Костюм
  »   История костюма   »   Просмотр материала  / Ритуалы с поясом /
Вы просматриваете сайт как   Гость

  Дневник автора
Блок новостей
Костюм Грим и постиж
Библиотека Иллюстрации
Календарь Интернет-обзор
 
Просматривают: 1
Заглянувшие: 1
Авторизированные: 0
Авторский проект   Людмилы Войновской
Ритуалы с поясом
Тема на сайте
Оцени заставку:
1820
    № 538     01 Ноября 2010, 21:43  
  Аксессуары      
  1 ноября 2010  
  ©    
Пояс-оберег

Круг, столь наглядно воплощенный в поясе, во всех культурах мира считался идеальной формой, недоступной злым духам. По народным поверьям разных стран, в поясе, как во всяком круге, заключалась власть, противостоящая всякой нечисти и болезням (см.Пояс силы). В отличие от специального шаманского опоясывания (см.Пояс шаманский) в роли пояса-оберега выступал любой ежедневно носимый ремень и каждый препоясывающийся по своей вере наделял его силой оберега.

Поясом пользовались при заговорах о сохранении здоровья. С помощью пояса стремились изгнать болезнь или передать ее.

В каноническом индуистском сборнике «Атхарваведа» (I тыс. до н. э.) есть заговор на долгую жизнь, обращенный к поясу: «О пояс, вложи в нас мысль, мудрость!.. Обними ты меня на долголетие, о пояс!». На Руси больному лихорадкой советовали пойти в лес, найти осину, поклониться ей и сказать: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу», и перевязать ее своим поясом.

Согласно народным поверьям с помощью пояса, как магическим кругом, можно было оградить себя от нечистой силы.

По русскому народному поверью, подпоясанного человека «бес боится, и леший в лесу не заведет», поэтому, отправляясь в путь, мастеровой или купец обязательно надевал пояс. В России XVIII века имели хождение простонародные медицинские книги. В одной из них написано: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство».

В Полесье (Житомирщина) полагали, что ведьм можно ловить, как арканом, с помощью освященного пояса. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от сглаза, наговора и приворотов других женщин. В XIX веке в Шенкурском уезде Архангельской губернии считалось, что пояс способен защитить вдову от домогательств нечистой силы, которая захочет ее посетить в облике покойного мужа. У народностей Амура недавно овдовевшая женщина носила пояс из рыболовной сети с тем, чтобы оградить себя от злого духа, принесшего смерть ее мужу.

В Коми, когда в дом заходил посторонний мужчина, все мальчики должны были быть препоясанными. Если же кто-либо из них оказывался без пояса, то сразу же после ухода посетителя мать ребенка осуществляла очистительные ритуалы.

В народных традициях разных стран с помощью пояса устанавливали границу между своим и чужим и символически притягивали добро к дому.

В Белоруссии глава семьи проходил в новый дом первым, а затем втягивал за пояс всех остальных. В коми-зырянской загадке надевание пояса сравнивается с возведением укреплений вокруг городища: «...встретимся [два конца пояса] и срубим город».

В Центральной России считалось, что с помощью пояса можно «привязать» скотину ко двору. Во Владимирской губернии новокупленную скотину проводили через опояску, постланную у ворот, приговаривая: «Забывай старого хозяина, привыкай к новому!».

В южнорусских деревнях при первом выгоне скота пояс расстилали перед порогом хлева или воротами двора, дабы животные благополучно вернулись домой. С этой же целью пояс привязывали к рогам коровы или клали пастухам в сумку. Хозяева с волнением следили, чтобы при выходе корова «не уволокла ногами» пояс, поскольку это сулило несчастье по дороге на пастбище.

На Русском Севере накануне первого выгона скота хозяйка плела из трех льняных ниток пояс, нашептывая: «Как этот плетешок плетется, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся, ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях...». Этот пояс хозяйка носила до самого выгона скота. Накануне она снимала его с себя и закапывала у выхода со двора со словами: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держался, так крепко коровка круг двора держись». Некоторые обрядовые действия с поясом были направлены на стимулирование мужской и женской плодовитости и на защиту беременной женщины.

