нашлось кого подкупить, и Бадаева сдал один из «соратников». В 1942 году его взяли на конспиративной квартире, пытали и расстреляли.
Подземные лабиринты под Одессой — самые крупные в мире. Протяженность их — 2,5 тысячи километров! Сравните: длина парижских катакомб чуть больше 300 км, а римских — до 900. Самому древнему участку — одесским карстовым пещерам — более 3,7 млн лет. Основные лазы появились в начале XIX века, когда одесситы развернули масштабные стройки и пилили стройматериал буквально у себя под ногами. Работали так усердно, что более 40% старой части города оказалось над пустотами. После революции из-за более 100 провалов пилить ракушечник в черте города запретили. Но катакомбы продолжали «жить». Эти схроны много раз спасали жизнь жителям Одессы. Революционеры тут прятались от царя, а партизаны — от неприятеля.
Валентин Катаев описал, как чувствует себя человек, попавший в эти подземные лабиринты, в своей трилогии «Волны Черного моря»: «В глубине тесного и очень темного подземного хода светился маленький желтый огонек. Святослав вошел в этот ход и, согнувшись, чтобы не стукнуться головой о низкий земляной свод, пошел на согнутых ногах к огоньку. Застоявшийся воздух был сыр и душен. Подземная, непроницаемая тьма так плотно окружала Святослава, так наваливалась на него со всех сторон, что казалось — о нее можно каждую минуту удариться скулой. Святослав посветил себе электрическим фонариком, но даже этот обычно яркий свет показался здесь совсем слабым, рассеянным. Круг, как бы составленный из концентрических световых колец, скользнул по серым земляным сводам, покрытым слоем мертвенной подземной пыли. Под ногами была та же мертвенная пыль, и на ней виднелись перепутавшиеся следы ног.
Подземный ход стал суживаться. Пришлось опуститься на четвереньки... Он стал ползти по-пластунски, задевая стены и чувствуя, как пыль сыплется на голову, на шею и за воротник. Несмотря на то что под землей было холодно, Святослав чувствовал тягостную духоту. Он обливался потом. Мозг устал от тьмы. А впереди все так же слабо, неподвижно горел огонек, казавшийся неизмеримо далеким и маленьким, как дырочка, высверленная буравчиком в глыбе угля. Святослав представил себе, что бы случилось, если бы вдруг погас этот огонек, и если бы у него не оказалось при себе электрического фонарика. Он представил себе это и похолодел. Как двигаться в этой кромешной тьме, в этой преисподней, без света? А главное, куда двигаться?
Он бы неминуемо заблудился и пропал. Взять же с собой свет тоже немыслимо. В него можно без промаха бить из темноты. Без света нельзя, и со светом нельзя. Без света смерть, и со светом смерть. Побеждает тот, кто первый завладел катакомбой. И Святослав, который раньше в глубине души сомневался в возможности обороняться под землей, теперь понял все и от удовольствия даже засмеялся».
ГЕРОЙ-ИНТЕЛЛИГЕНТ И ПОХОДНАЯ ЖЕНА. Освободили Одессу в 1944 году войска 3-го Украинского фронта под командованием генерала армии Родиона Малиновского при поддержке Черноморского флота под командованием адмирала Октябрьского. Родион Малиновский — одессит, пулеметчиком воевавший в Первую мировую, добровольцем ушедший на гражданскую войну в Испании в 1937-1938 годах, где заимел прозвище Колонель Малино и влюбился в местную красотку.
Р.Малиновский с женой и жочерью
Малиновский никогда не ругался матом
Когда-то, еще в Первую мировую, 17-летний Малиновский был тяжело ранен и лежал в госпитале в Польше. Однажды туда пришла подзаработать цыганка. «Будет в твоей судьбе и маршальский жезл, и высший военный пост, но берегись пятницы, этот день для тебя дурной...», — напророчила ему гадалка. С тех пор Родион Яковлевич не назначал атаки на пятницу. Отличившийся в боях при Сталинграде, освободивший Запорожье и Николаев, все три ранения блестящий военачальник получил именно в пятницу. Пятница стала и последним днем его жизни...
Спустя 30 лет после его ухода в пятницу умерла и вторая жена маршала Рая Кучеренко. Она была его ППЖ — походно-полевой женой. Юная украинская девушка, разница в возрасте у них с Родионом — 17 лет, влюбилась в интеллигентного военного вдовца безоговорочно. Он в совершенстве владел французским, испанским и немецким языками, никогда не матерился, играл в шахматы на уровне гроссмейстера (именно так его величали немцы), цитировал Монтеня, Петрарку, Гете и Шекспира. Был министром обороны СССР дольше, чем кто бы то ни было в Союзе и России.
О юморе Малиновского тогда ходил анекдот, а возможно, и быль. Некий полковник написал ему в Минобороны жалобу, что если зимняя форма отличает полковника папахой, то летняя это высокое звание ничем от прочих офицеров не отличает. Министр подумал и написал резолюцию: «Разрешить просителю носить папаху летом».
Автор: Гребенникова Елена