Канка́н (франц. cancan, буквально — шум, гам) — французский танец. Долгое время считался непристойным. Появился в Париже в 30-е годы XIX в. на публичных балах.
Музыкальный размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па: выбрасывание руки, ноги, головы, прыжки вниз головой. Наиболее известная мелодия: канкан композитора Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду» (1858).
Канка́н (франц. cancan, буквально — шум, гам) — французский танец. Долгое время считался непристойным, обозначающий в театральных постановках бордель. Но весёлый и шутливый строй женщин, задирающих юбки и вращающих ножками, быстро перекочевал в кафешантаны, кабаре, оперетту и различные шоу.
Появился канкан в Париже в 30-е годы XIX в. на публичных балах. Музыка для канкана могла быть самой разнообразной, главное, чтобы выдерживался размер в 2/4 и она подходила для веселья. Самую известную мелодию для зажигательного танца написал Оффенбах, она звучит в финале его «Орфея в аду» (1858), именно с нею сейчас ассоциируется канкан как таковой.
Своим происхождением задорный танец обязан английскому контрдансу, который был известен на Туманном Альбионе еще в XVI веке. Во Франции эта разновидность танца распространилась значительно позже. Пик популярности канкана пришелся на середину XIX века. Зачастую распространение канкана связывают с именем Шикара (Chicard) – ведущего развлекательных шоу, клоуна, танцора. Иногда изобретение фигур канкана приписывают ему, другие источники утверждают, что все эти шпагаты, юбки, взмахи придумала танцовщицa Селест Могадо в 1850 году.
Основными фигурами канкана являются махи ногами (в Мулен-Руж, где исполняется самый «канканистый» канкан, танцовщицы выбрасывают ноги в течение 8 минут), прыжки, шпагат и взмахи юбками, которые с каждой минутой становятся все более и более смелыми, все больше и больше обнажая ножки в соблазнительном ажурном белье.
Постановка канкана требует соблюдения всего нескольких правил: зажигательная, узнаваемая музыка, костюмы с юбками и смешное дамское бельё.
Кстати, нынешнее представление о канкане как исключительно о женском танце неверно. Изначально в нем участвовали и танцоры-мужчины, демонстрирующие трусы с ромашками - они выполняли те же махи, прыжки и шпагаты, а также им необходимо было отпускать девушкам шлепки при выполнении теми наклона с юбкой на голове. Участие в действе танцоров отражено, например, на картине импрессиониста Жоржа Сёра «Канкан» (1889-1890 гг.).
Основные движения и фигуры канкана
1. Попеременные махи юбками.
2. Махи ножками с подскоком.
3. Поворот спиной и юбки на голову, должно быть видно нижнее бельё.
4. Строй девушек полубоком, опираются друг на друга как на стойку бара и отмахиваются ножкой назад.
5. Поднимают юбки и идут на зрителя. Небольшие махи юбками привлекают внимание к трусикам.
6. Махи ногой вперёд, махи в сторону.
7. Подскоки на двух ногах вместе.
8. Соло перед строем: махи ногой по максимуму вверх.
9. Строй повторяет за ведущей махи ногой.
10. Другая девушка или парень - вращения перед строем.
11. Строй идет за ведущим размахивая юбками.
12. Махи ногами.
13. Третий ведущий соло – мaхи ногой.
14. Строй повторяет.
«Настоящую кадриль» придумала парижская танцовщица Селест Могадо в 1850 году. Десять лет спустя англичанин Чарльз Мортон, тот самый, что создал первый мюзик-холл, назвал танец «французским канканом». Увы, для чопорных британцев он оказался слишком фривольным и его изгнали с английской сцены. Зато по нашу сторону Ла-Манша канкан прижился и стал весьма популярным. Настолько, что сама английская королева Елизавета II посетила 21 ноября 1981 года представление в «Мулен Руж».
1917 В Саратове премьерой спектакля «Гибель „Надежды“» Г. Гейерманса открылся Солдатский Театр Революции.
1940 В московской квартире Николая Островского (ул. Горького, 14) открылся музей писателя.