Согласно Сербскому списку XV века лыковым поясом лечились от мужского бесплодия. Русский обычай опоясываться травами на Юрьев день ради беременности имел, по всей вероятности, глубокие языческие корни.

Заменой какого-то дохристианского обряда стал обычай, согласно которому бездетные русские женщины в надежде забеременеть носили при себе кусок пояса священника.

Православные сербки из Призрена и его окрестностей опоясывали старые церкви шерстяной ниткой, из которой они потом плели пояс и надевали на себя, чтобы забеременеть. Сербки-мусульманки также использовали этот обряд, только первоначально они опоясывали шерстяной нитью мавзолей шейха Гусейна в Призрене.

При беременности женщины-коми начинали носить пояс своего мужа, считая его более сильным оберегом, чем свой. Им не рекомендовалось снимать пояс даже на ночь, чтобы не снились кошмары («не давил домовой»).

Пояс был необходим как при жизни, так и после смерти. Считалось, что и в потустороннем мире человеку надлежало быть препоясанным. Поэтому пояс включали в комплект смертной одежды и в разных местах по-разному использовали в траурных ритуалах.

В большинстве губерний России, когда хоронили умершего, пояс расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело. Согласно поверью если не сделать этого, то мертвый не обретал покоя. В ряде губерний России пояс на покойном завязывали на один узел, в особенности если муж или жена покойного надеялись повторно вступить в брак.

В России, когда гроб выносили со двора, ворота завязывали поясом, чтобы оградить дом от повторных смертей. Лошадь, везущую гроб на кладбище, вели не за поводья, а за пояс. В Белоруссии во время похорон хозяина дома по выносу его тела со двора ворота завязывали красным поясом для того, чтобы вслед за хозяином не пошел мор на домашний скот.

На Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, «чтобы больше покойников не было».

В южной Македонии поясом из шелковых нитей опоясывалась талия покойника, что защищало от исхода сил из семьи умершего.
Симоне Мартини (1284?‑1344 гг.). Сиенская школа. Роспись капеллы Сан Мартина в Ассизе. Около 1317 года. Фрагмент из сцены посвящения святого Мартина в рыцари.
Пояс-посвящение

У многих народов мира пояс играл важную роль в обрядах посвящения в профессию или ритуалах наделения должностными полномочиями. Опоясывание одежды символизировало готовность к профессиональному труду, к социальному служению или к политической карьере.

У таджиков и узбеков Средней Азии подвязывание пояса составляло важную часть обряда посвящения ученика в мастера.

В Коми, как только подросток начинал промышлять и выполнял мужские работы самостоятельно, он изготавливал себе собственный охотничий пояс «тасму» — знак его принадлежности к миру взрослых мужчин. В одном из якутских преданий упоминается узорный пояс по названию «маамык», опоясывание которым символизировало возведение в должность местного правителя — «князца-тойона».

В автобиографии великого среднеазиатского правителя Тимура (1336-1405 гг.) сказано: «Шейх благословил меня… препоясал меня поясом, дал мне шапку и вручил коралловое кольцо». Рис. 1 Посвящение в рыцари в Западной Европе сопровождалось опоясыванием портупейным поясом с рыцарским мечом (Рис. 1).

В наши дни функция посвящения у поясов сохранилась в церкви, спорте и армии. В этих сферах форма поясов нормативна и имеет строго определенное значение.
Пояс силы

Пояс является универсальным образом силы, представленным в мифах, преданиях и сказаниях древности. Независимо друг от друга все народы мира почитали пояс, защищающий важные энергетические центры организма, как символ жизненной энергии, сверхъестественных способностей и неотразимой сексуальности. Магия пояса исходила из его круглой формы, соотносимой с циклами времени, то есть сила пояса была силой самого времени. Отсюда пояса-невидимки, которые часто упоминаются в фольклоре разных стран мира. С помощью пояса-невидимки герои становились невидимыми, как само время. Разорванный пояс означал смерть, равно как и его отсутствие.

Рис. 1

Волшебными качествами вечной молодости и сексуальной привлекательности обладал воспетый в греческих мифах пояс богини любви Афродиты (у римлян — Венеры). Пояс источал чарующий аромат, любовная власть которого подчиняла себе и богов и людей. Богиня семьи великая Гера часто просила Афродиту дать ей на время этот пояс, чтобы сильнее привлечь к себе своего божественного супруга Зевса (Рис. 1).

