Казалось бы, современный костюм сделать проще простого. Бери сегодняшний любой модный журнал – и рисуй. Спектакль готов. Зачастую многие так и поступают. Конечно, все мы делаем костюмы, опираясь на собственный вкус, знания и культуру. По сути, это и есть авторское видение.
Но костюм сегодняшнего дня, так же как и костюм исторический, прочитывается как текст. Состоит из знаков и символов. Т.е. несет определенную информацию об его владельце. Информацию возрастную, социальную, имущественную (богат - беден). Часто эта информация считывается окружающими вне желания её обладателя. Одеваясь определённым образом, человек врядли думает, что он демонстрирует плохой вкус. Но костюм выдаёт своего хозяина и сообщает окружающим информацию о полученном образовании, о культуре человека.
Это следует учитывать художникам при создании костюма к современным пьесам. Так богато и броско одетая женщина у нас (в силу исторически сложившихся обстоятельств, о чём ниже) выглядит преуспевающей бизнес-леди, или же супругой состоятельного человека, на Западе же столь яркие и выразительные предметы, как норковая шуба, каблуки-шпильки, неумеренное потребление косметики, характеризуют дам совершенно другой, гораздо более древней, если не сказать древнейшей, профессии. И это не случайно. Многолетнее отсутствие необходимых товаров в нашем отечестве создало культуру и эстетику бедности, которая естественным образом теперь компенсируется дорогими (читай яркими) одеждами. Кстати, здесь возникает и ещё одно желание владельца костюма - ввести окружающих в заблуждение. Выдать себя за более состоятельного экономически человека, надев более дорогую одежду.
На знаковой символике костюма был построен спектакль, поставленный автором этой статьи в 1996 году в Киеве. Пьеса современного автора о любви, о попытке любви, о попытке найти взаимопонимание. Знакомство по брачному объявлению. Но в отличие от одноименного фильма с Ани Жирардо и Филиппом Нуаре, герои пьесы не отличались ни умом, ни воспитанием. Он – преуспевающий бизнесмен из «новых русских», не отягощённый знаниями в объёме средней школы, Она – портниха, засидевшаяся в девках, и желающая выйти замуж за кого угодно и как можно скорее.
Герой является на первое свидание в спортивном костюме «Адидас» (что являлось на то время в провинции символом достатка) и в дорогих кожаных туфлях, но при галстуке. Героиня же (девушка 54 размера) выбегала на сцену, переодевшись для свидания, в розовом приталенном вечернем платье с оборочками и открытыми плечами. Следует добавить, что встреча происходила у героини дома, в то время как, она мыла пол после ремонта. Вся нелепость ситуации встречи, и желание покорить партнёра любой ценой, характер героини прочитывались сразу. Её было жалко, но появление артистки в этом нелепом платье вызывало смех и аплодисменты в зале. Кстати, администрация театра так и не поняла сочетания спортивного костюма с туфлями, и когда последние износились (а спектакль шел до недавнего времени), были куплены кроссовки.
Здесь костюм был построен на конфликтности, на несочетаемости размера, цвета и фасона платья с возрастом героини, с ситуацией, несоответствии тематически спортивного костюма туфлям. Для героя же это был набор престижных дорогих вещей, которыми он хотел сообщить окружающим о своём благосостоянии и месте на социальной лестнице, чем и покорить девушку.
Я бы сказала, что современная одежда предполагает внестилевость и эклектичность. Эклектичность сегодняшней одежды обусловлена не только и не столько социальными моментами, но разрушением стилевого единства, упорно внедряемого модельерами с конца 1980-х годов. Надо сказать, что в своем стремлении разрушить правила стиля они преуспели. Шляпка и джинсы с туфлями на шпильках в начале 80-х воспринимались как верх безвкусицы, сейчас никого не удивляют. Так называемая «игра», на которой построено всё сегодняшнее «от кутюр». То есть сочетание несочетаемых тканей и фактур, кружева с мехом, полиэтилена с ситцем. И прочее. Игра. Интересно? Да. Стиль вне стиля? Да. Красиво? Спорный вопрос. Очень зависит от вкуса создающего костюм.
Наблюдается в сегодняшней моде и повторяемость. Стремление современных модельеров к моде 50-х (а сегодня уже к моде 1970-х) говорит о цикличности моды последних десятилетий. Как мы знаем, выходя с подмостков на улицу, мода претерпевает значительные изменения. И тут вступают в силу вышеперечисленные законы восприятия костюма; его знаковость, символизм, социальность. «Встречают по одёжке...» - эта пословица лишь подтверждает всё вышесказанное.
