Календарь
»   События и факты  »   Просмотр материала  / Эра цветного кинематографа /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской
Эра цветного кинематографа
2017 » Декабрь » 11 » Понедельник
Оцени заставку:
2206 3 | 5
    № 1372     11 Июль 2010  
1909 Эра цветного кинематографа начинается демонстрацией первого цветного фильма в Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке.
  ©     четверг, 7 мая 2009 года, 14.33
Кинематограф с самого начала мечтал о звуке и цвете. Исключительно черно-белым кино не просуществовало и десяти лет с момента изобретения. Придумывались различные методы «окрашивания», пока не была изобретена цветная пленка в том виде, в каком мы знаем ее сейчас. История становления цвета в кино в контексте раскрашенного Штирлица не лишена некоторой иронии.

Интересуясь мнением зрителей о цветной версии телефильма «Семнадцать мгновений весны», регулярно встречала фразы типа: «Да тогда только на ч/б и снимали. Вариантов не было».

В 1973 году вариантов было предостаточно. Но обо всем по порядку.

Первые пробы

Официальном годом рождения кино считается 1895-й. Хотя за пару лет до этого уже были изобретены «кинетоскоп» Эдисона, аппарат Тимченко, «хронофотограф» Демени и еще с десяток приближенных к синематографу аппаратов.

Французский режиссер Жорж Мельерс начал раскрашивать анилиновыми красками свои короткометражки на стыке веков. А в 1902 году его фирма «Стар Филмз» стала крупнейшей кинокомпанией в мире, выпуская часть картин в цветном варианте (ручное раскрашивание каждой копии).

Метод Мельерса представлял собой два схожих процесса: вирирование (химический процесс, при котором черное и темно-серое превращаются в оттенки какого-либо цвета) и тонирование (тот же процесс, только перекрашивались белые и светло-серые тона). Иногда процессы совмещались для одной сцены и пленка получалась двухцветная.

Выработалась даже отдельная система восприятия цвета: сцены стихийных бедствий красили в красный, синий достался вечерним и ночным сценам, желтым окрашивали сцены порока и предательства, утро было светло-розовым, а для страшных и фантастических сцен использовали зеленый цвет.

Была организована отдельная фирма «Патэ», где проходило массовое окрашивание по трафарету в 3—4 краски. Правда, запатентовать метод почему-то никому не пришло в голову.

Первый российский цветной фильм, раскрашенный по методу Мельерса, вышел на экраны в 1909 году — «Ухарь-купец» режиссера В. Гончарова.

Пробовали раскрашивать не только сценами, а передать всё разнообразие красок в одном кадре. Но это была очень кропотливая и несовершенная работа. Поэтому красили только отдельные детали. В середине 80-х годов при помощи компьютеров подробное разноцветное раскрашивание обрело новую жизнь и термин — колоризация. То, что сделали с фильмом «Семнадцать мгновений весны», именно так и называется.

Самым знаменитым примером колоризации начала прошлого века является красный флаг в фильме «Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, снятом в 1925 году.

Так как для большевиков важнейшим из всех искусств являлось не только кино, но и история молодого государства, они занялись своим «раскрашиванием». Во всех учебниках по истории кино цветная пальма первенства была отдана Эйзенштейну, а метод Мельерса считался не до конца проработанным. О нем упоминали, но не акцентировали.

Технические попытки

Было понятно, что вручную много не раскрасишь. Нужно придумать возможность снять и показать цвет. Такую задачу могли решить только специальные аппараты.

Самый первый патент на цвет получил Джордж Альберт Смит в 1906 году. Его система заключалась в специальной съемке через фильтры и последующем показе покадрового чередования уже через проекционные фильтры.

Подобную систему использовал русский фотограф Проскудин-Горский, благодаря которому мы имеем цветные фотографии царской России. Отличалась она тем, что съемка была не последовательная, как у Смита, а одновременная на три разных фотопластины через разные цветофильтры, а проектировались они при печати одновременно.

Но в кино от этой системы отказались почти сразу — для фотографии объект может застыть, пока его снимают на три фотоматериала, а кино всё же движущаяся картинка и снять одинаковые три пленки невозможно.

Были изобретены специальные съемочные аппараты. Светорасщепляющая оптическая система позволяла одновременно экспонировать («записывать» изображение) три кадра, расположенных на одной пленке. Метод был по тем временам очень дорогой. Кинокамера требовала постоянной юстировки (налаживания оптической системы). А просмотр требовал специальной проекционной аппаратуры.

Популярностью пользовался бипачный метод — съемка велась на две пленки, сложенные эмульсиями друг к другу. Ближе к объективу располагалась пленка, чувствительная к сине-фиолетовым лучам (фронт-фильм), вторая воспринимала желто-красные лучи (рюк-фильм).

Но в данной системе возникал временной параллакс — движущиеся объекты имели вокруг своих контуров цветную кайму. К тому же резкость оказалась ниже, чем в черно-белых фильмах.

Цветной прорыв

Революцией в цвете стал трехпленочный способ Technicolor, запатентованный в 1933 году.

Кроме двух скрепленных эмульсиями пленок, в аппарат вставлялась третья, максимально чувствительная к зеленому цвету. Перед ней ставился зеленый фильтр. Скрепленные эмульсиями пленки из бипачного метода претерпели изменения. Первая была чувствительна к синему цвету, а вот вторая — обычная, панхроматическая.

Главная особенность метода заключалась в том, что в результате специальной обработки негатива на пленке образовывался желатиновый рельеф, который пропитывали водорастворимыми красителями.