Помимо «пояса любви», в греческой мифологии существовал и образ «пояса войны», так называемый «пояс Ипполиты». С ним связан девятый подвиг Геракла, которому было поручено добыть пояс царицы амазонок Ипполиты. Этот пояс бесстрашной воительнице подарил бог войны Арес. Убив Ипполиту в бою, Геракл снял с ее окровавленного тела украшенный золотыми пластинами пояс.

Рис. 2

В скандинавском эпосе бог грома, бури и плодородия Тор опоясывается поясом силы, благодаря которому его божественная энергия удваивается, что делает его главным защитником богов и людей от исполинов и чудовищ (Рис. 2). В словацких преданиях о разбойнике Яношике колдунья дарит герою волшебный топорик и пояс, дающий необычную силу.

Герой легенд коми-зырян колдун-богатырь Шипич, отличавшийся сверхъестественной силой, был убит врагами после того, как те разрезали его серебряный пояс и из него улетела жизнь.

В сказаниях обских угров божественный пояс Торума, ассоциировавшийся с Уральским хребтом, будучи опущен на землю, обеспечил устойчивость всего среднего мира.

В русских былинах богатыри перед битвами обязательно препоясывались.

Представление о поясе как об источнике силы запечатлено в популярном и ныне выражении «заткнуть за пояс», то есть одолеть, победить.

Вера в магическую связь пояса с физической или духовной силой человека сформировала разнообразные обряды с поясом (см.Пояс крестильный, Пояс-оберег, Пояс-посвящение). Хотя большинство этих обрядов сейчас ушли в прошлое, архетип пояса силы присутствует в каждом из нас и неосознанно определяет наш выбор при покупке ремня, а также бессознательно ощущается нами, когда мы надеваем или снимаем пояс.
Пояс шаманский

Шаманский костюм — одна из основных принадлежностей служителя архаического культа. Главное предназначение шаманского костюма заключается в охране шамана от злых духов во время камлания (Рис. 1, Рис. 2).

Обязательной частью шаманского костюма является специальный пояс, который у разных народов делается из самых разнообразных материалов: кожи, ткани, металла (Рис. 3, Рис. 4).

Во всех шаманских традициях по важности своей роли в ритуале пояс уступает только шаманскому бубну. Шаманский пояс помогает шаману или шаманке проникать в недоступные для человека миры и общаться с духами.

Все шаманские пояса имеют подвески, каковыми являются маленькие скульптуры и плоские изображения духов, медный или бронзовый нож в ножнах, родовой священный меч, трубка, кисет, колокольчики, лапы крупных хищных птиц, шкурки мелких животных, коготь и зубы медведя, высушенные головки птиц и пр. Все предметы шаманского пояса считались священными и служили оберегами, так как именно в них при камлании вселялись духи-помощники и божества различных космических тел. Считается, что поясом шаман связывает злых духов или ловит их, как арканом.

Пояс символизирует дорогу в потустороннем мире. Когда в своих странствиях по иным мирам шаман встречается с пропастью, он перебрасывает один конец пояса через нее и перебирается по нему, словно по мосту. Пояс проводит границу между Верхним (Небесным) и Нижним (Подземным) миром, он также символизирует меридиан, опоясывающий землю, и как бы замыкает пространство шаманского костюма. Вместе с другими предметами шаманской принадлежности пояс «оживлялся» (освящался) во время посвящения шамана и периодически подвергался ритуальному очищению, чтобы не потерять своей волшебной силы.
Пояс верности

В истории человечества пояс был не только элементом одежды, но и инструментом контроля сексуальной жизни. Речь идет о так называемом «поясе верности», устройство которого исключало половой акт. Пояс верности защищал женщину от сексуального домогательства, но одновременно был чудовищным орудием психологического и физического насилия над ней.

