Бхадрапа́да (хинди भाद्रपद, bhādrapada IAST), или бха́дра (хинди भाद्र, bhādrа IAST), или прауштхапа́да (хинди प्रौष्ठपद, prauṣṭhapada IAST) — месяц индуистского календаря, в едином национальном календаре Индии бхадрапада является шестым месяцем года, начинающимся 23 августа и заканчивающимся 22 сентября. В нём 31 день.
В этот месяц проводится фестиваль Ганеша-чатуртхи, празднующий день рождения бога Ганеши. Он приходится на 4—10 числа, то есть на светлую половину, месяца бхадрапада и является главным праздником года в Махараштре. Тёмная половина месяца предназначена для поклонения мёртвым. Этот период называется Питру-пакша.
В солнечных религиозных календарях месяц бхадрапада начинается со вхождения Солнца в созвездие Льва и считается пятым месяцем в году.
В дни праздника индийские города Вриндаван и Мтхура становятся центром паломничества индуистов всего мира. Однако культ Кришны не знает строгих канонов. Ему поклоняются монахи-аскеты, странники и простые горожане.
Джанмаштами, или день рождения Кришны, – один из наиболее значимых и любимых праздников индийского календаря. Иногда его даже называют на европейский лад "индийским Рождеством".
Дата праздника "плавающая", поскольку вычисляется по лунному календарю, не всегда совпадающему с привычным нам григорианским. "Джанма" означает на санскрите "рождение", а "аштами" – восьмой день убывающей луны в лунный месяц Бхадрапада.
Культ поклонения Кришне имеет настолько древнюю историю, что еще задолго до начала нашей эры эта традиция вышла далеко за пределы Индии. Так, изображения Кришны и его брата Баларама были обнаружены на бронзовых монетах греческого царя Агатоклекса, жившего во II веке до н.э.
Кришна – излюбленный персонаж индийского пантеона богов. Как гласят священные тексты, 5 тысяч лет назад он спустился на землю, чтобы пропеть Бхагавад-гиту (Песнь Бога) и оставить о себе память на последующие тысячелетия.
Детские годы Кришны, когда он был пастушком, вызывают в индусах наиболее живые эмоции и умиление, в отличие от того серьезного Кришны, который, собственно, и произнес знаменитую Бхагавад-гиту воину Арджуне перед грандиозной битвой, разыгравшейся между армиями двух родов Пандавов и Кауравов.
Но одно дело Кришна – автор священных текстов и совсем другое – игривый, беззаботный пастушок с неизменной флейтой. Ведь ему не нужно тяжело трудиться, поскольку у него и так все есть, а если он и занят чем-то, то только исключительно для своего удовольствия. Наверное, этим и объясняется всеобщая любовь к Кришне, а также еще и тем, что для поклонения и служения ему не существует предписанных канонов.
|
|
Последнее не относится, однако, к монахам, для которых аскеза считается богатством. Чтобы обрести милость Кришны, они просыпаются до восхода солнца, совершают омовение, даже если вода очень холодная, повторяют на четках бесчисленное число мантр. Потом они обходят священную гору Говардхан – километров двадцать пять по страшной жаре.
Образ Кришны также очень популярен в традиционном индийском искусстве, начиная с театра и классических литературных произведений и кончая танцем и даже названиями изысканных кушаний, особенно сладостей. А с появлением знаменитой поэмы Джаядевы Госвами "Гита Говинда" (XII в.) зародилась и лирическая традиция песен о Кришне уже не только на санскрите, но и на бенгали, майтхили, браджаболи, хинди и других языках.
В Индии Джанмаштами отмечают почти везде, прежде всего в городах Вриндаване, Матхуре и Двараке, где культ поклонения Кришне насчитывает, по меньшей мере, пять тысячелетий. По преданию, Кришна родился в Матхуре, во Вриндаване провел свои детские годы, а в Двараке построил город-государство.
В дни праздника Вриндаван и Матхура превращаются в "индуистскую Мекку", куда стекаются миллионы паломников со всех уголков Индии и других стран. Все, кто там бывал в эти дни, невольно ощущают необычную атмосферу всеобщего ликования. Кого тут только не встретишь: величавых старцев в белых одеждах, монахов, толпы замотанных в сари женщин, странствующих йогов, все имущество которых заключается лишь в посохе, чтоб отбиваться от обезьян, да железном сосуде для воды.
Дороги и обочины запружены рикшами и автобусами из столицы. Горожане приезжают сюда целыми семьями. Больше всего народа толпится возле храма Шри Банки Бихари, в алтаре которого стоит скульптура Кришны с бриллиантовыми глазами. Пробиться внутрь можно, лишь заплатив определенную мзду. Считается, что если в этот день загадать желание, глядя в глаза Кришне, то оно непременно сбудется. Разумеется, желание должно быть добрым. Надо только обязательно попасть внутрь.
Впрочем, в дни праздника все храмы, посвященные Кришне, переполнены. В них под пение гимнов божество омывают водой, йогуртом, молоком, фруктовыми соками и медом.
С раннего утра и до поздней ночи всю округу сотрясает грохот барабанов, несущийся из всех святилищ одновременно, и радостный гвалт. Большинство людей постится до ночи, зато на следующий день, называемый Нандотсавой ("ликование Нанды Махараджа", в семье которого явился Кришна), в храмах раздают угощение, причем порой число блюд достигает 108 (сакральное число в индуизме). В этот день можно полакомиться обжаренными на сливочном масле лепешками, тушеными овощами с пряностями и сыром, рисом, сваренным в сладком молоке, и другими сладостями.
Завершается Джанмаштами праздничным салютом. Тут уж местным жителям нужно быть начеку – петарды могут упасть на соломенную крышу домика. Но пожары случаются крайне редко, да и то тушатся быстро всем миром. Иначе нельзя, ведь Джанмаштами – это не только грандиозная храмовая мистерия, но еще и домашний праздник, поскольку божество Кришны стоит в семейном алтаре большинства индийцев. Если люди ходят в храм как "в гости" к Богу, то дома этот Бог запросто становится настоящим членом семьи, требующим тепла и заботы. В том же Вриндаване таких домашних храмов столько же, сколько и жилищ.
Юрий Плешаков