Читатели наверняка помнят, как в научно-фантастических романах 1960-1970-х годов предполагалось, что в ХХI веке все будут носить костюмы из блестящих полимерных тканей и вовсю пользоваться немыслимыми техническими благами. Как видим, в скафандрах по улицам никто не ходит, да и синтетические ткани не очень в чести. Что же касается технических благ, то всевозможные плееры, мобильные телефоны стали в последние годы аксессуаром костюма, причем не зависимо от возраста владельца. Примером может быть забавная сценка, наблюдённая автором на одном из рынков города. Пожилая тётка, одетая в классический костюм бабульки: байковый халат, простые чулки, стоптанные ботинки «прощай молодость», вязаную кофту с растянутыми карманами, платок. Раздается мелодичный звонок, из кармана бабулька вынимает суперсовременный мобильник: «Алё! Да тута я! Огурчиков на засолку хочу купить».
Причем миниатюрные телефоны вызвали моду на различные чехлы для них, для ношения на шее. И стали не только функциональной вещью, но и украшением. Врядли кто-либо вешал на шею мощные «уоки-токи» начала 1990-х с весом до полукилограмма.
Нельзя воспринимать костюм вне контекста, вне времени. Исторически меняющиеся акценты заставляют художника быть очень внимательным при создании современного костюма. «Приличность» костюма целиком связана с ситуацией. Одежда или детали её уместные в одной ситуации, неприличны в другой.
Итак, можно попробовать вывести основные принципы создания сценического костюма, пригодные как к сегодняшнему, так и к историческому костюму.
1.
Конфликтность костюма.
Соединение несоединимых предметов в костюме, если это нужно. Противопоставление костюма данного персонажа остальным, если это нужно. Противопоставление костюма персонажу, если это нужно.
2.
Историчность костюма.
Если костюм исторический, то найти такой образ этого костюма, чтобы у зрителя не возникало сомнений по поводу принадлежности костюма к той или иной эпохе. Следует отметить, что это не относится к внеисторическому костюму. То есть к костюму, носящему некий обобщающий вневременной характер. В этом случае костюм не должен привязываться ни к какому историческому периоду, и не вызывать никаких исторических аллюзий. К сожалению, сделать костюм, не относящий зрителя ни к чему, просто невозможно, как невозможно представить себе нематериальное Нечто. Любое представленное будет иметь материальную форму. Это просто не подвластно человеческому разуму, т.к. все наши представления основываются на уже виденном однажды.
Существует, по нашему мнению, два пути создания исторического костюма:
1)
путь реконструкции костюма;
2)
путь современной реплики на исторический костюм.
Автор намеренно не употребляет слово «стилизация» костюма, так как можно заметить к какой исторической безграмотности и нелепостям привел сейчас этот термин. Ибо понятие «стилизация» сегодня предполагает собой упрощение костюма, то есть отказ от деталей, замену исторического кроя на современный. Результат заметен сразу. Идя подобным путём, художник не только не попадает ни в какую эпоху, но и не создает внеисторического костюма. Получается ложь, нелепость и как результат - разрушение образа. Последнее время очень часто художники выводят на сцену героев одетых в костюмы разных эпох, тем самым предполагая якобы создание некой внеисторической реальности. Это явная ошибка.
3.
Роль и значение деталей костюма.
Значение аксессуаров. Часто в театре аксессуары носят второстепенный характер. («Мелкие, на сцене никто не увидит»). Значение детали, будь то очки, шейный платок, веер, чемодан, невозможно переоценить. Всё это помогает актёру найти характер роли, её суть. И могут рассказать зрителю не только о персонаже, его характере, об его истории, истории его семьи, его месте на социальной лестнице и ещё о многом другом. Как пример, можно привести сценические костюмы Франко Дзеффирелли.
Каким множеством, на первый взгляд, ненужных подробностей отягощены его костюмы! Но какой эффект подлинности создается этими «излишествами».
Фильм Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда»
4.
Цвет костюма.
Это просто тема для отдельного исследования. Мы хотим лишь упомянуть о соответствии цвета костюма персонажу, времени, месту, общему замыслу спектакля. Сюда входит понятие группового костюма, или костюма группы. Существует такая распространённая ошибка. Часто художники, создавая костюмы отдельных персонажей, не учитывают, что актёры могут появляться в разных мизансценах в одном и том же костюме. И часто получается, что, например, в розовато-сиреневой гамме костюмов одной сцены появляется зелёный костюм (персонаж) из другой сцены. Картинка нарушена. Понятно, что цвета названы приблизительно, и автору не хотелось бы приводить примеры из идущих ныне спектаклей. Да, «свести» все костюмы очень трудно, но для этого художник должен присутствовать хотя бы на одной - двух репетициях, чтобы иметь зрительное представление о происходящем в пьесе, и иметь возможность исправить все недочёты вовремя (до премьеры).
5.
Социальная (имущественная) знаковость костюма.
То есть принадлежность героя (героини) какому-либо социальному слою, а тем самым и характеристика персонажа.
Автор надеется, что все вышеперечисленные рекомендации по созданию сценического костюма помогут начинающим художникам в работе над спектаклем.