Впервые устройства, аналогичные поясу верности, появились в Древней Греции. Рабыням надевали кожаный ремень из двух полос: первая обхватывала талию, а вторая проходила между ногами. Данное приспособление уберегало невольницу от беременности, так как, вынашивая ребенка, женщина не могла выполнять тяжелую физическую работу. Носили пояса верности и проститутки, а хозяином ключа и денег были их сутенеры.

Согласно преданиям в эпоху Средневековья обычай закрывать жену «на замок» впервые ввели в Германии. Но историки считают, что предания о рыцарях, надевающих пояса верности на своих жен или возлюбленных перед отправлением в Крестовый поход, являются более поздними вымыслами. До сих пор отсутствуют археологические подтверждения использования поясов целомудрия в раннем Средневековье. Учитывается и то обстоятельство, что трение железа о кожу и половые губы при невозможности полноценной гигиены вызвало бы заражение крови и смерть женщины. Трудно представить, что кто-либо решился носить пояс верности столь длительное время, как многомесячные Крестовые походы.

Самые ранние упоминания о поясах верности содержатся в песнях, балладах и поэмах, датируемых XII веком, но там они являются, скорее всего, поэтическими метафорами. Со временем метафоры начали обретать материальное воплощение. Относительно достоверная информация о поясах верности встречается в книге Конрада Кайзера фон Эйштатта «Bellifortis» 1405 года, в которой приводится иллюстрация с комментарием «Это тяжелый железный пояс, которым закрываются женщины Флоренции». Среди городов, где изготавливались пояса верности, автор называет Рим, Венецию, Милан и Бергамо.

Первые дошедшие до нас пояса верности датируются XVI веком. Скорее всего, именно в этом столетии и началось их массовое производство, что не случайно совпало с эпохой географических открытий. В конце XV века из Америки моряки привезли индейский сифилис и триппер, которые быстро распространились по Европе. В XVI веке доктора еще не умели их лечить. В связи с этим спрос на пояса верности резко возрос, ибо мужья опасались, что их здоровье может пострадать из-за неверности жен. Пояс верности XVI-XVII вв. выглядел следующим образом: к металлическому поясу между ногами крепился металлический перехват с небольшими отверстиями для отправления естественных потребностей. По бокам пришивались кожаные прокладки, чтобы не стереть кожу до крови. Мастера делали пояса верности из материалов сообразно финансам заказчиков. В музее немецкого города Хемниц хранится пояс верности, сделанный целиком из золота, а в парижском музее Клюни есть экспонат из серебра. Совершенно очевидно, что из какого бы металла ни был сделан пояс верности, его ношение самым отрицательным образом сказывалось на здоровье женщины, особенно если после отъезда мужа выяснялось, что она ждет ребенка.

Лучшие экземпляры поясов верности делали в Бергамо и Венеции, из-за чего они и получили названия «бергамского замка» и «венецианской решетки». В XVI-XVII веков было широко распространено выражение «запереть жену или любовницу на бергамский лад». В Италии девочек с 12 лет заключали в «венецианскую решетку». Ключ от нее жених получал в день свадьбы из рук родителей и становился единственным его обладателем. Сейчас трудно сказать, насколько велика была активность использования пояса верности в городской и сельской среде. На территории Западной Европы в некоторых женских захоронениях XVI-XVIII веков находят пояса верности на останках несчастных девушек и вдов. Насилие мужей мобилизовывало женскую хитрость. Ремесленники извлекали двойную выгоду от продажи своих изделий: за немалые деньги они вручали пояс и ключ ревнивому супругу, а за отдельную плату предоставляли копию ключа жене либо ее поклоннику.

В XVII веке появляются механические усовершенствования поясов верности. Если раньше замок можно было вскрыть любым острым предметом, то теперь появляются замки с секретом. В случае, если механизм пытались открыть, пружинный захват защемлял стержень отмычки и при этом откусывал кусочек металла. Таким образом, хозяин пояса верности мог выяснить, сколько раз покушались на его женщину. Многие пояса, сохранившиеся до наших времен, являются произведениями искусства. На них мастерски изображены сюжеты о прелюбодеяниях и наказаниях, а также соответствующие строки из Священного писания.