Из-за этого этапа, не вдаваясь в остальные технические подробности, возник миф о том, что пленки раскрашивали. Однако весь процесс включал в себя 30 последовательных операций, где требовалась особая точность, чтобы не возникали цветные контуры.

Но миф быстро распространился, и самый популярный фильм, снятый с помощью Technicolor , — «Унесенные ветром» (1939) — считается раскрашенным. Это не совсем правда, но и не совсем ложь.

Благодаря Technicolor в 1935 году, сразу после короткометражки «Кукарача», появился первый полнометражный фильм «Бекки Шарп» американского режиссера армянского происхождения Рубена Мамуляна, эмигрировавшего из Тифлиса (нынче Тбилиси) из-за революции. Этот год и принято считать годом появления цветного кино.

Несмотря на то что Technicolor дорогостоящий метод, требующий по-особому переделанной кинокамеры и кинопроекторов, он просуществовал в мировом кинематографе более двух десятилетий — до середины 50-х годов.



Фильм "Унесенные ветром" - один из первых цветных фильмом в истории кинематографа, хотя по-настоящему цвет в кино утвердился только в 60-е годы. Картина была снята при помощи системы "Текниколор", при которой черно-белые снимки окрашивались в красный и зеленый цвета и скреплялись в единую ленту, что позволяло получить нужную цветовую гамму. Этот метод был дорогостоящим: он не только потреблял большое количество пленки, но и нуждался в специальной кинокамере.


Сталин, посмотрев фильм «Кукарача», рекомендовал начать разработки советского способа цветного кино. В конце 30-х годов Павел Мершин изобрел свою систему, аналогичную Technicolor. А на заводе «Ленкинап» были изготовлены первые кинокамеры для этой системы, получившие индекс ЦКС-1.

На начало 40-х годов были запланированы первые цветные съемки, но первый полнометражный трехслойный фильм «Иван Никулин — русский матрос» из-за войны вышел только в 1944 году.

Победа цвета

Ученные искали возможность создания настоящей цветной пленки, но Первая и Вторая мировые войны законсервировали исследования. Работу продолжила только одна немецкая фирма Agfa.

В конце 30-х годов в фашистской Германии были созданы первые цветные кинопленки. А также разработана технологическая цепочка получения естественного цветного изображения от начала до конца, от съемки до киносеанса.

Цветное и черно-белое кино стало возможным снимать на одни и те же кинокамеры и показывать с помощью обычных кинопроекторов. С 1940 по 1945 год цветное кино составляло более 20% немецкого кинопроизводства. Кроме того, сохранилась цветная кинохроника Второй мировой войны.

Весной 1945 года фабрика Agfa со всеми лабораториями по проявке в качестве трофея досталась Советскому Союзу. Первый советский цветной фильм, снятый непосредственно на цветную пленку, был выпущен уже летом 1945 года. Это была документальная лента «Парад Победы».

Второй страной после Германии цветное кино в том виде, в каком мы знаем его сейчас, стал производить Советский Союз. Безусловно, качество пленки оттачивалось годами, но сам процесс «съемка — проявка — копирование — прокат» остался таким же. Победив фашизм, мы завоевали не просто мир, а цветной мир.

Цвет, Штирлиц и фальсификация

Когда в середине 80-х в Голливуде стали колоризировать фильмы, многие высказывались против. Режиссер Джо Данте сказал: «Черный и белый цвет — это форма искусства. Меняя цвет фильма, мы фальсифицируем историю».

Фальсификация истории происходит не только путем раскрашивания черно-белого кино. Это основа любого режима. В японских школах изучают, что ядерные бомбы сбросили по инициативе СССР, американский летчик лишь орудие в руках настоящего врага. В китайских Дальневосточный край России подается как будущая китайская провинция. На Украине возвеличивают бандеровцев. США считают себя одним из главных победителей фашизма, да и вообще пупом всея Земли. У нас… да вы и сами знаете.

Если немножечко сфальсифицировать историю цветного кино, то мы везде будем самыми первыми. Эйзенштейн первый колоризировал черно-белые фильмы, Мельерс не в счет. Закрыв глаза на эмиграцию, первым режиссером, снявшим полнометражный цветной фильм, станет «тифлисский мальчик» Рубен Мамулян. Если не учитывать немецкое цветное кино 40-х годов, потому что там был злой нацистский режим, мы самые первые, кто снял кино на цветную пленку.

В цветном Штирлице мне видится не просто фальсификация, о которой говорил Джо Данте. Есть там нечто другое ненастоящее, складывающееся из обрезанного кадра, сокращенных диалогов и хронометража, ускоренного Капеляна. То, что на первый взгляд не уловишь, красивыми, не срывающимися на эмоции словами не расскажешь.

Постскриптум

Сейчас происходит много споров о наступлении эры цифрового кино и смерти кинопленки. В ближайшие 10 лет этого не произойдет. Не потому, что нет хороших цифровых кинокамер, а потому, что пока нет возможности переоборудовать огромное количество кинотеатров по всему миру. Даже если съемки происходят на цифру, кино потом перегоняют на позитивную пленку, с которой делают копии и отдают в прокат.

Мы давно не производим кинокамеры, не разрабатываем новые фотокамеры и оптику, выпуская лишь то, что сейчас очень популярно за рубежом под названием «ломография». А цифровую технику даже не начинали.

Будет ли у нас цифровой «Парад Победы — 2»?

Юлия Бурмистрова



1769 В Англии патентуются жалюзи.


1931 В Советском Союзе принимаются Правила уличного движения.


----- 10 Декабрь Декабрь 12 -----
  По материалам:  Частный корреспондент  

 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты