Суббота - время готовиться к Пасхальной праздничной трапезе и составлять корзину. Специально для этого в каждой семье есть корзина-дарник (он служит исключительно для освящения куличи и скоромного на Пасху) и вышитый особым узором полотенце. Вечером дарник наполняют праздничными яствами: кладут пояса - пшеничные и сырную, писанки, яйца, сало, домашнюю колбасу, шовдарь, хрен, чеснок, комок масла, соль, свечу (ее стрмляють в пасху и зажигают, когда священник святит скоромное. Все накрывают полотенцем. Кроме общепринятого набора, в каждом уголке Закарпатья, и в конечном итоге и в каждой семье, добавляют в него нечто свое. Скажем, пирожные и бутылку вина, как в Мукачевском районе. В Бороняве, на Хустщине, святят отварного или зажаренного петуха. Связано это с тем, что он якобы первым всему миру известил, что Сын Божий воскрес из мертвых.
Пасха символизирует жизненную полноту и единство христиан. Были времена, когда чуть не каждый православный имел собственный рецепт пасхи, обложен от мамы и бабушки. К сожалению, случилось так, что добрая половина нынешних хозяек таких рецептов не сохранила.
Творожная пасха и вообще молочное - значит духовный пит. В Святом писании сказано, что в земле обитованной течет молоко и мед.
Свинина в мифологическом мировоззрении многих народов связана со светом. Как правило, кабан ассоциируется с мужской силой и светом, а свинья - женского, т.е. силой земли, теплом и плодородием. Соль - символ полноты, изобилия, сути.
Однако уже нечасто можно увидеть среди традиционного набора пасхального корзины наших хозяек выпеченного барашка, который является символом Иисуса Христа, ягненка Божьего. Еще не так давно люди верили, что агнец гарантировать приверженность сил природы и оберегать их от стихийного бедствия. Когда корзина составлен, пора на всенощной службы. К утру никто не спать. Существует поверье, что тот, кто отсыпается в такую большую ночь проспит свое счастье, поскольку оно, счастье, этой ночью ходит среди людей, но приходит лишь к тем, кто не спит.
Если однако нет возможности пойти на Богослужение и вы остались дома, зажгут лампадку перед иконами и свечу на окне. Пусть это будет видимым знаком, что вы верите и ждете Воскресения.
Пасхи воскресенье
Раненько, после службы, народ чимдужче бежит домой. Считается: кто как прибежит - так у него будет споритися хозяйство. Если в доме есть невеста или парень, пытаются бежать быстрее. Кто первый будет дома, то в этом году найдет себе пару и женится.
Пасхальная трапеза
Вернувшись из церкви домой, семья готовится к праздничной трапезе. Стол застилают праздничной скатертью. Кое бытует традиция, согласно которой хозяин обкуривает горницу ладаном и зажигает на столе свечу. Собравшись вокруг стола вся семья поздравляет друг друга словами “Христос Воскресе!” Если в семье есть девушка на выданье, то кулич кладут ей на голову и произносят: “Была людям такая величественная, как сися кулич пшеничная!” Спустя хозяин очищает святую яйцо, разрезает на столько частей, сколько человек собранные за столом. Далее пробуют пасху и все понемногу.
Пасхальный обливаний понедельник
В Пасхальный понедельник непрерывно бьют в церковные колокола. Раз в год к этому может присоединиться все парней. Ведь как хозяйничает на колокольне звонарь, на Пасхальные праздники сделать это может всякий желающий. А еще, когда на Пасху постоять под колоколом, здоровье будет крепким круглый год.
К Пасхе каждый старается приобрести обновку. Эта традиция связана с весной, обновлением, пробуждением при родах. В закарпатских селах и городках праздничная понедельничного служба, после которой люди трижды обходят церковь с хоругвями - это прекрасная возможность для девушек и женщин похвастаться новым нарядом. После службы традиционно посещают крестных родителей, дедушек и бабушек, чтобы таким образом оказать им свое уважение.
Пасхальный понедельник называется обливаний или политая … По традиции, ребята обливают девчат водой, сейчас же часто пользуются духами. Барышни могут отблагодарить тем самым во вторник. В гуцулов раньше парень вел дев чина, которая ему больше нравилась, до ручейка или речки и поливал водой, чтобы была хорошая и здоровая, а она за это давала писанку. Больше парни радовались, когда яйцо трощилося у девушки за пазухой.
В Закарпатье существует легенда о Полываный понедельник. “По Пасхе в понедельник поливаются. Это потому, что когда Христос воскрес, то люди радовались и говорили одно другому:
- Христос Воскрес! Христос Воскрес!
А жиды поливали их помоями. Обы отмыться от помоев, обливали себя чистой водой, чтобы смыть с себя всякую скверну “(Записал Иван Сенько от Коваль Анны, с. Келечин, Межгорского района.
Во все три дня праздников молодежь традиционно шла в церковь и играла в различные игры. Например, на Хустщине “били блишкы”, на Раховщине играли в “букурию” и “спускайтесь, вишни”, ныне же скорее обращены на шашлыки, поэтому играют разве детки, - пишет газета “Старый Замок”
В этот день традиционно ходят в гости к знакомым и родственникам, празднуют по совместной трапезой, частуються освященными куличами, обмениваются писанками.
Праздник Пасхи - самое длительное христианское торжество. С апостольских времен этот праздник длится 8 дней, до Томина понедельника.