Жертвами поясов верности были не только женщины. В викторианской Англии XIX века впервые изобрели мужской пояс верности. Он использовался, чтобы помешать мальчикам мастурбировать, что явно калечило детскую психику.
Свадебный пояс

Женский пояс у всех народов мира был символом верности, порядочности и женской стыдливости, в связи с чем пояс считался важной деталью свадебного костюма. Пояс невесты свидетельствовал об установлении брачных отношений и обязанностей (Рис. 1). Пояс жениха в свадебном обряде символизировал сексуальную силу и, по народным представлениям, провоцировал рождение мальчиков. У большинства европейских народов свадебные пояса были красными или пестрыми с преобладанием красных тонов, что охраняло брачующихся от всякой нечисти и дурного глаза (Рис. 2). Обрядовые действия, производимые со свадебным поясом, отличались разнообразием, как по странам, так и по их областям. Пояс, как линия судьбы, связывал жизни молодых на всех этапах свадебного ритуала, начиная с гадания о суженом и сватовства и кончая венчанием и брачной ночью.

В обрядах поиска суженого соединенные концы пояса ассоциировались со связанностью судеб будущих жениха и невесты.

В русских деревнях девушки, желавшие выйти замуж, искали в лесу две осины, которые можно было перевязать одним поясом, и если находили, то считали, что желание их о замужестве сбудется. В Вологодской губернии существовал обряд гадания о суженом на поясе. На ночь к поясу девушка привязывала замок, запирала его, а ключ клала под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня».

В обрядах сватовства с помощью пояса родные и близкие молодых стремились укрепить их брачные отношения и свои новые родственные связи.

В России XIX столетия крестьянская невеста до и после свадьбы раздаривала до ста поясов, и потому некоторые девушки начинали ткать пояса с девяти-двенадцати лет (см.Пояса русского народного костюма XVIII—XIX веков).

В Псковской губернии свата, собирающегося в дом невесты, одаряли пояском, приговаривая: «Не я бью, удача бьет».

В Тамбовской и Псковской губерниях сваты, приходя в дом невесты, раскладывали кругом на полу пояс, и если невеста впрыгивала в него, то это означало ее согласие на свадьбу.

В Рязанской губернии крестный отец невесты снимал с себя кушак, связывал им молодых и стукал их головами с тем, чтобы они «жили ладно да гладко».

В Тамбовской губернии дружка, сняв кушак с жениха, обвязывал им новобрачных и обводил их вокруг стола в знак неразрывной связи будущих супругов.

Русская невеста дарила жениху вытканный ею узкий шерстяной пояс в красных тонах, после чего она уже не имела права изменить решение и отказать жениху.

В России по завершению сватовства матери благословляли молодых не только хлебом, но и поясом, положенным сверху.

В ряде русских губерний свадебный пояс на девушку впервые надевал отец или ее крестный при обряде помолвки.

У белорусов невеста на сговоре опоясывала жениха.

В обряде венчания пояс выступал в роли оберега от дурных помыслов и символизировал вступление молодых в новый социальный статус.

В русских деревнях молодые, идя под венец, опоясывались под одеждой узловатой ниткой или лыком, что должно было предохранить их от порчи.

В селениях Калужской области в 20-е годы ХХ века существовал обряд «надевания красного пояса». Он проводился перед отправлением невесты к венцу, когда невесту поверх венчальной тонкой льняной рубахи подпоясывали красным шерстяным поясом с кистями. В обряде участвовали только женщины, которые осыпали невесту шутками, часто откровенно эротического плана.

В некоторых областях центральной России поясами украшали расписные дуги свадебной повозки.

В центральных губерниях России пояс клали на подножное полотенце в церкви.

В Коми для молодых, отправлявщихся под венец, полагались специальные пояса, связанные так же, как рыболовные сети, с множеством узелков, символизировавших большое потомство.

В деревнях Италии существовал обряд обряжания невесты женихом, который включал две основные части — надевание на ноги невесты обуви и подвязывание одежды свадебным поясом. Пояс был красного цвета, что напоминало древнеримскую традицию накрывать голову невесты покрывалом красного цвета.

В Верхней Австрии и Тироле, а также в соседней Баварии, платье невесты подпоясывалось металлическим поясом, который надевался один раз в жизни.

