1934 На экраны вышел фильм братьев Васильевых «Чапаев» сразу ставший самой популярной картиной советского кино. 5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма.
Наполненный революционной романтикой и яркими характерами, с блестящей игрой исполнителя главной роли Бориса Бабочкина, фильм рассказывает о легендарном герое гражданской войны — Василии Ивановиче Чапаеве.
1934 - СССР
Режиссер: Георгий Николаевич Васильев, Сергей Дмитриевич Васильев
Актеры: Борис Бабочкин, Борис Блинов, Георгий Васильев, Георгий Жженов, Леонид Кмит, Варвара Мясникова, Николай Симонов, Борис Чирков, Степан Шкурат.
«Чапаев» — это уникальный опыт создания культурного героя средствами кино. Фильм братьев Васильевых появился в тот момент, когда поэзия на советском экране сменялась драмой, идеология заговорила в нем не языком монтажного авангарда 1920-х годов, а кинопрозой с элементами вестерна, комедии и народной песни.
Старая хроника сохранила неопровержимый факт небывалого успеха этого фильма. «Мы все идем смотреть Чапаева» — такой транспарант несут красноармейцы в колоннах многолюдной демонстрации. Это действительно был фильм «для всего советского народа», для многих его поколений. Секрет успеха прост и трудно, редко достижим. Он — в герое. Одновременно легендарном и реальном, психологически сложном и сказочно простом, принадлежащему истории и мифу. Авторы сценария и режиссеры фильма братья Васильевы создавали такого героя, находясь между литературой и фольклором. Между прозой бывшего комиссара чапаевской дивизии Д. Фурманова и народными песнями, сказами о Чапаеве. К нему стягиваются все сюжетные линии, на нем замыкаются все отношения, на него работают все остальные персонажи, непосредственно и опосредованно. Даже события гражданской войны — лишь драматическая среда, в которой живет, борется, погибает этот герой. Герой с большой буквы, ибо являет собой счастливого человека, оседлавшего свою судьбу и трагически погибающего, несмотря на это. Но герой без котурн, с живым, противоречивым, многожанровым характером. К такому зритель проникается доверием и интересом, дарит ему любовь и сочувствие, действительно готов надеяться: «А вдруг выплывет!»
Чапаев — роль всей жизни талантливого русского актера Бориса Бабочкина, его профессиональное счастье, его профессиональный подвиг. Фотографии, хроника свидетельствуют: герой и исполнитель мало похожи. Однополчане, даже родной сын утверждали: «похож». Это было сходство внутреннее, сущностное, не внешнее и не дарованное природой, а завоеванное талантом, мастерством, трудом актера.
"Каким был на самом деле Василий Иванович Чапаев - теперь не так уж и важно. Создав на экране фольклорного героя, Васильевы выполнили не только социальный заказ, но и главную задачу кино, которое во все времена и при любой власти стремится заменить собой реальность."
Сергей Добротворский.
Патернализм Фурманова, сюжетно иногда слишком подчеркнутый, смягчается, если не снимается, исполнителем роли, улыбчатым, славным и веселым Борисом Блиновым. Это очень искренний, честный и совсем еще молодой человек. Вместе с Чапаевым мы, зрители, начинаем его любить. Актер, который, как и Николай Баталов, был словно рожден для образа обаятельного большевика, тоже до обидного рано умер. Он погиб от брюшного тифа в эвакуации в Алма-Ате — получилось не по сюжету фильма "Чапаев", где начдив гибнет, а комиссар остается жив. В жизни исполнителю главной роли Борису Андреевичу Бабочкину посчастливилось пройти после "Чапаева" долгий и плодотворный актерский и режиссерский путь, хотя славы одного Чапая ему хватило бы на два века. Бабочкин умер в 1975 году, прощались с ним в Малом театре, где Борис Андреевич работал последние двадцать лет. У гроба, в ногах стоял постаревший, но по-прежнему верный своему Чапаю актер одной роли Леонид Кмит. Чапаев был сыгран Бабочкиным блистательно — это не преувеличение. Вдохновенная увлеченность артиста своим персонажем сочеталась с филигранной нюансировкой, пластическая выразительность и общий броский контур фигуры — с психологической правдой малейшего выражения глаз. Портрет этого человека был поистине живым, неповторимым, индивидуальным и — вместе с тем — определенным типом времени. Со своей удалью и хитрецой, бесшабашной храбростью и какой-то душевной незащищенностью, открытостью, умом и наивностью, искрящимся талантом, сказывающимся в любом его проявлении, Чапаев был поистине национальным героем, натурой чисто русской.
Зоркая Н. М.
1929 Создается «Интурист» - единственная в течение долгого времени в СССР туристическая организация.