Заставка к материалу:Владимиров Иван Алексеевич (1869 -1947) «На уроке грамоты у дьячка», 1913
Первое воскресенье октября
Начиная с 1965 года в республиках Советского Союза отмечается День учителя. В эпоху Советского Союза этот профессиональный праздник повсеместно отмечался в первое воскресенье октября согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных датах».
Неизменно в первое воскресенье октября День учителя отмечают в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, Латвии, Украине.
В 1994 году ЮНЕСКО учредила Всемирный день учителя (World Teaches' Day), отмечаемый ежегодно 5 октября. С этого же года Россия вошла в список стран, отмечающих День учителя в этот же день — по Указу Президента Российской Федерации от 3 октября 1994 № 1961 «О праздновании Дня учителя» День учителя стали отмечать не в первое воскресенье октября, а 5 октября.
День учителя — один из самых любимых профессиональных праздников. В этот день учителя принимают поздравления от своих воспитанников, которые дарят им цветы и подарки, устраивают концерты, рисуют красочные стенгазеты и по традиции во многих школах проводят День самоуправления.
Учитель — это не только человек, обучающий наукам, но еще и носитель духовности и нравственного начала. Учителя выполняют особую гражданскую миссию — воспитание молодого поколения. Их знания и опыт, преемственность традиций и новаторство лежат в основе каждой школы.
Мы всегда очень требовательны к своим учителям. Хотим, чтобы они обладали всей полнотой знания, были тактичны и мудры, приветливы и снисходительны. И, конечно же, желаем, чтобы наш учитель всегда был в хорошем настроении. О том же, что учителю нужна наша личная поддержка, зачастую забываем…
Но сегодня хочется пожелать всем учителям, доброго здоровья, мира, благополучия. А также неустанного поиска истины и знания, взаимопонимания в коллективе и благодарных, любознательных учеников!
Ян Стен (1626—1679) «Строгий учитель» (Дерево, масло. 1668 г. Частная коллекция)
На картине Яна Стена маленький ученик в чём-то провинился перед строгим преподавателем. Наверное, мальчик не справился с заданием. И ему не помогут горькие слёзы: педагог не склонен прощать нерадивость. С тревогой смотрят на учителя и другие дети — ведь наверняка не всё идеально и в их тетрадках. Только один мальчик полностью поглощён своим делом и не обращает внимания на происходящее. Для него знания важнее, чем гнев или похвала преподавателя.
Учиться в голландской школе XVII века было совсем непросто. Правда, родителей в кабинет директора не вызывали, да и двойки в дневник не ставили. Однако за лень и небрежность ученик мог получить и подзатыльник, и удар деревянной указкой по пальцам. Писали же школьники в то время не как сейчас, удобными шариковыми или гелевыми ручками, а птичьими перьями и чернилами. Одно неловкое движение — на листе появлялась уродливая клякса, и всю работу приходилось переделывать заново. И учебников, доступных каждому, тогда тоже не было. Не будешь внимательно слушать, что говорит учитель на уроке, — так ничего и не узнаешь.