Во Франции пояс служил одним из традиционных подарков жениха. Помимо пояса, в набор из четырех ритуальных предметов костюма невесты входили фартук, чулочная подвязка и туфли. В XIX-XX веках пояс был, как правило, белым, а в старину — пестрым.

Кто бы ни надевал свадебный пояс невесте в ходе свадебного обряда, у всех европейских народов снять его мог только будущий муж, что утверждало его власть над женой.

В селах Сумской области, когда молодых клали на постель в первую брачную ночь, дружка связывал им ноги поясом, с тем «чтобы дружно жили».

В Тамбовской области с целью расположить молодую к рождению детей к ней на колени сажали мальчика, она целовала его и дарила «девичий пояс».

После свадьбы русская молодая одаривала поясами за услуги тех, кто наливал воду в рукомойник, зажигал лучину, готовил постель и участвовал в прочих свадебных приготовлениях.

Традиционные свадебные обряды ушли в прошлое, но обычай дарить подарки как молодоженам, так и их родственникам остается в силе. С помощью каталога коллекции ремней фирмы «Олио Рости» вы сможете выбрать достойный свадебный подарок. Сбудутся ли пожелания, которые вы выскажете, вручая этот подарок, будет зависеть от искренности и силы ваших чувств.
Без пояса в бесчестии

В мифах и преданиях многих народов мира пояс является знаком принадлежности к миру положительных героев. В русском фольклоре «без креста, без пояса» появляются только отрицательные персонажи. Отсюда выражение «распоясаться», то есть попрать нормы нравственности. Обитателей потустороннего мира, принимающих человеческий облик (русалок, лихорадок и др.) выдает отсутствие пояса. Действующие лица многих сказок, которые имеют контакт с нечистой силой, описываются «распоясками». Коварная жена былинного богатыря Добрыни Никитича Марина Игнатьевна, призывая в свой терем Змея Горыныча, высовывалась в окно в одной рубашке без пояса.

По старорусским поверьям, тот, кто вышел без пояса «беспоряхою», становится жертвой нечистой силы, чаще всего лешего.

На Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что означало «лишить воинского звания». Рис. 1 По русским обычаям, человек считался униженным, когда с него прилюдно срывали пояс. В 1433 г. состоялась свадьба великого князя московского Василия II по прозванию Темного (правил 1425-1462 гг.) и Марии, дочери князя Ярослава Владимировича Боровского. Во время пира княгиня-мать Софья Витовтовна, чтобы показать превосходство своего сына, сорвала с удельного князя звенигородского Василия Косого (правил 1421-1448 гг.) шитый золотом с дорогими каменьями пояс. Тем самым она нанесла тяжкое оскорбление всему роду князей звенигородских, что послужило поводом для многолетней междоусобной войны между двоюродными братьями за власть. История этого самого знаменитого в Древней Руси пояса восходит ко временам суздальского князя Дмитрия Константиновича (1321-1383 гг.), который дал его в приданое за дочерью Евдокией, ставшей женой Дмитрия Донского (1350-1389 гг.). Московский тысяцкий Василий Вельяминов подменил этот пояс другим, меньшим, а настоящий отдал своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии Марии. Таким образом, пояс из семьи Дмитрия Донского попал в боковую княжескую линию и в качестве приданого передавался несколькими поколениями, пока не достался Василию Косому. В этом поясе тот и явился на свадьбу великого князя. Софья Витовтовна считала пояс собственностью своего семейства, поэтому и сорвала его со звенигородского гостя (Рис. 1). Снятие крестильного пояса означало приобщение к потустороннему миру, поэтому его снимали вместе с крестом при добывании «цветка папоротника» в ночь на Ивана Купалу, при поисках клада, во время исполнения языческих обрядов против эпидемий и падежа скота.

Во многих странах существовала вера в то, что можно навредить человеку, произведя над его поясом различные колдовские действия.

По поверьям поляков и белорусов, с помощью скрученного пояса ведьма могла «оборотить» весь свадебный пояс в волков.
  Источник:  Olio Rosti
 

 
 
 
 
>
 
Дизайн сайта адаптирован под браузер
Google Chrome
Отзывы 2007 - 2014 © karnaval.my1.ru Хостинг от uCoz Контакты